Правоохранительной деятельности (2 часа)
1. Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности.
2. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности.
3. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
4. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ.
Задание для подготовки к лекции:
- обратиться к правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса;
- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;
- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;
продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов нравственной сущности законодательства иправоохранительной деятельности.
Тема лекции 8. Этика производства следственных действий и нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работника (2 часа)- Нравственные требования при производстве основных следственных действий.
- Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.
- Нравственные начала в деятельности прокуратуры: гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.
Задание для подготовки к лекции:
- обратиться к правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса;
- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;
- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;
- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов нравственной сущности производства основных следственных действий и кодекса этики прокурорского работника.
Тема лекции 9. Адвокатская этика (2 часа)
1. Понятие адвокатской этики. Этические основы деятельности адвоката.
2. Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката.
3. Основные принципы нравственного поведения адвоката и нравственные аспекты адвокатской тайны.
4. Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел.
5. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи.
6. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды.
7. Кодекс профессиональной этики адвоката.
Задание для подготовки к лекции:
- обратиться к материалам лекций и правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса;
- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;
- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;
- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов нравственной сущности деятельности адвоката в различных сферах
- проанализировать и быть готовым задать вопросы по различным положениям Кодекса профессионально этики адвоката (принят Первым всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года. См.: Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика. Сборник научных статей. М.: Эксмо, 2008. С.451-536.
Практические (семинарские) занятия
Раздел I.
Семинар – дискуссия №1 (2 часа)
Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и практическая значимость их освоения
1. Место этики в структуре философского знания. Задачи этики.
2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.
3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.
4. Структура морали: моральное сознание, деятельность и отношения.
5. Основные свойства и функции морали.
6. Различные подходы к обоснованию морали: сравнительный анализ.
7. Вариации современной этической теории и их экспертиза с позиций решения профессиональных проблем.
Задания для подготовки к семинару – дискуссии
- продумать материал вводной лекции по проблеме;
- проанализировать эссе И. Канта «О мнимом праве лгать из
человеколюбия»;
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
высказывания классиков.
1) «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).
2) «Нравственное – это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).
3) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А. Шопенгауэр).
4) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).
5) «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И.А. Ильин).
Семинар – дискуссия №2 (2 часа)
Тема: Нравственность и право: проблема соотношения
1. Происхождение нравственности и права: что первично?
2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.
3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».
4. Юридические проблемы нравственности и нравственные проблемы права.
5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.
Задания для подготовки к семинару – дискуссии
- продумать материал вводной лекции по проблеме;
- проанализировать работу В.С. Соловьёва «Право и нравственность»;
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
высказывания.
1) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).
2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).
3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).
4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).
5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).
Практическое занятие – коллоквиум № 3 (4 часа)
Тема: История этических учений.
1-е занятие
1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.
2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.
3. Объективность добра в этических представлениях Платона.
4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.
5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.
6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.
7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.
2-е занятие
8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.
9. Этика долга и категорический императив И. Канта.
10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.
11. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.
12. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьёва и проблемы права.