Возрождения и нового времени
Сравнение | СРЕДНИЕ ВЕКА | ВОЗРОЖДЕНИЕ | НОВОЕ ВРЕМЯ |
Онтология | Теоцентризм (Бог – главное звено бытия);креационизм (сотворение мира Богом). Супранатурализм (Бог сверхприроден); теизм (Бог постоянно управляет миром); геоцентризм (Земля – центр мира) | Антропоцентризм (человек – центр мира); пантеизм (Бог и природа едины). Гелиоцентризм (Солнце – центр мира); гилозоизм, панпсихизм и органицизм (Вселенная – это живой и одушевленный организм) | Природа противостоит человеку; укрепление позицийматериализма; деизм (Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие по его собственным законам); атеизм; механицизм (универсальность законов механики) |
Антропо-логия | Человек сотворен по образу и подобию Бога; учение о первородном грехе. Сотериология (спасение души); трехсоставная сущность человека – тело, душа, дух. Дуализм тела и души, бессмертие души; свобода воли человека (выбирает и добро, и зло) | Гуманизм; свобода, разум и творчество как сущность человека; реабилитация телесного начала. Подобие микрокосмоса (человека) макрокосмосу (Вселенной); титанизм (культ творческой, всесторонне развитой личности); ценность земной жизни человека | Человек – разумное существо, преобразователь природы и общества; идея господства человека над природой на основе познания ее законов; механицизм в трактовке человека; соматизм (природа человека телесна); натурализм (сущность человека предзадана природой) |
Гносеология | «Философия – служанка богословия»;приматверы над разумом; догматы веры сверхразумны;откровение – путь познания; экзегетика – толкование Библии; познание Бога – через самопознание человека | Укрепление позиций разума, развитие научных методов; свободомыслие и скептицизм; роль эксперимента и математики в познании природы; познание бесконечно; познание Бога – в познании природы | Природа познаваема (гносеологический оптимизм); роль науки в раскрытии законов природы; противостояние эмпиризма и сенсуализма с рационализмом; обоснование в их рамках методов индукции и дедукции |
Этика | Религиозный характер морали, приоритет христианских ценностей; заповеди Бога – основа поступков человека; аскетизм – ограничение материальных и телесных потребностей в пользу духовных | Секуляризация морали; гражданский гуманизм (служение общему благу); трудкак фактор развития человека; гедонизм (удовольствия); благородство по личным качествам и заслугам; идея Фортуны | Рационализм в понимании мотивов поступков человека; индивидуализм (идея автономии личности); утилитаризм (принцип полезности); гедонизм. Доктрина неотъемлемых (естественных) прав человека |
Социальная философия | Приоритет богоустановленных законов над людскими; социальная иерархия должна отражать небесную; теократия (превосходство церкви над государством) | Критика идеи теократии, идея возвышения светской власти, государства, концепция автономии сферы политики от религиозной санкции; модели идеального общества | Критика клерикализма, феодальных порядков, деспотизма; теория общественного договора, идея разделения властей; механицизм; революционная идеологияпреобразования общества |
Философия истории | Телеологизм (идея цели исторического процесса); провиденциализм (ход истории определяется Богом); эсхатология (конец света и Страшный суд); идея исторического прогресса, линейная модель исторического времени | Идея объективных законов истории; рациональный поиск причинно-следственных связей, объяснения событий; теория исторического круговорота, циклическая модель времени; роль великой личности в истории | Теория общественного прогресса и этапов развития общества; телеологизм (идея существования цели исторического развития); линейно-стадиальная модель исторического времени; концепция объективных законов исторического процесса |
ТАБЛИЦА 12. «КРИТИЧЕСКИЙ» ЭТАП ФИЛОСОФИИ И.КАНТА
СРАВНЕНИЕ | ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОГО ЭТАПА | ||
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» | «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» | «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» | |
Способность души | Познание | Моральное сознание, нравственность | Чувство удовольствия |
Вопрос | Что я могу знать? | Что я должен делать? | На что я могу надеяться? |
Чему посвящен | Гносеология | Этика | Эстетика |
Проблема | Вопрос об источниках и границах познания: как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии? | Учение о воле и ее автономии от природы и Бога.«Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон | Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета |
ТАБЛИЦА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ И.КАНТА
СРАВНЕНИЕ | МАТЕМАТИКА | ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ | ФИЛОСОФИЯ |
Способность | Чувственность | Рассудок | Разум |
Основа познания | Ощущения поступают в сознание при воздействии материального мира на органы чувств | Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного | Порождает абстрактные умопостигаемые идеи о мире как целом, Боге, душе и свободе |
Процесс познания | Априорные формы – пространство и время – упорядочивают, систематизируют ощущения | Рассудокподводитупорядоченные ощущения под определенную априорную категорию | Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы |
Характер знания | Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира | Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает объективные законы природы, а сам устанавливает их: «Рассудок законодательствует в природе» | Рассудок ограничен пределами опыта, а высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за его антиномий. Поэтому философия не может быть наукой о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а только наукой о границах познания |
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем лишь мир как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема |
ТАБЛИЦА 14. И.КАНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
СРАВНЕНИЕ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ | ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ |
Предмет | Природа | Нравственность |
Основа | Мышление | Воля |
Взгляд на человека | Вводит человека в феноменальный мир природы: человек как природное существо подчинен необходимости | Вводит человека в умопостигаемый мир свободы: человек как нравственное существо свободен и способен к выбору |
Таблица 15. Г-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА | ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА |
«Логика» | Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи | «Учение о бытии». Саморазвитие начинается с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между этих полюсов. «Учение о сущности». Противоречие – это движущая сила всего. Оно выражается в противоположных парных категориях, например, сущность – явление, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность и других. «Учение о понятии». Понятие является не просто одной из форм мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все существующее. |
«Природа» | Развитие Идеи в форме «инобытия»: природа – это проявление саморазвивающихся категорий ее мышления. Идея нематериальна, но, воплощаясь в материальной природе, она утрачивает свою идеальную сущность | «Механика». Здесь рассматриваются категории материи, движения, пространства и времени и другие. «Физика». Речь идет об общих и частных свойствах материи, их соединении, различных «стихиях» природы, исследуются понятия света, физического тела, удельного веса, звука, теплоты и другие. «Органическая физика». Содержит три восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. |
«Дух» | Абсолютная Идея возвращается к себе самой (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности | «Субъективный дух». Учение о нем состоит из антропологии (ее предмет – душа), феноменологии (ее предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психологии (ее предмет – личность). «Объективный дух». Это социально-историческая жизнь человечества. Ключевыми здесь являются понятия права, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Исторический процесс понимается как «прогресс духа в сознании свободы». «Абсолютный дух». Он раскрывается в трех формах общественного сознания – в искусстве в форме созерцания, в религии в форме представления и в философии в форме понятия как «мыслящего рассмотрения». Философия – это «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается. |
Таблица 16. Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
ЗАКОН | КАТЕГОРИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА |
Единства и борьбы противоположностей | Тождество Различие Противоположность Противоречие | Закон раскрывает источник саморазвития на основе разрешения противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, но при этом не существуют друг без друга, а также переходят друг в друга. Результатом разрешения противоречия является появление качественно нового состояния объекта, т.е. развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д. |
Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот | Количество Качество Мера Скачок | Закон раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в определенный момент достигает границы меры и переходит ее; в результате путем скачка возникает новое качество (превращение воды в пар или лед при количественном изменении температуры) |
Отрицания отрицания | Отрицание Снятие | Характеризует направление развития: старое относительно повторяется на новом уровне развития в новом качестве в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». Пример: зерно – стебель – колос. Звено «зерно – стебель» – это первое отрицание (появление стебля означает исчезновение зерна). Звено «стебель – колос» – это второе отрицание (появление колоса означает исчезновение стебля в его прежнем виде). При этом синтезис (колос) в снятом виде вбирает в себя и тезис (зерно), и антитезис (стебель). Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка |
Таблица 17. ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ И Л.ФЕЙЕРБАХА
СРАВНЕНИЕ | ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ | ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА |
Система | Объективный идеализм | Материализм (натурализм) |
Принцип | Тождество мышления и бытия | Мышление – это образ, отражение бытия |
Метод | Диалектика | Метафизика |
Познание | Рационализм | Материалистический сенсуализм |
Человек | Духовное существо | Природное существо |
Религия | Это одна из высших форм духа | Это разрушение, «свертывание» духа |
Таблица 18. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Л.ФЕЙЕРБАХА И К.МАРКСА