Самостоятельная работа №3, 4

Самостоятельная работа 1

Учебная цель: определить предмет философии.

Учебные задачи:

1. Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- отстаивать свою точку зрения.

знать:

- основные понятия и предмет философии;

-основные проблемы философии;

- функции философии.

Обеспеченность занятия :

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с

Норма времени: 2 часа

Задание 1.

1. Прочитать теоретический материал по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека. Становление философии из мифологии. Определить характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2.Записать в словарь термины и дать им определение: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, методология, этика, мировоззрение, понятийность, логичность, дискурсивность.

3.Написать сочинение:«Могут ли быть философские решения окончательными и однозначными?»

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Наука о бытии - это ...

А) онтология

В) гносеология

С) антропология

D) аксиология

2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:

А) диалектикой

В) метафизикой

С) онтологией

D) методологией

3. К функциям философии относится:

А) прикладная

В) прогностическая

С) идеологическая

D)теоретико-познавательная

4.Гносеология-это

А) греческая богиня

В) синоним истины

С) философская идея

D) раздел философии

5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания, называется:

А) политология

В) социология

С) политэкономия

D) философия

6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция

А) интегративная

В) коммуникативная

С) методологическая

D) гуманистическая

7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:

А) материалиста

В) идеалиста

С) агностика

D) рационалиста

2.Некоторые считают, что «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если Вы не философствуете, значит, Вы не человек?

3.В чём сходство, а в чём отличие философии от других наук?

4.Назовите функции философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа №2,3

Учебная цель: познакомить с трудами философов Древнего Китая и Древней Индии, Древней Греции, формировать умения проводить сравнительный анализ

Учебные задачи:

1. познакомиться с основными идеями и характерными чертами философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции.

2. Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение.

знать:

- философию Древнего Китая и Древней Индии;

- - причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия;

- основные философские школы Древней Греции.

Обеспеченность занятия :

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с

Норма времени: 4 часа

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.Прочитайте текст: Платон. Апология Сократа ( В.Д. Губин Основы философии стр. 27 -29), ответьте на вопросы:

1. Как вы думаете, почему Сократ отказался бежать после вынесения ему смертного приговора? Прав ли он был?

2. Как понимать знаменитые слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

Задание 2.Составьте глоссарий из основных понятий темы.

Задание 3.Выпишите в тетрадь по три - пять изречений следующих философов:

Сократа, Платона, Пифагора, Демокрита, Эзопа, Клеобула из Линда, Фалеса из Милета, Солона из Афин, Эпименида, Аристотеля.

Вопросы:

1. Дайте определение следующим понятиям: физис, архе, космос, логос.

2. Причины появления философии в Греции.

3. Перечислите философские школы досократического периода. Дайте их общую характеристику.

4. Основные периоды античной философии.

Задание 5. Как вы понимаете высказывания Диогена?

1. Однажды Диоген заметил незаконнорожденного мальчишку, швырявшего камни в прохожих. «Прекрати баловство, - сказал ему философ. – Ты можешь нечаянно угодить камнем в собственного отца».

2. Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

- Проверка рабочей тетради.

- Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме.

Вопросы для самоконтроля по теме: Античность и Средневековье

1. Основной проблемой древнегреческой философии является:

а) доказательство бытия Божия;

б) метод познания;

в) устройство космоса и место в нем человека;

г) развитие мировой цивилизации и её типов.

2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:

а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);

б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);

в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);

г) варианты а и в верны.

3. Наиболее известным из софистов был Протагориз Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:

а) универсум;

б) человек;

в) Бог;

г) природа.

4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»:

а) знать всё и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:

а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;

б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);

в) не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);

г) достижение общего блага, т.е. справедливости.

7. Философская система стоицизма построена на:

а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира;

б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;

в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;

г) отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».

8. В эпикуреизме философия рассматривается как:

а) компетентное мнение;

б) любовь к мудрости;

в) искусство жить счастливо;

г) процесс познания мира.

9. Основу философии неоплатонизма составляли:

а) учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение;

б) учение, берущее за основу принцип удовольствия (гедонизм);

в) признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе;

г) верны варианты а и в.

10. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:

а) эпикуреизма;

б) стоицизма;

в) кинизма;

г) неоплатонизма.

11. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

а) античность, возрождение, новое время;

б) апологетика, патристика, схоластика;

в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;

г) варианты а и б верны.

12. Средневековая философия (III–XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:

а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;

б) платонизм, неоплатонизми аристотелизм;

в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;

г) варианты а и б верны.

13. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:

а) геоцентрической;

б) гелиоцентрической;

в) механической;

г) варианты б и в верны.

14. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:

а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;

б) вечное, абсолютная истина;

в) знание о божественном (нетварном) бытии;

г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.

15. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

16. Учение Фомы Аквинского(1221–1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

17. Реализм(в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:

а) существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;

б) реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;

в) общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещахи выделяется нашим умом;

г) общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.

18. Крайности номинализма и реализма преодолел …, выдвинувший концепцию умеренного реализма:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Климент Александрийский.

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа №3, 4

Задание 1.Прочитайте текс (А.А. Сычев Основы философии стр. 94 -97). Ответьте на вопросы.

1. Какие мировоззренческие вопросы потребовали оформления категории бытия?

2. Составьте таблицу: Исторические этапы философского осознания бытия.

Наши рекомендации