А) Милетцы
Постановка вопроса обусловливает ответ и направление исследований для получения этого ответа. Аналогично Фалесу, формулировали первые философские вопросы ученики основанной Фалесом Милетской школы Анаксимандр (610-540 гг. до н. э.), Анаксимен (ок. 583-526 гг. до н. э.), и известный мудрец из другой древнегреческой колонии, - города Эфес, - Гераклит (ок.530-470 гг. до н. э.), еще не знают «бытия». Все они были озабочены поисками первоначала (архе) всех вещей окружающего мира. Окружающий мир для них, - это природа, по-гречески («фюзис»), и первоначало они ищут в природе, в мире сущих вещей, на уровне чувственной реальности (за это их называли «физиками» и «физиологами»).
Чувственная реальность открывается нам через посредство органов чувств, но древние греки уже хорошо знают, что чувства не дают определенного и неизменного знания о вещах. Происходит это, с одной стороны, потому, что чувственная реальность текуча, постоянно изменчива, с другой стороны, и сами чувства могут обманывать, доверять чувствам нельзя. К примеру, мы опускаем в воду палку, и она видится нам сломанной, но мы-то знаем, что опускали ее в воду целой. Или, мы выходим на улицу из теплого помещения, и нам сначала кажется, что там холодно. Побыв немного на воздухе, мы чувствуем, что день сегодня теплый. Можно привести множество таких примеров, когда наши чувства нас подводят и, вместо того, чтобы давать истину, вводят в заблуждение.
Кроме того, чувственные восприятия одномоментны, они не дают знания о сущности предмета. К примеру, перед нами лежащая собака. Что могут сообщить нам о ней чувства: что это небольшой неподвижный предмет, белого (или другого) цвета, со специфическим запахом, мягкий на ощупь. Для того, чтобы получить знание о сущности этого предмета (что он является собакой, то есть живым существом, которое лает и кусается и может служить человеку), нужно подключить разум, который собрал бы данные чувств за какой-то временной отрезок и обобщил их в понятии собаки.
В мире вещей все изменчиво, непостоянно, произведено чем-то (т.е. зависимо от чего-то, обусловлено чем-то), как говорили древние греки, всегда «становится», но никогда не «есть». Но что меняется? Что является носителем изменяющихся качеств, первоосновой? Знания, доставляемые чувствами об одной и той же вещи в разное время, могут различаться. О вещах становящихся нет, и не может быть точного знания, а может быть только не вполне обоснованное мнение.
Если же мы начнем осмысливать данные чувств, то с помощью мышления можем получить достоверное знание, знание, на которое мы можем опереться в практической деятельности. В силу такого рода соображений ионийцы в поисках первопричин и первоначал всех вещей стали отдавать предпочтение не чувствам, а мышлению, провозгласили именно разум той способностью, которая позволяет нам схватить изменчивое мыслью, выразить в неизменных словах и которая дает нам истину. Размышления о том, что они наблюдают в реальности, навели ионийских мудрецов на мысль, что первоначалом всех вещей может быть такое простое вещество, которое способно видоизменяться, и порождать другие вещи, на которое похожи все вещи, и которое определяет существование и качества каждой вещи.
Фалес нашел такое первоначало в воде, Анаксимандр - в апейроне (беспредельном), Анаксимен - в воздухе, Гераклит - в огне. У каждого из них нашлись разумные аргументы в пользу их выбора, и каждый сумел объяснить, как из первоначала разворачивается мир, как образуется Земля и светила, как возникают разнообразные вещи и т.д. Когда вы будете осваивать взгляды четырех названных философов, постарайтесь восстановить и запомнить их целостное представление о мире природы. Обратите внимание на то, что их архаические представления о мире мы называем уже не мифологическими, а философскими, за то, что они не просто излагали свои представления об устройстве природного мира, но обосновывали и доказывали их, то есть, их учения уже носили характер рациональных, теоретических. Философская мысль этого периода начинает учиться обобщать, рассуждать не об отдельных предметах, а об общем в них, о многих предметах сразу. Чтобы удерживать мыслью сразу множество предметов, надо было создать специальные философские термины, обозначающие многое, отвлекающиеся от чувственного разнообразия конкретных, единичных вещей - абстрактные понятия. Это отвлечение мыслью от чувственных качеств вещей происходило постепенно, этапы этого отвлечения зафиксированы в языке первых философов. В частности, вода Фалеса - это, с одной стороны, природное вещество, а с другой - она символ первоначала, абстракция, поскольку наделена такими качествами, которые у природной воды не встречаются, но приписываются ей Фалесом «по зрелому размышлению», — божественностью, разумностью, обладание душой, способностью порождать все вещи. У Анаксимандра его áпейрон (беспредельное) обладает еще более абстрактными качествами: он не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, - он лишен каких-либо природных качеств вообще, но зато он беспределен, способен творить все из себя сам без божественного вмешательства.
Фалес, как свидетельствует живший позже Аристотель, заключал, что «Все из воды...и в воду все разлагается...во-первых, из того, что начало (архе) всех животных - сперма, а она влажная... Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос»1. Но не только эти соображения повлияли на выбор первого философа. Важность воды в жизни человека подчеркивалась древнегреческой мифологией (там Океан называется первоначалом мира), которая во времена Фалеса пока не утратила своего влияния на мировосприятие людей. Она определялась также географическим положением Греции (ее территория с трех сторон окружена водой, мореходство - важная область деятельности). Однако вода как первоначало не вполне похожа на ту воду, которую мы пьем. Фалес наделяет свое первоначало рядом свойств, которые не присущи обычной воде: она божественна, разумна, никем не рождена, пронизывает все. Поскольку во всех вещах присутствует это оживотворяющее начало, все вещи одушевлены. Примером такой одушевленности неживой природы для Фалеса был магнит, который притягивает к себе другие неживые металлические предметы, двигает их.
Анаксимандр, который предположительно был учеником Фалеса, продвинулся дальше своего учителя на пути разработки абстрактного мышления, выбрав в качестве архе апейрон - бесконечное, беспредельное, не обладающее никакими определенными физическими качествами, присущими физическим элементам. Рассуждения, которые привели мыслителя к выбору апейрона, были следующими. Раз есть четыре главных физических элемента (земля, вода, воздух и огонь), то, отдавая предпочтение какому-то одному из них, мы тем самым ограничиваем все остальные, и не можем объяснить достаточно убедительно, почему существуют и другие, как из одного элемента возникает другой, и почему превращение происходит не полностью, — только часть воды превращается в землю, только часть земли - в воздух, и только часть воздуха - в огонь? Апейрон, по представлению Анаксимандра, вечен и неизменен, его свойством является постоянное движение. Если учение Фалеса о первоначале всех вещей, каким оно предстает у доксографов, называло первоначало, но мало что объясняло, то Анаксимандр в своем сочинении «О природе» объяснил, как из апейрона «разворачивается» весь мир.
Он считал, что в бескачественном бесконечном апейроне сначала возникают две противоположных области: холодное жидкое ядро и горячая сухая оболочка, «кора». Под воздействием своей противоположности - огня, холодное образует воздух, который сначала разделяет область жидкого и сферу огня. Затем сфера огня разделяется на «три обруча» с дырками: на одном из них видны звезды, на другом - Луна, на третьем - Солнце. В жидком ядре зарождается Земля, имеющая форму цилиндра, жидкость собирается в ее впадинах, образуя моря. Земля висит в космосе, ничем не поддерживаемая, только за счет равновесия действующих на нее сил. В жидкости под действием солнца рождаются первые организмы, из которых затем в процессе эволюции развиваются более сложные животные. Человек, по мысли милетца, зародился и развивался внутри громадной рыбы, а затем родился из нее уже взрослым.
Мир вещей не только возникает из своего первоначала - апейрона, но и разрушаясь, превращается в апейрон. Говоря словами самого философа: вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению2. Таким образом, в учении Анаксимандра были высказаны три замечательные мысли:
1) идея единства противоположностей и их постоянного взаимодействия в мировом процессе;
2) идея эволюции (постепенного развития) органического мира от простых форм к сложным;
3) идея сохранения вещества во вселенной.
Мы с этими идеями еще не раз встретимся у других философов.
Третий представитель Милетской школы Анаксимен,ученикАнаксимандра, не смог удержать теоретических высот, достигнутых учителем, и вернулся к чувственному первоначалу, провозгласив первоначалом и первопричиной всех вещей воздух. В его философской картине мира вещи возникают из воздуха через его разрежение и сгущение и изменяются, благодаря изменениям воздуха (например, становятся холодными или теплыми). Это положение Анаксимен аргументировал таким наблюдением: дыхание человека может быть горячим и холодным. Дыхание усиливается и охлаждается, если проходит через сжатые губы (мы дуем, чтобы охладить горячее), напротив, когда проходит через открытый рот, становится горячим и слабым (вспомним, как мы дуем на руки, чтобы согреть их). Следовательно, холодное - это вещество, которое уплотняется и становится влажным, а горячее - это вещество, расслабленное и расширенное.
Плоская Земля, по его мнению, висит в воздухе. На Земле образуются моря, облака и другие вещи; небесные светила возникают из земных испарений, приобретающих огненную природу по мере того, как они оказываются все выше над землей. Солнце и Луна плавают в воздухе, подгоняемые ветром, а звезды забиты неподвижно в твердый небосвод. Воздух у Анаксимена, также как первоначала его предшественников, наделяется рядом сверхъестественных свойств, помимо тех, которые можно наблюдать в природе: он беспределен, является источником дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.
В архаических учениях о мире названных философов еще много мифологических черт, однако, мы называем их уже не мифологией, а философией, за то, что мудрецы не просто излагали представления об устройстве природного мира, но систематизировали, обосновывали и доказывали их, то есть их учения уже носят характер системно организованных и рационально доказательных, следовательно, обладают характеристиками теоретических учений.