В) абсолютный дух и его самосознание
Составитель, нач учебной части
Кафедры истории и философии
В.А.МЕРКЛИН
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
Правильный вариант ответа выделен жирным шрифтом; в тестовом задании на экзамене жирное выделение будет снято.
ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ ПРЕДМЕТ
1.М. Фуко показал, что медицинское знание развивается в рамках культурно-исторического способа видения мира, который он назвал
а) парадигмой
б) научной программой
в) когнитивной ориентацией
г) эпистемой
д) логосом
2.Существенные особенности когнитивных и ценностных мировоззренческих ориентаций определяются
а) религией
б) наукой
в) искусством
г) политикой
д) совокупностью общественных отношений
3.Методом построения первых объяснительных моделей был метод
а) интроспекции
б) интроекции
в) экстраполяции
г) экстрагирования
4.Категоризация – это
а) выделение группы объектов на основе некоторого общего абстрактного признака
б) выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации
в) способ классификации предметов по генетическим критериям
г) способ классификации предметов по гендерным признакам
5.Какому мировоззренческому уровню соответствует категоризация?
а) обыденное мировоззрение
б) теоретическое мировоззрение
в) оба ответа верны
г) ни один ответ не верен
6.Социально-практической основой возникновения мифологического мировоззрения являлось
а) производящее хозяйство
б) механизм натурального обмена
в) присваивающее хозяйство
г) товарно-денежные отношения
7.Существенной чертой мифологического миропонимания является
а) вера в сверхъестественные силы
б) убеждение в особом предназначении человека
в) благоговейное отношение к природе
г) представление о тождестве субъекта и объекта
8.Сущностное различие мифологического и религиозного миропонимания заключается в
а) принятии системы поли- или монотеизма
б) предпочтении териоморфного либо антропоморфного облика богов
в) степени дифференциации элементов действительности
г) степени объективной достоверности
9.Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?
а) чувственно-образная форма освоения действительностью
б) абстрактно-понятийная форма освоения действительностью
в) теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью
г) все ответы верны
10.Рефлексия – способ осознания, при котором
а) предметом познания являются реальные объекты
б) предметом познания являются воображаемые объекты
в) предметом познания выступает само знание
г) предметом познания становится идеализированный объект
11.В онтологическом аспекте противоположным термину «рационализм» выступает понятие
а) иррационализм
б) эмпиризм
в) солипсизм
г) материализм
д) скептицизм
12.В гносеологическом аспекте направлением, противоположным рационализму является
а) идеализм
б) иррационализм
в) эмпиризм
г) скептицизм
д) агностицизм
13.Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет
а) формируется на бессознательном уровне
б) существует исключительно в сфере рационального
в) является синонимом только ценностных ориентаций
г) связан единственно с убеждениями
14.В чем заключается мировоззренческая функция философии?
а) теоретическое познание объективной реальности
б) смыслопорождение
в) формулировка возможных научных проблем
г) исследование конкретных объектов
15.Философия представляет собой
а) универсальное учение
б) учение об универсальном
в) учение об универсуме
г) решение проблемы универсалий
16.Объектом философского исследования является
а) человек и его место в мире
б) социальные структуры
в) закономерности природного бытия
г) мир как целостность
17.Предметом философского исследования являются
а) всеобщие законы и принципы
б) благо
в) общественно-исторический процесс
г) законы мышления
ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
1. Идея какого рода различий положена в основу понятия «азиатский способ производства»?
а) географических
б) эволюционных
В) социокультурных
г) религиозных
2. Укажите социокультурные ценности восточных цивилизаций, которые связаны со спецификой азиатского способа производства:
а) активность
Б) традиционализм
в) прокреативизм
Г) коллективизм
Д) созерцательность
е) новации
3. Укажите социальную структуру, которая является основой азиатского способа производства:
а) феодальное поместье
б) скотоводческая община
в) город-государство (полис)
Г) земледельческая община
4. Расположите в хронологическом порядке следующие религиозно-философские тексты древней Индии:
а) Араньяки (3)
б) Веды (1)
в) Сутры (5)
г) Брахманы (2)
д) Упанишады (4)
5. Брахман и Атман соотносятся как
а) душа и тело
б) порядок и хаос
в) абсолютный дух и его самосознание
г) материальный мир и его закономерности
6. В какой из четырех самхит излагаются самые ранние методы индийской медицины и фармакологии?
а) Самаведа
Б) Атхарваведа
в) Яджурведа
г) Ригведа
7. Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в Упанишадах свидетельствует о
а) усложнении ритуальной практики