Возрождения и нового времени

Сравнение СРЕДНИЕ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Онтология Теоцентризм (Бог – главное звено бытия);креационизм (сотворение мира Богом). Супранатурализм (Бог сверхприроден); теизм (Бог постоянно управляет миром); геоцентризм (Земля – центр мира) Антропоцентризм (человек – центр мира); пантеизм (Бог и природа едины). Гелиоцентризм (Солнце – центр мира); гилозоизм, панпсихизм и органицизм (Вселенная – это живой и одушевленный организм) Природа противостоит человеку; укрепление позицийматериализма; деизм (Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие по его собственным законам); атеизм; механицизм (универсальность законов механики)
  Антропо-логия     Человек сотворен по образу и подобию Бога; учение о первородном грехе. Сотериология (спасение души); трехсоставная сущность человека – тело, душа, дух. Дуализм тела и души, бессмертие души; свобода воли человека (выбирает и добро, и зло) Гуманизм; свобода, разум и творчество как сущность человека; реабилитация телесного начала. Подобие микрокосмоса (человека) макрокосмосу (Вселенной); титанизм (культ творческой, всесторонне развитой личности); ценность земной жизни человека Человек – разумное существо, преобразователь природы и общества; идея господства человека над природой на основе познания ее законов; механицизм в трактовке человека; соматизм (природа человека телесна); натурализм (сущность человека предзадана природой)
  Гносеология «Философия – служанка богословия»;приматверы над разумом; догматы веры сверхразумны;откровение – путь познания; экзегетика – толкование Библии; познание Бога – через самопознание человека Укрепление позиций разума, развитие научных методов; свободомыслие и скептицизм; роль эксперимента и математики в познании природы; познание бесконечно; познание Бога – в познании природы Природа познаваема (гносеологический оптимизм); роль науки в раскрытии законов природы; противостояние эмпиризма и сенсуализма с рационализмом; обоснование в их рамках методов индукции и дедукции
  Этика Религиозный характер морали, приоритет христианских ценностей; заповеди Бога – основа поступков человека; аскетизм – ограничение материальных и телесных потребностей в пользу духовных Секуляризация морали; гражданский гуманизм (служение общему благу); трудкак фактор развития человека; гедонизм (удовольствия); благородство по личным качествам и заслугам; идея Фортуны Рационализм в понимании мотивов поступков человека; индивидуализм (идея автономии личности); утилитаризм (принцип полезности); гедонизм. Доктрина неотъемлемых (естественных) прав человека
Социальная философия Приоритет богоустановленных законов над людскими; социальная иерархия должна отражать небесную; теократия (превосходство церкви над государством) Критика идеи теократии, идея возвышения светской власти, государства, концепция автономии сферы политики от религиозной санкции; модели идеального общества Критика клерикализма, феодальных порядков, деспотизма; теория общественного договора, идея разделения властей; механицизм; революционная идеологияпреобразования общества
Философия истории Телеологизм (идея цели исторического процесса); провиденциализм (ход истории определяется Богом); эсхатология (конец света и Страшный суд); идея исторического прогресса, линейная модель исторического времени Идея объективных законов истории; рациональный поиск причинно-следственных связей, объяснения событий; теория исторического круговорота, циклическая модель времени; роль великой личности в истории Теория общественного прогресса и этапов развития общества; телеологизм (идея существования цели исторического развития); линейно-стадиальная модель исторического времени; концепция объективных законов исторического процесса

ТАБЛИЦА 12. «КРИТИЧЕСКИЙ» ЭТАП ФИЛОСОФИИ И.КАНТА

СРАВНЕНИЕ ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОГО ЭТАПА
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
Способность души Познание Моральное сознание, нравственность Чувство удовольствия
Вопрос Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Чему посвящен Гносеология Этика Эстетика
Проблема Вопрос об источниках и границах познания: как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии? Учение о воле и ее автономии от природы и Бога.«Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета

ТАБЛИЦА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ И.КАНТА

СРАВНЕНИЕ МАТЕМАТИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ФИЛОСОФИЯ
Способность Чувственность Рассудок Разум
Основа познания Ощущения поступают в сознание при воздействии материального мира на органы чувств Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного Порождает абстрактные умопостигаемые идеи о мире как целом, Боге, душе и свободе
Процесс познания Априорные формы – пространство и время – упорядочивают, систематизируют ощущения Рассудокподводитупорядоченные ощущения под определенную априорную категорию Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы
Характер знания   Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает объективные законы природы, а сам устанавливает их: «Рассудок законодательствует в природе» Рассудок ограничен пределами опыта, а высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за его антиномий. Поэтому философия не может быть наукой о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а только наукой о границах познания
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем лишь мир как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема

ТАБЛИЦА 14. И.КАНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

СРАВНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
Предмет Природа Нравственность
Основа Мышление Воля
Взгляд на человека Вводит человека в феноменальный мир природы: человек как природное существо подчинен необходимости Вводит человека в умопостигаемый мир свободы: человек как нравственное существо свободен и способен к выбору

Таблица 15. Г-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА

ЭТАП СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА
«Логика»     Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи «Учение о бытии». Саморазвитие начинается с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между этих полюсов. «Учение о сущности». Противоречие – это движущая сила всего. Оно выражается в противоположных парных категориях, например, сущность – явление, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность и других. «Учение о понятии». Понятие является не просто одной из форм мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все существующее.
«Природа» Развитие Идеи в форме «инобытия»: природа – это проявление саморазвивающихся категорий ее мышления. Идея нематериальна, но, воплощаясь в материальной природе, она утрачивает свою идеальную сущность «Механика». Здесь рассматриваются категории материи, движения, пространства и времени и другие. «Физика». Речь идет об общих и частных свойствах материи, их соединении, различных «стихиях» природы, исследуются понятия света, физического тела, удельного веса, звука, теплоты и другие. «Органическая физика». Содержит три восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм.
«Дух»     Абсолютная Идея возвращается к себе самой (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности     «Субъективный дух». Учение о нем состоит из антропологии (ее предмет – душа), феноменологии (ее предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психологии (ее предмет – личность). «Объективный дух». Это социально-историческая жизнь человечества. Ключевыми здесь являются понятия права, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Исторический процесс понимается как «прогресс духа в сознании свободы». «Абсолютный дух». Он раскрывается в трех формах общественного сознания – в искусстве в форме созерцания, в религии в форме представления и в философии в форме понятия как «мыслящего рассмотрения». Философия – это «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается.

Таблица 16. Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

ЗАКОН КАТЕГОРИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА
Единства и борьбы противоположностей     Тождество Различие Противоположность Противоречие   Закон раскрывает источник саморазвития на основе разрешения противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, но при этом не существуют друг без друга, а также переходят друг в друга. Результатом разрешения противоречия является появление качественно нового состояния объекта, т.е. развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д.
Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот   Количество Качество Мера Скачок Закон раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в определенный момент достигает границы меры и переходит ее; в результате путем скачка возникает новое качество (превращение воды в пар или лед при количественном изменении температуры)
Отрицания отрицания     Отрицание Снятие Характеризует направление развития: старое относительно повторяется на новом уровне развития в новом качестве в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». Пример: зерно – стебель – колос. Звено «зерно – стебель» – это первое отрицание (появление стебля означает исчезновение зерна). Звено «стебель – колос» – это второе отрицание (появление колоса означает исчезновение стебля в его прежнем виде). При этом синтезис (колос) в снятом виде вбирает в себя и тезис (зерно), и антитезис (стебель). Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка

Таблица 17. ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ И Л.ФЕЙЕРБАХА

СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА
Система Объективный идеализм Материализм (натурализм)
Принцип Тождество мышления и бытия Мышление – это образ, отражение бытия
Метод Диалектика Метафизика
Познание Рационализм Материалистический сенсуализм
Человек Духовное существо Природное существо
Религия Это одна из высших форм духа Это разрушение, «свертывание» духа

Таблица 18. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Л.ФЕЙЕРБАХА И К.МАРКСА

Наши рекомендации