Элемент, система, структура.
Объект может быть исследован не только как целое, состоящее из частей, но и как система, состоящая из элементов.
Системный метод с его категориальным аппаратом сложился на основе аналитического метода и его категорий, поэтому «элемент», «система» сопоставимы с категориями «часть» и «целое». Вместе с тем отношение «элемент — система» включает категорию структуры, играющую в системном анализе важную роль.
Категория «элемент» сходна с категорией «часть». Однако, формируясь на основе последней, она характеризуется большей абстрактностью. Элемент может быть безразличен к специфике предмета, в категории «часть» выражена его специфика. Ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях, образует систему.
Рассматривая объект как систему, исследователь отвлекается от специфики элементов, выявляя структурные связи. В центре внимания оказывается структура, определяющая качественные характеристики системы.
Для понятия структуры характерен особый тип отношений; это система связей, обеспечивающая упорядоченность элементов, их относительную устойчивость.
Две группы категорий: «целое - часть» и «элемент —систем - структура», несмотря на их близость, имеют свои особенности. Они составляют категориальную базу разных методов познания, выражают разный подход к объекту — аналитический и системный. Если с помощью первого раскрывается преимущественно состав объекта, его компонентность, то с помощью второго основное внимание перемещается на изучение структуры, что помогает выявить закономерности возникновения, функционирования и развития системы. Кроме того, системный подход позволяет исследовать систему не только как систему элементов, но и как элемент другой, более широкой системы, где она выступает уже не сама по себе, а в многочисленных связях и опосредованиях.
Типы систем многообразны. Существуют материальные и идеальные, статичные и динамичные, закрытые и открытые системы.
Содержание и форма.
Познание объекта как целого, состоящего из взаимосвязанных частей, или при системном подходе как единство элементов и структуры — основа выделения новых его сторон - содержания и формы.
Содержание принято рассматривать как совокупность всех (элементов) объекта, форму— как внутреннюю организацию, структуру содержания. Благодаря форме, организующей содержание, объект приобретает качественную определенность.
Однако существует и другое понимание этих категорий. Оно основано на признании определяющей роли структурных связей, без которых содержание распадается. Так, содержанием воды являются не атомы водорода и кислорода сами по себе, а определенная связь двух атомов водорода и одного атома кислорода, содержанием организма является не простая совокупность его органов, а их структурная связь, организация, обеспечивающая деятельность организма. Исключив структуру из содержания нельзя объяснить определяющую роль содержания по отношению к форме. Из этого следует, что содержаниепредставляет собой структурно организованную совокупность частей (элементов), форма — способ существования и проявления содержания. Что касается форм познания — восприятий, представлений, понятий, то они имеют специфику: являются не только способом существования и проявления содержания, но и способом его преобразования.
Рассматривая форму как способ существования и выражения содержания, важно отметить, что одно и то же содержание может существовать в разных формах: вода — в форме жидкости, льда или пара; существуют различные формы движения материи, общественного сознания, государственного устройства, политической организации и т.п. С другой стороны, разное содержание может быть выражено в одной и той же форме. Например, разные по содержанию мысли выражаются в форме суждения.
6. Причина и следствие.
Дальнейшее исследование объекта ведет к познанию разнообразных связей, в которых он находится и одной из которых является причинно-следственная, или каузальная связь (от лат. - причина). Под каузальной обычно понимают связь, одна из сторон которой (причина) порождает другую сторону (следствие, или действие).
Однако порождение причиной следствия не является односторонним, следствие в свою очередь воздействует на свою причину. Связь двух объектов или сторон одного объекта оказывается взаимодействием. Но чаще всего в этом взаимодействии выделяют активную и пассивную стороны, считая первую причиной, вторую — следствием. Так, взаимодействие между пулей и стеклом при определенных условиях вызывает изменения и в пуле, и в стекле: пуля деформируется, стекло разбивается. Но так как пуля в этом взаимодействии оказывается активной стороной, ее действие рассматривается как причина того, что стекло оказалось разбитым. Хотя в другом отношении (если нас, например, интересует причина деформации пули) причиной явится противодействие стекла.
Иначе говоря, действие и противодействие — две стороны явления — взаимодействия. Однако в познании и практике эта связь нередко упрощается: активная сторона рассматривается как причина, пассивная — как следствие.
Существует понятие причинного основания –совокупности всех обстоятельств, при которых наступает следствие: главные и неглавные, прямые и косвенные причины, а также стимулы и повод.
7. Необходимость и случайность.
Если все причинно обусловлено и причинно-следственная связь имеет необходимый характер, то не следует ли из этого, что случайности не существует? Именно так и считали механистические детерминисты (детерминизм - от лат. - определять) - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений действительности. Механистический детерминизм рассматривал случайность как непознанную причину. Случайность оказывается чисто субъективной категорией, необходимость при таком ее понимании выражается в идее предопределенности, в фатализме; для случайности не остается места. С другой стороны, отрицание необходимости индетерминистами означает понимание действительности как господства случайности, хаоса непредсказуемых событий. И та, и другая концепция означает, что всякая целесообразная деятельность человека оказывается невозможной.
Очевидно, следует исходить из признания и необходимости, и случайности.
Необходимость порождается устойчивыми причинами, в результате которых возникает именно данное следствие.
Случайность порождается неустойчивыми причинами, исходя из этого следствие может наступить, а может и не наступить.
8. Закон и закономерность.
Закон — это внутренняя необходимая, существенная связь в объекте или между объектами, она характеризуется также всеобщностью и относительной устойчивостью.
Понятие закономерности в широком понимании совпадает с понятием детерминизма, охватывает все формы взаимосвязи и взаимообусловленности, выступает как всеобщий «мировой порядок». Всеобщая закономерность включает закономерности отдельных сторон действительности: природы, общества, мышления, а также закономерности каждой из этих областей (например, экономической подсистемы общества), представляя собой, таким образом, общность законов мира в целом или какой-либо его части. Но закономерность не есть закон, она фиксирует некоторую «правильность», повторяемость, «сигнализирующую» о существовании закона. Познание, установив закономерность, стремится раскрыть за ней закон и таким образом объяснить закономерность как его проявление. При таком понимании закон и закономерность представляют собой парные категории, выражающие две стороны объекта: внутреннюю, существенную и внешнюю, являющуюся.
Явление и сущность.
Познание движется от явления к сущности. Но сущность не находится на поверхности и не может быть дана в непосредственных восприятиях. Проникая в сущность, мышление выделяет противоположные стороны объекта, фиксируя их в парных категориях: количество — качество, единичное — общее, часть целое, форма — содержание и т.д. Результатом движения познания от явления к сущности является синтез категорий, выражающих определенные стороны сущности и явления.
Категории, характеризующие явление и сущность, раскрывают их содержание с какой-либо одной стороны. Сущность - это внутренняя сторона объекта, явление — его внешняя сторона, сущность — общее для некоторого множества объектов явление проявляется в своей единичности. Содержание, причина, необходимость, закон также характеризуют стороны сущности. Форма, следствие, случайность, закономерность - различные проявления сущности. Они характеризуют явление. В своем единстве, дополняя друг друга, эти пары категорий раскрывают содержание сущности и явления.
10. Возможность и действительность.
Обнаружив сущность, можно не только объяснить ее проявления, но и выявить тенденции, содержащиеся в объекте, определить, чем он может стать и чем стать не может.
Настоящее и будущее существование объекта выражается в категориях действительности и возможности. Возможность содержится в самом объекте в виде тенденции. Возможность есть то, что совместимо с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Отрицанием возможности является невозможностъ, т.е. то, что не совместимо с объективными законами и, следовательно, не может осуществиться ни при каких условиях. Возможно, например, что жёлудь прорастет и со временем станет дубом, но невозможно, чтобы из жёлудя выросла сосна или береза.
Однако то, что невозможно в реальном мире, возможно в мире созданном человеческой фантазией — в мифологии, религии, искусстве. Понятно, что с развитием науки и многое из того, что считалось невозможным, становится возможным (например, освоение космического пространства, открытие и использование ядерной энергии). Но любая возможность в реальном мире не противоречит естественным законам.
Если возможность есть то, что может быть (но может и быть), то действительность — это то, что есть, реализованная возможность. Развитие представляет собой процесс превращения возможности в действительность, содержащую в себе новую возможность — потенциальную, нереализованную действительность.
Категории возможности и действительности выражают этапы, моменты процесса изменения и развития. Примером может служить возникновение и развитие жизни на Земле. Сложившиеся некогда на нашей планете условия создали возможность возникновения простейших живых организмов, содержащих в себе возможность появления более сложных форм жизни.
Существуют разные виды возможностей: реальные и формальные, конкретные и абстрактные, обратимые и необратимые, и некоторые другие.
Итог: Познание не завершается постижением сущности, оно должно объяснить ее проявления. Для этого необходимо построить теорию объекта. Научная теория, адекватно воспроизводящая объект, способна объяснить объект во всех его проявлениях. Опираясь на категории возможности и действительности, она способна предсказать его будущее состояние.
24.Научный факт как единица логико-методологического анализа*
Факт
Несмотря на интуитивную ясность понятия “факт”, при ближайшем рассмотрении оказывается, что оно многозначно. Можно выделить такие его значения: факт как нечто реально существующее, синоним реальности вообще (это онтологическое понимание факта, причем в самом широком смысле); факт как логическая форма, т.е. как фактуальное суждение; научный факт как форма научного знания.
Далее, говоря о факте, будем иметь в виду именно научный факт. Факт науки — это не просто срез реальности самой по себе, а нечто принципиально соотнесенное с научным контекстом, осмысленное в нем. С логической стороны научный факт не выражается обязательно в виде какого-то единичного конкретизирующего суждения; скорее следует полагать, что логическая форма репрезентации факта достаточно относительна и сопряжена с некоторой теорией, в которой факт интерпретируется; это станет яснее чуть ниже.