Основные положения экзистенциализма
Стремится доминировать и экзистенциализм ( лат. exsistentia - существование, т.е. философия существования ). Он получает распространение после первой мировой войны в странах, которые понесли большие человеческие потери – в Германии и Франции. А затем в других странах Запада, так как пережитые ужасы и переживаемые последствия войны тормозили адаптацию людей к новым жизненным условиям и новой системе ценностей. Прежде всего, поразительной была обесцененность в глазах общественности жизни тех, кто вернулся с полей войны и не мог приспособиться к изменившимся условиям, - так называемое " потерянное поколение". Это создавало почву для распространения положений экзистенцианизма: во Франции - Г. Марселем (1889-1973 гг.), Ж.П. Сартром (1905 – 1980 гг.), А. Камю (1913 – 1960 гг.), в Германии - М. Хайдеггером (1889 – 1976 гг.) и К. Ясперсом (1883 – 1969 гг.).
Родоначальниками исходных концепций экзистенциализма были идеи С.Кьеркегора (1813-1855) и Э.Гуссерля (1859-1938). В их учениях содержалось утверждение, что экзистенция не есть бытие конкретного человека, а субъективный мир переживаний, недоступный рациональному познанию. Круг вопросов экзистенциализма связан с анализом смысла жизни человека, постоянно испытывающего страх. Основными положениями европейского экзистенциализма являются:
1) отчужденность человека - отстраненность его от общества, "брошенность" в мир. Одиночество человека изначально, в нем состоит подлинное его существование. Пребывая в нем, человек постепенно постигает свою сущность. Но речь не идет о том, что духовному отчуждению предшествуют другие его виды - материальное, деятельностное, экономическое, социальное, политическое. Экзистенциалисты абсолютизируют духовное отчуждение, делая его всеобщим, закономерным в любых условиях;
2) "бытие и обладание". Бытие имеет два проявления: отношение человека к себе и отношение человека к вещам. Первое - подлинное, второе - неподлинное. Подлинное бытие вступает в борьбу с обладанием вещами, накоплением. В большинстве люди тратят свою жизнь на обладание вещами и не формируют свое бытие, самих себя. Не познают возникающие при этом противоречия. Накопительство обедняет человека, лишает его многих достоинств. Достоинства не могут определяться имущественным положением, истинное существование - в общении, постижении своей сущности, а не в обладании вещами. Человек должен быть, а - не иметь. Это означает, что человеку необходимо постоянно совершенствовать себя, а не заниматься накопительством и рабски подчиняться вещам;
3) «существование предшествует сущности». Сущность (главное в содержании) и существование не взаимосвязаны. Сущность вторична, отвлекается от существования, абстрактна, не несет в себе ничего конкретного. Существование - субъективно, требует чувственного, интуитивного познания и переживания. Нет необходимости точно и ясно определять их характеристики. Доподлинно постигают существование только душевно больные люди. Человек существует, а потом свободно выбирает свою сущность. В этом положении идет речь фактически о том, что человек существует в обществе, не имея сущности (мировоззренческой, духовной, морально-нравственной и т.д.), а только на каком-то этапе ее сам для себя выбирает. Закономерен вопрос: как идет выбор? На это нет ответа, ведь , по мнению экзистенциалистов, человек не связан с обществом;
4) страх, смерть, свобода. Основная черта человеческого существования - страх. Это исходное переживание, оно пронизывает все проявления человека. Самый большой страх - страх смерти. Он сопровождает человеческое существо всю жизнь. Не всем его удается преодолеть. Страх – это несвобода. Высшим актом проявления свободы и преодоления страха является самоубийство. Только смерть несет освобождение от одиночества, забот, страха. Движением к свободе есть иррациональное понимание мира, характеристик своего бытия. М. Хайдеггер находил возможным утверждать, что свободен только тот, кто сознательно идет к смерти. Близость к ней заставляет человека задуматься о бытие, утрате смысла жизни, помочь в отчаянии. Специфически, в духе Ф.Ницше, М.Хайдеггер развивал тему страха: он помогает человеку подчиниться воле сверхчеловека, воплощающего все стремления существующих. Человек должен с радостью принимать волю вождя, в экстазе идти за ним и с радостью за него погибнуть. Таким образом, провозглашается обесценивание собственной жизни ради воли вождя, безоговорочной подчиненности ему.
Экзистенциализм сузил свою философскую проблематику, ушел от анализа окружающего мира, выявил субъективистское понимание процессов жизни, многое в трактовке бытия свел к переживаниям, чувственным постижениям. Данное направление отстраняется от анализа закономерностей общества, уходит от вопроса о его влиянии на человека и его бытие. Преобладание социального пессимизма, ограничение жизни человека узкими рамками своего обособленного "Я", эмоциональными переживаниями, низведение ценности человеческой жизни до малозначимых проявлений есть обесценивание гуманизма, психологизация сложных социальных процессов и философских вопросов.
Особенности неотомизма.
Проблемы человека в определенном аспекте также затронуты и неотомизмом - философским направлением, сформировавшимся в 50-х годах XX в. Обозначение этого направления идет от имени средневекового схоласта XIII в. Фомы Аквинского, положившего начало существования томизма. Обновление его положений, предание им требуемой современности, новизны стремился реализовать неотомизм. Желание укрепить позиции религиозной философии при снижающейся в мире религиозности, найти новые средства противостояния материализму, умалить значимость атеистических принципов предопределили проблематику данного направления.
Его основными постулатами являются следующие:
1) принцип разграничения истин разума (науки и философии) и истин веры (теологии): конфликт между наукой и религией был актуален только в прошлом. Сейчас наука якобы осознала свои ограниченные возможности и признала безграничность постулатов религии. Самый высокий уровень в классификации знания принадлежит теологии. Она учитывает результаты низших видов знания и осмысливает их. Таким образом, фактически продолжается утверждение средневековых акцентов, но в новом оформлении: философия и наука существуют только для доказательств религиозных истин;
2) "бытие потенциальное и актуальное". Данный постулат сосредоточивает внимание на становлении, переходе от потенциальных, возможных форм бытия к их активному проявлению. Физическая причинность действует по принципу божественного предусмотрения, а случайность - прямая божественная активность. Действительность образуется из взаимосвязи форм, низшая из которых - мертвые тела, в которых нет органичного единства. Вторая форма - жизнь, в ней больше единства и способности к активности. И высшая из них - духовная, представляющая собой наибольшую органичность, единство и волю божества;
3) "аналогия сущего" - высшее понятие - Бог. Он бесконечен, вездесущ, совершенен и благостен. Он и его творения аналогичны, он - причина и основа всякого эмпирического бытия. Весь процесс развития мира - осуществление божественного плана;
4) "персонализм Бога" - учение о личностном характере Всевышнего (лат. persona - личность). Он - верховная личность, первичная реальность, высшая духовная ценность, духовный первоэлемент бытия. Человек подвластен его совершенству и сам духовно формируется соответственно божественной воле.
Эти основные положения неотомизма показывают, что в итоге делается установка на подмену предмета философии и других наук идеей Бога. Осуществляется перенос религиозных трактовок на философскую основу. По утверждениям неотомистов, наука и философия не могут заниматься никакими иными вопросами, кроме проблем Бога, веры, укрепления влияния церкви. В философии данная позиция обозначается понятием фидеизм (лат. fides -вера).
Таким образом, неотомизм стремится лишить философию ее специфики, подменяет философскую проблематику теологической. При этом неотомизм подчеркивает свою сверхценность, уповая на историческую продолжительность своего развития на этапе томизма.