Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

Пояснительная записка

Дисциплина «Основы философии» изучается студентами заочного отделения, получающими среднее профессиональное образование по специальностям технического профиля.

За время изучения данной дисциплины студенты отделения заочного обучения должны выполнить одну домашнюю контрольную работу, сдать устный зачет.

Рабочая программа отделения заочного обучения дублирует программу отделения дневного обучения по техническим специальностям.

Материалы промежуточной аттестации и домашняя контрольная работа составлена с учетом всех требований, указанных в Госстандарте, Рабочей программе и других нормативных документах.

Методические рекомендации завершаются списком литературы, которой студенты могут воспользоваться при подготовке к ДКР, зачету.

2. Рабочая программа дисциплины «Основы философии»

Философия – один из самых древних и распространенных предметов, которые всегда изучались, изучаются и будут изучаться.

Однако знакомство с ней сопряжено с определенными трудностями. Это объясняется спецификой философии как особой области духовной деятельности, направленной на постановку и решение проблем, имеющих мировоззренческий характер. Философские проблемы относятся к числу вечных. Они ставились на протяжении всей истории этого предмета, и каждая точка зрения вносила в их понимание новые смысловые оттенки. Поэтому изучение философии предполагает не только освоение некоторых готовых результатов, но и прояснение того, как мыслители прошлого шли к их пониманию. Альтернативные концепции прошлого и настоящего, взаимно дополняя друг друга, обогащают духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал человечества.

Философские проблемы не имеют однозначных решений. Предлагая свой вариант решения некоторых проблем, философ, как правило, оставляет место для новых подходов и новых вопросов. Поэтому в философии нет и никогда не было единомыслия, она лишь создает предпосылки для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия.

Изучение философских тем предполагает знание соответствующих им понятий и категорий, которые представляют определенную сложность. Для того, чтобы овладеть философской культурой, требуется научиться искусству оперировать философскими категориями. А это, в свою очередь обусловлено общей культурой человека, его начитанностью, знакомством с историей и мировой культурой.

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции осмысленного, осознанного мировоззрения.

Дисциплина изучается на третьем курсе в группах на базе основного общего образования и на втором курсе в группах на базе среднего (полного) общего образования. Формой промежуточной аттестации является зачет.

Цель программы –сформировать у студентов представление о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, о формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении материальных и духовных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задача курса –студент должен знатьосновную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

Студент в результате усвоения курса должен уметьсамостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, должен задумываться над вопросами: откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Уровень философского развития определяет успешное усвоение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т.д.

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос; человек и природа; человек, общество, культура;

Свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе; человечество перед лицом глобальных проблем.

Примерное содержание дисциплины.

Введение. Философия, ее смысл, функция и роль в обществе.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как учение об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Основной вопрос философии. Язык философии.

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.

Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие общества.

Наши рекомендации