Тема 1. предмет, смысл и предназначение философии
Министерство образования и науки Российской Федерации
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки
Н.И. Мартинович
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие
Великие Луки
УДК 101
ББК 87
М29
Печатается по решению кафедры «Экономики и гуманитарных наук» и учебно-методической комиссии инженерно-экономического факультета (протокол № 1 от 22.05.2015 г.)
Рецензенты:
кандидат философских наук, профессор Трофимова Г.Т
кандидат исторических наук, доцентПетров С.Г.
М 29 Мартинович Н.И. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям/ Н.И. Мартинович - Великие луки, 2014. –75 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения. включают в себя планы семинарских занятий, пояснения по наиболее сложным вопросам, вопросы для контроля, рекомендованную литературу, темы рефератов и методические рекомендации по каждой теме дисциплины. Пособие разработано в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавров.
© Н.И. Мартинович
© Псковский государственный
университет, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие по подготовке к семинарским занятиям по философии носит универсальный характер и может быть использовано студентами очной и заочной формы обучения всех специальностей.. Оно включает в себя планы семинарских занятий, списки литературы (общий по курсу и по каждой теме – отдельно), перечень основных источников по темам, вопросы для самопроверки; содержит пояснения по темам семинарских занятий, по наиболее сложным вопросам – комментарии, которые могут быть использованы студентами как основа для подготовки развернутых ответов. Каждую тему заключает перечень основных философских понятий, терминов, которые необходимы при ее изучении. Методическое пособие не заменяет собой специальную учебную литературу, но может быть использовано как «путеводитель» по темам курса.
Важнейшей формой общения и в век информационных технологий остается живое слово – лекция, на которую выносятся наиболее сложные, узловые вопросы курса. Лекция учит умению делать выводы, обобщать, выявлять приоритеты, помогает при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для более глубокого изучения курса философии проводятся семинарские занятия.Особенностью семинара является его интерактивное проведение: выступление студентов с докладами, рефератами, дискуссии по проблемным вопросам, тестовая проверка знаний. Студент готовится к выступлениям по всем вопросам плана семинарского занятия, продумывает ответ, составляет тезисы своего выступления. При активном участии в работе семинара приобретаются навыки публичного выступления, закрепляются, расширяются знания по темам курса.
Посещение лекций и ведение конспекта по ним, посещение семинаров и участие в их работе являются обязательными. Студент, пропустивший занятия без уважительной причины, должен сдать пропущенный материал либо путем собеседования с преподавателем, либо подготовив реферат по теме.
Посещение лекций и успешная работа на семинаре являются обязательным условием для получения допуска к экзамену.
Консультациизанимают важное место в учебном процессе. Существуют две формы проведения консультаций: индивидуальная и групповая. На групповых консультациях, проводимых накануне зачетов или экзаменов, преподаватель знакомит студентов с требованиями, предъявляемыми к зачету или экзамену, обращает внимание на наиболее сложные темы курса, отвечает на вопросы, возникшие у студентов при подготовке к зачету или экзамену.
На индивидуальных консультациях студент может получить ответы по интересующим вопросам курса, по подготовке реферата, доклада, написанию контрольной работы. Индивидуальные консультации для студентов-заочников проводятся, как правило, один раз в семестр.
Совокупность указанных видов работ: лекция, семинар, консультации, самостоятельная работа способствуют усвоению учебного материала по курсу «Философия».
Литература по курсу «Философия»
1. Аблеев С.Р. История мировой философии / Учебник. – М.: Изд. «Астрель», 2002.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2001.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия / Учебник. – М.: Изд. «Проспект», 2005.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2001.
5. Антология мировой философии: в 4т. – М., 1969-1972.
6. Аристотель. Метафизика. – М., 2000.
7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2001.
8. Бобров В.В. Введение в философию. – М., 2000.
9. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с.
10. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989 – 1990.
11. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М., 2000.
12. Вундт В. Введение в философию. – М., 2001.
13. Гриненко Г.В. История философии. Учебное пособие. – М., 2004.
14. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченков В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
15. Ильин В.В. История философии. Учеб./ В.В. Ильин, – М., 2005.
16. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие – СПб: Питер, 2007.
17. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.: Мысль, 1991.
18. История философии / Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
19. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 т. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1998.
20. Канке В.А. Философия. – М., 2002.
21. Кант И. Критика чистого разума. Введение. - Ростов-на-Дону, 1999.
22. Кохановский В.П. История философии: Учеб./ В.П.Кохановский. – М., 2007.
23. Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2013.- 288 с.
24. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. – М.: Кнорус, 2013. – 232 с
25. Марков Б.В. Знаки и люди/ Б.В.Марков.- СПб., - 2011.
26. Метафизика: учебное пособие под ред. Б.И. Липского, Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина, - СПб, 2008.
27. Мир философии. Книга для чтения. – М., 1991.
28. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия / Сост. В. Балязин. – М., 2001.
29. Новая философская энциклопедия в 4 т. – М., 2001.
30. Основы современной философии. Учебник для вузов /Под ред. М.Н. Росенко. – СПб, 1999.
31. Платон. Пир. Федр. – М., 1999.
32. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2001.
33. Русская философия: имена, учения, тексты. – М., 2001.
34. Рязанов В.Е. Основы философии. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
35. Скирбекк Г., Пелье Н. История философии. Учебное пособие для студентов. – М.: Изд.-во «Владос», 2003.
36. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Скрипкин. – М.: Юрайт, 2014.- 830 с.
37. Философия. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002.
38. Философия. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 1999.
39. Философия: Текст лекций для студентов в 2-х ч. / Под ред. Е.А.Гусевой . – СПб, 1999- 2000.
40. Философия. Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. В.В. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1999.
41. Философия: Курс лекций. Учебное пособие /Под ред. В.Л.Калашникова. – М.: «Владос», 2003.
42. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.
43. Философия. Учебник /Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005.
44. Философия. Учебник /Под ред. Н.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005.
45. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.
46. Философский энциклопедический словарь. – М., 1999.
47. Фролов И.Т. Философский словарь. 7-е изд. – М., 2001.
48. Хрестоматия по философии. – М., 1996.
49. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / Учебник. – М., 2001.
50. Языки философии. – СПб: Издательство СПбГУ, 2009.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
(4 часа)
Вопросы
1. Понятие мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
3. Философское мировоззрение. Предмет и методы философии.
4. Функции философии.
5. Основной вопрос философии. Направления в философии.
Литература
1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969-1971.
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.
4. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.
5. Мамардашвили М. Введение в философию. – М., 1996.
6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
7. Натель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. – М., 2001.
8. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М., 2001.
9. Таранов П.С. Золотая философия. – М., 1999.
10. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.
Источники
1. Библия. – Любое издание
2. Ортега- и – Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
3. Фейербах А. О начале философии. – М., 1955. т.1.
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21.
5. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. – М., 1991.
6. Ясперс К. Всемирная история философии. – СПб, 2001.
Темы докладов и рефератов
1. Философия как особая форма общественного сознания.
2. Исторические типы философского мышления.
3. Мировоззрение: его структура и исторические формы.
4. Функции философского знания.
5. Основные вопросы и проблемы философии.
6. Место и роль философии в культурной жизни общества.
Методические рекомендации и комментарии
Философия – особая форма общественного сознания, характеризующаяся наличием основного вопроса, местом и ролью в системе общественного сознания, спецификой мышления и функциями, которые она выполняет.
В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что мировоззрение - это обобщенный, целостный взгляд на мир. В понятие мировоззрения включены: мироощущение, миропонимание, мировосприятие. Мировоззрение – сложное, синтетическое образование человеческого сознания. В структуре мировоззрения выделяются 4 основных компонента:
- познавательный;
- ценностно-нормативный;
- эмоционально-волевой;
- практический.
По характеру формирования и способу функционирования различают 3 структурных уровня мировоззрения:
- элементарный;
- концептуальный;
- методологический.
Вопрос 2 рассматривает общее и особенное в типах мировоззрения. В истории человечества выделяются 3 основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифология – форма общественного сознания древнего общества, содержащая как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающего мира. Тематика мифов затрагивает вопросы происхождения Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, проблемы жизни, судьбы, смерти.
Черты мифа: отсутствие рефлексии, однообразность сюжета, очеловечивание природы, наличие фантастических существ, богов. Для мифологического мировоззрения характерен синкретизм (нерасчлененность, целостность восприятия мироздания).
Религия– форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхестественных сил. Религиозное мировоззрение в большей степени характеризует образно-эмоциональная, а не рациональная форма восприятия действительности.
Религия выполняет ряд функций: мировоззренческую, культурологическую, нравственно-воспитательную.
Философия- научно-теоретический тип мировоззрения. Отличие философского мировоззрения в том, что оно логично, рефлексивно, основано на знании, оперирует понятиями и категориями.
В вопросе 3 необходимо сделать акцент на определении предмета философии и становлении философии. Как форма мировоззрения философия прошла 3 стадии своего развития: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм(Древние Индия, Китай, Греция) – объяснение мира, явлений природы через могущество бесконечных внешних сил (Космоса).
Теоцентризм(Средневековая Европа) - объяснение сущего через господство сверхъестественной, трансцендентной силы - Бога.
Антропоцентризм (Возрождение, Новое Время, современная философия) - тип философского мировоззрения, в центре которого - проблема человека.
Философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки.
Структуру предмета философии составляют 4 раздела:
- онтология (учение о бытии)
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество.
В рамках данных разделов существует множество частных вопросов: общество и человек; сознание и его происхождение; духовный мир человека и т.д.
Основными методами философии являются диалектика, метафизика, эклектика, догматизм, герменевтика.
В вопросе 4 следует обратить внимание на содержание функций философии.
Функции философии – основные направления применения философии. К главным функциям относятся:
- мировоззренческая;
- методологическая;
- гносеологическая;
- аксиологическая;
- критическая;
- прогностическая;
- воспитательно-нравственная;
- социологическая.
В вопросе 5 раскрываются основные направления философии и основной вопрос философии.
Основным вопросом философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию. От ответа на этот вопрос зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, построение картины мира.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
онтологическую и гносеологическую.
(бытийную) (познавательную)
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить следующие направления:
- объективный идеализм
- субъективный идеализм
- материализм
- дуализм
- деизм
При обращении к гносеологической (познавательной) стороне вопроса:
- гностицизм
- агностицизм
- сенсуализм (эмпиризм)
- рационализм.
В настоящее время основной вопрос философии достоверно не решен и является извечной философской проблемой. Современная философия предлагает для решения и иные философские проблемы: проблема человека, смысла жизни, счастья и т.д.
Основные понятия
- Мировоззрение
- Философия
- Онтология
- Гносеология
- Идеализм
- Материализм
- деизм
- дуализм
- Объективный идеализм
- Субъективный идеализм
- Бытие
- Основной вопрос философии
- Агностицизм
- Теоцентризм
- Космоцентризм
- Антропоцентризм
- Синкретизм
Отличия:мировоззрение – философия
миф – религия – философия
Вопросы для повторения и дискуссии
1. Почему философия есть «любовь к мудрости»?
2. Что особенного, специфичного в философской форме мировоззрения?
3. Как соотносятся философия, мистика, наука?
4. В чем причина существующего многообразия философских школ, направлений?
5. Нужно ли человеку XXI в. философское знание?