Учение о душе и теле
Тело смертно, душа вечна. Тело можно погубить, душу можно испортить путём неправедной жизни, но уничтожить нельзя. Некоторые души могут вселяться в тела людей, после смерти душа возвращается в мир идей, где получает награду или наказание за свои земные поступки.
3.Человек – существо общественное. Вне общества жить не может. Это обстоятельство предполагает общение, то есть взаимодействие двух или несколько людей.
Так различают речевое и неречевое общение.
- перцептивное общение – способность человека улавливать психическое состояние собеседника.
- вербальное общение – это общение с помощью слов.
- интерактивное общение – взаимодействие в процессе совместной деятельности
- коммуникативное – посредством средств коммуникации : интернет, телефонная связь и т.д..
Формы общения-
- анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми людьми.
- формально-ролевое общение – распределение социальных ролей
и функций между участниками общения : покупатель – продавец, врач – пациент и др.
- неформальное общение – личностные контакты между знакомыми людьми за пределами официальных отношений. Например, в семье, на отдыхе, в ходе спортивных состязаний.
В то же время главным условием самореализации личности является свобода выбора. «Свобода, как условие самореализации личности» см. презентацию.
4.
Деятельность –специфическая человеческая активно регулируемая сознанием, порождаемая потребностями.
Потребность – ощущениенедостатка чего- то необходимого для нормального существования.
Виды потребностей:
- физиологические
-экзистенциальные – безопасность и защищённость.
- социальные – стремление принадлежать к какому-либо коллективу, обществу.
- престижные – желание уважения и признания.
- духовные – самовыражение, творческое развитие, применение к самопознанию.
- познавательные – в знании, умении, исследованию.
- эстетические – стремление к прекрасному.
Мотивы деятельности – основанное на потребности, осознанное побуждение к действию. Потребность станет мотивом, если она осознана как руководство к действию.
Цели деятельности – это сознательное представление о результатах
деятельности
Средства деятельности – приёмы и способы действия. Они должны быть соразмерны целям, должны отвечать моральным нормам.
Действие – элемент деятельности, имеющее осознанную задачу.
- целевое рациональное– ориентировано на достижение разумной цели. Например, подготовка учителя к уроку.
- ценностно-рациональное– действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных ценностях. Например, отказ от общения с людьми с плохой репутацией.
- аффектные– действия, совершённые под влиянием сильных чувств: ненависти, страха.
-традиционные– привычные, выработанные на основе обычаев и традиций
Результат деятельности – состояние, в котором потребность осуществляется.
Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям.
Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:
субъект— тот, кто осуществляет деятельность;
объект— то, на что направлена деятельность;
цель— ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.
.
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).
Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.
Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.
5.Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Американский социолог Эдвард Шилз (1911 – 1995 г.г.) даёт свои признаки понятия общества:
- браки заключаются между представителями данного общества
- имеет свою территорию
- имеет своё название и территорию
-обладает собственной системой управления
- существует дольше средней продолжительности жизни индивида
- имеет общую систему ценностей.
Структура общества формируют его составные элементы
- производство материальных благ
- социальные общности (группы людей, объединённых какими –либо общими признаками)
- политические организации
Общество состоит из различных общественных сфер:
-экономическая– отношения в области производства и распределения, материальных благ. Появляется с возникновением человека. Развивается от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей экономике (животноводство, земледелие, а позже торговля, ремесленничество).
В 16 -17 веках во многих странах происходит промышленный переворот – переход от ручного производства к машинному.
Общество и природа. Общество взаимодействует с природной средой.
Человек отделялся от природы путём движения к цивилизации. Нельзя переносить на общество законов живой природы. Нет неразрешимых противоречий между обществом и природной средой.
Социальная сфера – отношения между различными социальными группами, занимающими различные социальные положения. Например, между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, начальниками и подчинёнными.
Политическая сфера – связана с понятием власть, общество и государство.
Духовная сфера – связана с понятиями духовные ценности культура
Направленность общественного развития.
Существуют разные подходы к анализу общественного развития. Процесс перехода общества от одного общественного состояния к другому учёные пытаются объяснить в рамках линейного, циклического и нелинейного типа изменений.
Линейный процесс предполагает движение направленное вперёд во времени и пространстве. Предполагает прогресс и регресс, которые сменяют друг друга, когда исчерпаны возможности развития на данной основе. Отставание преодолевается за счёт усвоения опыта более передовых стран.
Циклический процесс характеризуется кругооборот событий. Возникновение – рост – расцвет – кризис – падение. Пример – Римская империя.
Нелинейный путь развития объясняет происходящее как непредсказуемый процесс. Исторический процесс многовариантен.