Cловарь терминов и персоналий
Авторитет- форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации.
Аксиология (этическая) – теория , рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.
Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности.
Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради духовного, нравственного самосовершенствования.
Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Различают материальные и духовные блага, утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного блага – моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).
Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).
Буддизм- одна из мировых религий. Возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Основателем буддизма считают Будду (с санскрита – просветленный)- царевича Сиддхартха Гаутаму (он же – шакьямуни, т.е. «мудрец и рода шакьев»).
Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
Вина (виновность) –положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом.
Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.
Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с трудовым, бытовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий, справедливости, добра, зла и т.п.; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека. С тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия(Самоконтроль), а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.
Выбор моральный – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.
Высокомерие – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительное, презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.
Гедонизм ( с греч. – наслаждение)– широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.
Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании др. людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение(Выдержка), в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Гуманизм (лат. – человечный) – принцип мировоззрения (в т.ч. нравственности) в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствовании., требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии Д. люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.
Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель – делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным.
Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью.
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.
Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.
Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. Авторитетного лица.
Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств.
«Золотое правило» – в этике так принято называть правило, сформулированное во всех мировых религиях и светских этических доктринах, которое обычно приводится в двух формулировках:
- Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;
- Делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе.
Ислам (арабское-покорность) – одна из мировых религий. Основатель ислама – Мухаммад (ок.570-632). Источники: Коран –(араб. – чтение) и сунна (собрание текстов, содержащих высказывания Мухаммада на различные темы). Из предписаний и запретов, содержащихся в Коране, был образован шариат – канонический закон, т.е. закон, регулирующий поведение верующих.
Категории этики – основные понятия этики, отражающее наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
Ислам – одна из мировых религий, возникшая в VII веке нашей эры на арабском востоке. Основатель Мухаммад (ок. 570-622).
Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать).
Кодекс моральный (лат. –книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.
Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной номы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность.
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека ( в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
Личность (моральная) – субъект нравственной деятельности, Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (Самовоспитание).
Макиавеллизм – понятие, употребляемое для характеристики образа действия человека (организации), принципом поведения которого (особенно в политике) является использование любых, в т.ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т.п.) для достижения преследуемых им целей.
Манеры (фр.- прием, образ действия) – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом.
Мораль (лат.) – предмет изучения этики; форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Норма моральная (лат.- правило, образец) – одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений (обычай , пример, общественное мнение, дисциплина) и как форма морального сознания ( правила, заповеди).
Нравственная культура - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.
Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали.
Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемы в обществе посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.
Образ жизни – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.
Общественное мнение – средство духовного воздействия общества (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений.
Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах.
Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с т .зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Принципы (моральные)- (лат. - основание) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно (например: эгоизм, альтруизм, догматизм. фанатизм и т.д.).
Профессиональная этика (или профессиональная мораль)– так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.
Самовоспитание – одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков.
Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.
Традиция –(лат. – передача) – разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Христианство – одна их трех основных мировых религий, возникшая в 1 веке н.э. на территории Палестины. В настоящий момент представлено тремя конфессиями: католицизм, православие и протестантизм.
Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.
Эвдемонизм (греч.-счастье) – Исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков.
Эпикуреизм – направление в истории этики и моральных учений, а также нравственный принцип; разновидность гедонизма.
Этика (греч.- обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Этикет (фр.- ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Персоналии
Аристотель – (384- 322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый- энциклопедист, создатель науки этики.
Бентам Иеремия – (1748-1832)- английский теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма.
Бердяев Николай Александрович – (1874-1948)- русский религиозный философ, пулицист. По свои взглядам – религиозный экзистенциалист.
Ганди Мохандас Карамчанд (1869- 1948) - один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения, один из создателей этики ненасилия. Исходным принципом Ганди считал воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – представитель нем. классической философии. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности растворено в общем содержании «Философии права» (1821). У Г. известным образом отождествляются онтология и этика (действительность, разум есть также и добро). Своеобразие этики Г. состояло в том, что он, оставив спор об отвлеченных моральных принципах, сосредоточил внимание на тех социальных формах, в которых протекает нравственная деятельность человека.
Гельвеций Клод Адриан (1715-71) – французский философ-материалист. В трудах Г. «Об уме» и «О человеке» рассмотрены в тесной взаимосвязи философские, социально-политические и этические проблемы. Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания - вот главные моменты его системы.
Гоббс Томас (1588-1679) – англ философ- материалист. Этика у Г. выступает связующим звеном между философией и социально-политическим учением. Г. развил положение Ф.Бэкона о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизменность «природы человека», и пользе как определяющем моральном принципе.
Демокрит (ок.460-ок.370 до н.э.) – древнегреч. философ, представитель этики эвдемонизма.
Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник нем. классической философии. Кант многое сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т.ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. Мораль по Канту, есть область должного (Требование моральное), которое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив, Равенство).
Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921)- русский философ, сторонник позитивизма. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности К., трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы.
Лютер Мартин (1483-1546) – религиозный реформатор, основоположник лютеранства, одного из трех течений в протестантизме.
Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский мыслитель, государственный деятель, историк, писатель. Макиавелли признавал, ч то в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (напр.. для спасения страны от захватчиков).
Платон (428/7-348/7 до н.э.) – древнегреч. философ, ученик Сократа, основатель учения объективного идеализма.
Сократ (470/469-399 до н.э.) – древнегреч. философ, развивавший учение «моральной философии».
Швейцер Альберт (1875-1965) – нем.-фр. Мыслитель. Главное содержание мировоззрения Ш. составляют этические взгляды, исходный принцип которых – благоговение перед жизнью.
Эпикур (341-270 до н.э.)– древнегр. Философ – создатель эпикуреизма.