Но каким образом плоды дела, совершенного Христом усваиваются человеку?
Это Ириней объясняет учением о «рекапитуляции» (восстановление, возглавление).
В основе – идея о том, что Адам возглавляет все падшее человечество. Христос является Новым Адамом, возглавляющим новых людей – свободных от греха. Эта мысль присутствует в Н.З.:
1 Кор. 15:22: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…»
1 Кор. 15:45: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий…»
Ириней выражает эту мысль так: «Воплотившись и сделавшись человеком, он снова начал длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т.е., бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе». Т.е., чтобы получить спасение, надо стать «потомком» Христа, т.е. христианином и получить таким образом новое рождение «в вечную жизнь».
СОПОСТАВЛЯЯ ХРИСТА С АДАМОМ ИРИНЕЙ ОБРАЩАЕТ НА РЕАЛЬНОЕ ПОДОБИЕ, СУЩЕСТВУЮЩЕЕ МЕЖДУ ИХ ЖИЗНЬЮ (А ТАКЖЕ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ ХРИСТА И ЖИЗНЬЮ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА) /ЭТА МЫСЛЬ НЕ ПРИЖИЛАСЬ В СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ/:
- В рождении Христа воспроизводятся обстоятельства рождения Адама. «И как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной - "ибо Бог еще не одождил и человек не обрабатывал земли" (Быт. 2.5) …так и Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была еще девою».
- Христос, подобно Адаму утомлялся и скорбел, ибо все это признаки взятой от земли плоти.
- Адам был искушаем Диаволом и прельщен им, и Христос был искушаем от диавола в пустыни.
-Христос подобно Адаму умер плотию в тот же день, в который умер Адам: «Если кто захочет тщательно узнать, в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо, восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он (Христос) повторил и его смерть. Посему, очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу».
-Придя спасти всех, Христос проходит все возрасты: младенческий, отроческий, юношеский, зрелый и старческий и доходит до смерти и сошествия во Ад, подобно каждому из потомков Адама.
Но Христос не просто повторяет эти события, но повторяет их «с обратным знаком», т.е. восстанавливает Божественное течение событий.
Ириней описывает три ступени рекапитуляции павшего человека.
Восстановление человека в первозданном состоянии должно состоять:
1. В освобождении человека от рабства диаволу (это подразумевает исцеление чел. природы, зараженной грехом).
2. Победе над духовной и телесной смертью.
3. Возвращении человеку утраченного им залога Святого Духа.
1/ в земной жизни Христос д.б. возобновить борьбу с диаволом и победить его (Христос повторил земн. жизнь Адама) – это происходит через Воплощение и жизнь в человеческом теле. Христос воспринял падшую природу в Себе Самом силой Своего Божества ее восстановил в первозданной чистоте.
2/ Победа над смертью могла совершится только при условии принятия Христом на Себя человеческой смерти: Христос повторяет смерть Адама, но с противоположным знаком:
- Смерть Адама происходит по причине непослушания, смерть Христа – следствие послушания Богу, это «венец верности Христа Богу и послушания Его воле».
- Христос спасает человечество от смерти вкушением смерти на древе, Прародители погубили человечество вкушением от древа. Т.о. противопоставляются «древо преслушания» и «древо спасения». Этот параллелизм, впервые обозначенный Иринеем прочно вошел в христианское богословие: Октоих. Смерть неслучайно крестная: крест имеет символику – четыре конца означают четыре стороны света: Христос спас все человечество «воссоединил в Себе все человечество через Крест».
3/ После грехопадения человечество утратило «Богоподобие» - т.е. благодать Святого Духа. Поэтому совершенное Христом спасение логично завершается Пятидесятницей – излиянием на человеческий род благодати Святого Духа. Т.о. третья ступень рекапитуляции связана с действиями Третьего Лица Святой Троицы – Святым Духом. Святым Духом человеку усваиваются плоды Спасительного дела Христа. Это новый период домостроительства спасения, в котором участвуем все мы – стяжаем благодать Д.Св. для усвоения себе плодов искупления, совершенного Христом. Это и есть реальная жизнь Церкви в истории.
Плод жизни в Духе Святом является богопознание, приводящее человека к Обожению, как окончательному смыслу человеческой жизни.
Т.о. в спасении участвуют Три Лица Святой Троицы: Отец Благоволит, Сын совершает, Святой Дух усвояет.
Учение о Таинствах
При помощи Таинств в земной Церкви осуществляется усвоение верующими плодов Искупления, Совершенного Христом: Таинства воссоздают (рекапитулируют) человека во Христе (Третья ступень рекапитуляции). Таинства относятся к природе человека, как Новый Адам относится к Ветхому.
Ириней связывает Евхаристию с всеобщим Воскресением мертвых, т.е. Евхаристия – залог Воскресения тела и бессмертия: «Еще, каким образом они (гностики) говорят, что плоть подвергается истлению и не участвует в жизни, - плоть, которая питается от Тела и Крови Господа? .... Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение… Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения».
“<...> Господь наш в последние времена, восстановляя (букв., “переоглавляя”) в Себе все, пришел к нам не так, как Он мог, но как мы могли Его видеть. <...> И поэтому Он, совершенный хлеб Отца, представил нам младенцам Себя Самого как молоко — таково было Его человеческое пришествие — дабы, как бы вскормленные от сосцев Его плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца” (ПЕ 4.38.1).
Эсхатология
Важнейшим аспектом учения св. Иринея о спасении является его эсхатология, а именно, учение о тысячелетнем Царстве праведных на земле (различные формы этого учения часто называются “милленаризмом”, или “хилиазмом” — соотв., от лат. и греч. слов, обозначающих “тысячелетие”).
Само понятие “тысячелетнего Царствия” восходит, в христианской традиции, к гл. 20 Апокалипсиса Иоанна: «1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. 4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».
Различные милленаристические учения были очень распространены во II в., и не все из них были впоследствии приняты Церковью. Наиболее принципиальным вопросом в этом случае было: является ли “тысячелетнее Царствие” каким-то периодом истории, которого нужно ждать в будущем, или же оно уже наступило для Церкви. Только решения второго типа Церковью принимались. В византийский период наиболее принятым стало то решение, которое предложил св. Андрей Кесарийский (вторая пол. VI в. или самое начало VII в. — Не путать со св. Андреем Критским!) в своем Толковании на Апокалипсис: 1000 лет — это все время от Воплощения Христова до Второго Пришествия. Однако, такое толкование не является единственно возможным, и ранняя Церковь его не знала. Но св. Ириней явно принимает толкование первого типа — когда под “тысячелетием” подразумевается нечто, долженствующее наступить в будущем: “<...> праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд” (ПЕ 5,32,1).
Насколько близко и насколько далеко это толкование отстояло от принятого Церковью? Во времена св. Иринея еще не было утверждено никакого учения, и оставалась лишь рассуждать на свой страх и риск. Но спустя менее, чем столетие, св. Мефодий Олимпский изложит весьма близкое к св. Иринею учение, в котором, однако, не будет предусмотрено никакого ожидания особой эпохи прежде всеобщего воскресения и Суда (Пир десяти дев, гл. 9).
Согласно св. Мефодию, все время земной истории — это 6 тысяч лет. Седьмая тысяча — это уже не время, но вечность, наступившая внутри Новозаветной Церкви. После седьмой тысячи должна будет наступить восьмая — вечность, в которой исчезнет существующее пока что противостояние между Церковью и миром. Таким образом, седьмая тысяча лет — это вообще не время; это вечность. — В этом концепция св. Мефодия отличается от позднейших толкований византийских отцов. В то же время, наступления этой вечности не следует ожидать в будущем — она уже наступила для Церкви, хотя и содержится лишь внутри нее. А “снаружи” продолжается и заканчивается шестая тысяча лет всемирной истории.
Св. Ириней, подобно св. Мефодию, укладывает земную историю в шесть тысяч лет, а вслед за ней помещает Суд, уподобляемый им Жатве (еще более развит этот образ у св. Мефодия, где вся глава Пира посвящена эсхатологической Жатве): “Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. <...> а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год” (ПЕ 5,28,3). Ириней считал что мир просуществует 6000 лет и в 492 году будет конец мира. Когда 492 год миновал, сроки перенесли на 7000 год – на 1492. В этот год все ожидали конца. Даже Александрийская Пасхалия составлена до 7000 года – далее считали бессмысленным.
Об антихристе: Он восстановит в себе все беззаконие, которое было до него – в этом смысл числа 666 (6 раз по 100, 6 по 10 и 6 едениц, 10 – полнота беззакония): «И потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати его имя будет иметь число 666, потому что он восстановляет в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поколение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных. Ибо, воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину шесть локтей, и из-за него Анания, Азария и Мисаил, не поклонявшиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая имеющее быть в конце сожжение праведных. Ибо, все то изображение было предзнаменованием пришествия его и указывало, что ему одному должны поклоняться все люди, Итак 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за, которого праведные были брошены в горящую печь, означают число имени того, в ком восстановляется все шеститысячелетнее отступничество, неправда, нечестие, и лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный».
Ириней свидетельствует, что в его время было хождение числа 616, а не 666, что он объясняет ошибкой переписки.
Мариология
Св. Ириней фактически заложил основу христианской мариологии, показав участие Девы Марии в спасении человечества. Он иллюстрирует это параллелизмом между Евой и Марией (впервые встречается у св. Иустина, но детально разработан св. Иринеем). Он является продолжением богословского сопоставления Адама со Христом: “Итак, явно Господь пришел к своим, и был носим Своим собственным созданием, которое носится Им Самим, и непослушание, бывшее по поводу древа, исправил Своим послушанием на древе. И обольщение, которому несчастно подверглась уже обрученная мужу дева Ева, разрушено посредством истины, о которой счастливо получило благовестие также обрученная мужу Дева Мария. Ибо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая через слово Ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его слову. И как та была непослушна Богу, так эта склонилась послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницею девы Евы. И как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасется, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. (имеется ввиду Христос, который был наказан) И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорванны узы, которыми мы были привязаны к смерти” (ПЕ 5.19.1).
Ева | Мария |
Дева, имевшая мужа. | Дева, имевшая мужа. |
Дева, согрешившая через падшего ангела. | Дева, получившая благовестие от верного ангела. |
Дева, ослушавшаяся воли Божией. | Дева, подчинившаяся воле Божией. |
Дева, своим непослушанием явившаяся причиной своей смерти и смерти всего человечества. | Дева, своим послушанием послужившая спасению Себя и спасению всего человечества. |
Св. Ириней называет Богоматерь «причинной нашего спасения», «заступницей Евы». На фоне литературы второго века это очень яркое свидетельство.
Так святой Ириней, развивая и углубляя истины Священного Писания, впервые выдвинул мариологическую доктрину, ставшую основой мариологии. Эта тема имела большое значение для формирования богословской науки, а еще большее – для уяснения места Девы Марии в домостроительстве спасения. Следует отметить, что параллелизм Ева-Мария выходит за пределы реальной необходимости в апологетической деятельности церковных писателей второго века и, вероятнее всего, его используют в связи с все более возрастающим интересом христианских общин к личности Матери Спасителя.
Рассуждения святого Иринея о Богоматери не стали предметом дискуссий, как многие другие богословские мнения этого периода, но были единодушно приняты всей полнотой Церкви.
Возникновение параллелизма Ева-Мария в раннехристианской письменности было основано не только на повсеместной вере Церкви в девственное материнство Марии, но и на убежденности в Ее духовной чистоте. Святой Ириней указал на активное, творческое участие Девы Марии в спасении, которое стало возможным благодаря Ее непорочности и мессианской вере. У святых Иустина и Иринея находятся первые святоотеческие свидетельства о вере Церкви в Девство Богоматери «in partu», святой Ириней впервые пишет о Божией Матери как Заступнице. Христианские писатели второго века на основе веры в девственное материнство и чистоту Марии указали на Богородичные черты Церкви и заложили основу параллелизма Мария-Церковь, о котором уже достаточно ярко писал святой Ириней Лионский. В святоотеческих текстах второго века еще нет четко сформулированного учения о вечном девстве Богоматери. Однако трудно предположить, чтобы святой Ириней выражал такое возвышенное отношение к Деве Марии без веры в Ее Приснодевство.
СВ. КИПРИАН, ЕПИСКОП КАРФАГЕНСКИЙ (200/210-258)
Св. Киприан — замечательнейший отец Западной Церкви. Ему, как и Тертуллиану, принадлежит ряд широко известных выражений: