Наука в беде?
Практически по всем вопросам
человеческий разум склонен выносить
суждения в рамках собственного опыта,
знаний и предубеждений, а не на основании
представленных свидетельств. Посему новые
идеи оцениваются в свете доминирующих убеждений.
У.И.В. Беверидж1
Два столетия назад французский математик и астроном Пьер Симон Р^В Лаплас разработал небулярную гипотезу, согласно которой Сол-(И^ нечная система возникла в результате уплотнения газообразной материи. Лаплас, будучи уже прославленным ученым, решил подарить экземпляр одной из своих книг императору Наполеону. Кто-то заблаговременно уведомил Наполеона, что в труде Лапласа нет ни слова о Боге, и поэтому император спросил ученого, почему тот не удосужился ни разу упомянуть Творца Вселенной в своей книге. Лаплас дал лаконичный ответ: «Сир, я не нуждался в этой гипотезе»2.
Слишком часто наука проявляет дух исключительности, который приводит к ее обособлению от других сфер познания. Ответ Лапласа отражает дух самодостаточности. Ученые зачастую создают у других людей впечатление, будто наука стоит выше всех прочих областей исследования. Они считают любые чуждые науке силы и реалии неполноценными и даже незаконными3. Наука признает существование религии и других сфер познания, но не желает включать их в свои теории4. Сайентизм, т.е. поклонение науке, может сужать познавательные рамки.
Хотя наука обрела немалое могущество и с практической точки зрения добилась значительного успеха, ее процветанию угрожает несколько серьезных проблем как внутри, так и вне научного сообщества. Основной тезис этой главы состоит в том, что наука пропитана духом исключительности. Она смогла бы внести больший вклад в копилку человеческих знаний, если бы признала свою ограниченность и стала более открытой по отношению к другим дисциплинам. Как уже отмечалось ранее5, у науки есть множество определений, и в этой главе мы будем иметь дело с несколькими из них. Чаще всего термин наука будет использоваться нами в его обычном понимании, а именно — поиск информации и интерпретация природных явлений. Термином натуралистическая наука мы будем обозначать область познания, которая исключает концепцию Творца из набора своих интерпретаций. Определение методологическая мы будем употреблять по отношению к науке, которая более восприимчива к широкому спектру толкований, включая и концепцию Творца. На протяжении двух минувших столетий наука становилась все более натуралистической, хотя в последнее время появились и обратные тенденции6. Эти перемены включают в себя некоторые полумистические концепции, не имеющие никакого отношения к Писаниям.
НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Несколько кратких замечаний по поводу философской истории науки вполне могут помочь нам понять трудности, с которыми сталкивается наука. Многие считают ионийскую философскую школу VI—IV вв. до Р. X. первой серьезной попыткой освободить человеческий разум от древней мифологии в пользу натуралистической философии. Хотя эта школа и подняла некоторые биологические и космологические темы в рамках философии, отражающей современную науку, она не укладывается в наши привычные концепции эмпирической науки (науки, основанной на чувственном восприятии и экспериментировании).
У древних греков (IV—III вв. до Р. X.) существовала целая смесь философских направлений, часть из которых сыграла положительную роль в развитии современной науки. Но натуралистический подход вовсе не был преобладающим. Аристотель твердо верил в Бога как направляющую силу, а Сократ не был «безбожником», каким его нередко рисуют историки. На самом деле он противостоял натурализму, присущему ионийской школе.
Экспериментальная наука получила большое признание в исламских странах в VIII—XV вв. по Р. X. Определенный импульс ей придала в том числе и религия. Чтобы познать Бога, человек должен изучать Его творение. Однако не все были согласны с тем, что истина заключена в Божественном откровении или в разуме.
В XVI—XVII вв. появилась современная методологическая наука, близкая к иудео-христианским традициям7. В это же время возникли идеи, предвосхитившие эволюционную теорию — не в научном сообществе, а среди богословов8 и философов, таких, как Фрэнсис Бэкон, Декарт, Лейбниц и Кант9. Ученые той эпохи, например, Кеплер, Паскаль, Линней, Бойль и Ньютон, были твердыми сторонниками концепции сотворения.
Этот период был отмечен значительным брожением умов. Протестантская Реформация и католическая контрреформация внесли свой вклад в интеллектуальную сумятицу. Особую роль сыграло Просвещение восемнадцатого века. В это время доминировали такие видные мыслители, как Дидро, Вольтер, Юм, Кант и Гете. Рациональная, свободная мысль стала восприниматься как решение всех проблем, в то время как религиозные интересы отошли на второй план. Окончание этого радикального периода ознаменовалось Французской революцией. Последовавшее за ней кровопролитное царство террора не только привело к гибели многих тысяч людей, включая Людовика XVI и Марию Антуанетту, оно еще и охладило пыл деятелей Просвещения. Началось религиозное возрождение. Тем не менее в интеллектуальных кругах сохранилась тенденция в сторону секуляризма.
Концепции происхождения мира, в которых не было места Богу, завоевывали все большее признание по мере того, как начинали преобладать натуралистические научные интерпретации. В лаборатории французского зоолога Феликса Лаказа-Дютье (1821—1901) висела такая надпись: «Наука вне религии и вне политики»10. Физик из Гарварда Филипп Франк в свою очередь указывал, что «любое влияние нравственных, религиозных или политических соображений на признание той или иной теории рассматривается... "сообществом ученых" как "недопустимое"»11. Не так давно Нобелевский лауреат Христиан де Дюв, касаясь извечной проблемы непроизвольного возникновения жизни, заявил, что «необходимо избегать любого намека на телеологию [замысел]»12. Подобные утверждения свидетельствуют о духе исключительности, свойственном науке как натуралистической философии. Многие ученые верят в Бога или некую форму Высшего Разума, но умалчивают об этих концепциях в своих научных публикациях. Подобные идеи считаются ненаучными.
В начале двадцатого века наука рассматривалась многими как авторитетный источник информации с практически безграничным потенциалом. Работа Венского кружка, группы философов, ученых и математиков, регулярно собиравшихся в Вене на протяжении 20-х—30-х годов, еще более укрепила данное мнение. Подобная группа собиралась и в Берлине. Вторая мировая война, однако, положила конец обоим обществам.
Венский кружок делал особый упор на позитивизм, который в своей крайней форме утверждает, что только обоснованное знание может называться научным (т.е. только натуралистическая наука). Их знаменитый «манифест» гласил: «Мы боремся за порядок и ясность. Мы отвергаем все туманные перспективы и бездонные глубины, ибо в науке нет никаких глубин; все в ней лежит на поверхности»13.
Эти заявления говорят о том, что члены кружка считали метафизику (более абстрактные аспекты философии, такие, как первоначала, религия, этика и эстетика) неприемлемой. По мере того как вера в безупречность натуралистической науки набирала силу, ее приверженцы пытались втиснуть все значимые концепции в систему физических координат, отображающих время и пространство. Они возвысили физико-математическую информацию до уровня абсолютной истины.
Подобные идеи доминировали в научной мысли в течение многих десятилетий большую часть двадцатого века, даже несмотря на появление нескольких дестабилизирующих факторов, таких, как квантовая механика и «принцип неопределенности». Некоторые аспекты математики и логики также столкнулись с определенными трудностями. В 1931 году математик Курт Гёдель из Венского университета опубликовал короткую работу, не встретившую теплого приема; в ней ученый утверждал, что любая достаточно крупная система должна содержать определенные недоказуемые элементы. Несколько других исследователей разработали ряд теорем того же направления, называемых теоремами об ограниченности. Они разбили надежды на разработку стройной системы истины. Даже математике, свободной от ограниченности, связанной с наблюдениями, и прочих рамок, накладываемых наукой, недостает определенности. По всей видимости, убеждение в последовательности математики — это вопрос веры, а не логических доказательств. Подобным же образом, ни одно общее научное утверждение не может быть свободным от неопределенностей. Все это идет вразрез с надеждами Венского кружка, и, «несмотря на свои претензии на новизну взглядов, ученые-философы Венского кружка были, по сути, последними глашатаями Просвещения»14.
Позднее другие исследователи стали высказываться еще более определенно по поводу неоправданного почитания науки. Одним из самых видных критиков можно считать Теодора Рожака, которые возражал против редук-ционистских (упрощенческих) тенденций в научных интерпретациях. В частности, он критиковал науку за упрощение реальности и «низведение людей и природы до уровня простых, бесполезных вещей»15. По его мнению, человеческие существа — нечто большее, чем простые механизмы.
Видный полемист и философ науки Пол Фейерабенд из Калифорнийского университета в Беркли тоже немало времени посвящает критике науки16. Он считает, что наука представляет собой анархическое движение, и поскольку единого научного метода, а следовательно, и постоянства в науке не существует, то ее успех зиждется не только на логике, но также и на убеждении, пропаганде, уловках и риторике17. По мнению Фейерабен-да, из-за своей субъективности наука заслуживает не более высокого статуса, чем астрология и колдовство. Выражая сожаление по поводу авторитета и всеобщего уважения, оказываемого науке и ученым, он как-то заявил: «Наиглупейшие процедуры и самые смехотворные результаты в их области окружены аурой совершенства. Давно пора сбить с них спесь и отвести им более скромное положение в обществе»18. Хотя столь радикальные взгляды трудно оправдать, они подчеркивают негативную реакцию, которую вызывают самоуверенность и исключительность науки.
Все это свидетельствует о закате позитивизма. Известный философ науки двадцатого века Карл Поппер указывал, что «ветхий научный идеал episteme — абсолютно верного, доказуемого знания — на поверку оказался идолом. Спрос на научную объективность неизбежно приводит к тому, что каждое научное утверждение должно навсегда остаться предварительным. Конечно, оно может найти подтверждение, однако каждое подтверждение связано с другими утверждениями, которые опять же предварительны. Мы можем быть "абсолютно уверены" только в своих субъективных переживаниях, в своей субъективной вере... Наука никогда не добивалась иллюзорной цели — дать окончательные или даже вероятные ответы»19.
С другой стороны, Поппер собственными руками помог науке вернуть себе некоторое доверие, пропагандируя подход к научному исследованию, получивший широкое признание. Он полагает, что наука должна устанавливать истину не посредством индукции или подтверждения выводов или опровержения противоборствующих концепций, но путем более строгих эмпирических тестов, направленных на опровержение самой гипотезы; гипотеза же должна быть эмпирически опровержимой, чтобы ее можно было признать научной. К сожалению, мы далеко не всегда осознаем, что эта концепция ограничивает науку довольно незначительным сегментом реальности.
ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Концепция Томаса Куна о парадигмах в науке20, впервые опубликованная в 1962 году, подняла массу вопросов и сама послужила поводом для некоторого рода революции. В то время господствующее положение занимала философия науки. Сейчас ее влияние уменьшается. Звучат утверждения, что философия науки находится в «стадии кризиса» в связи с утратой веры в объективность и крахом позитивизма, который иногда называют «мертвым»21. Даже на эмпиризм сейчас взирают с меньшим почтением.
Мыслители в настоящее время рассматривают науку скорее как человеческую деятельность, и противопоставление так называемой объективной истины и метафизики порой характеризуется как «реликт почившей философии науки»22. Поднимается такой, например, вопрос: почему бы не восстановить космологию в ее прежнем статусе единой сферы науки, философии и религии. Все больше и больше исследователей сегодня интерпретируют науку как социальную активность. В центре внимания оказываются факторы, определяющие происхождение и формулирование заумных вопросов, а не ответы на эти вопросы. На смену редукционистским (упрощенческим) приходят комплексные, холистические (всеохватывающие) методы.
Конечно, некоторые ученые весьма обеспокоены ослаблением веры в науку. К сожалению, многие из них не подозревают о переменах, происходящих в философии их дисциплины и в оказываемом ею влиянии. Тем не менее главенствующее положение, которое некогда занимала наука в интеллектуальных кругах, подвергается серьезным опасностям. Двое британских ученых, выражая свою обеспокоенность по этому поводу, заявляют: «Утратив монополию на получение знаний, ученые утратили и свой привилегированный статус в обществе»23. Эти авторы высказывают сожаление по поводу сокращения финансирования науки и расцвета таких концепций, как креационизм. Они обеспокоены тем, что с утратой монополии на истину научный процесс может быть сведен до уровня бесцельной игры.
Никто не знает, куда повернет философия науки в следующий раз. За последние несколько лет она продвинулась гораздо дальше первоначального социального диагноза, поставленного Куном, и в настоящее время, похоже, распадается на разные направления24. Одни философы предлагают старое вино в новых бутылках, другие совершенно отворачиваются от эмпирических концепций в сторону более субъективных оснований. В целом философия науки, по всей видимости, отказывается от точки зрения, согласно которой наука может дать нам совершенное знание. Она стала признавать значение других факторов (социальных, психологических и прочих), способных определять научные вопросы и ответы. Хотя сай-ентизм (поклонение науке) по-прежнему живет и здравствует в некоторых научных кругах, многие ученые рассматривают науку как одно из многочисленных действенных средств познания.
В философии науки происходят большие перемены, однако научная практика по сей день сохраняет тенденцию к превосходству и исключительности. Пережитки прошлого дают о себе знать до сих пор. Несмотря на то, что ученые постоянно меняют свои взгляды и сегодняшняя догма нередко становится завтрашней ересью, в науке сохраняется «предчувствие, что вот-вот у нас получится, вот-вот мы овладеем окончательным знанием, узнаем все обо всем»25. Подобная установка привела к печальным для науки последствиям.
ЭВОЛЮЦИЯ: ПРОБЛЕМАТИЧНАЯ ТЕОРИЯ
Научное сообщество в массе своей по-прежнему остается на стороне эволюционной теории. Феодосии Добжанский, один из ведущих в мире генетиков и один из создателей современного эволюционного синтеза, заявил как-то, что «в биологии нет ничего, что имело бы смысл вне рамок эволюционной теории»26. По его словам, многовековые глубокие биологические исследования, предшествовавшие всеобщему признанию эволюционной теории, оказались бессмысленными! Многие ученые более не считают общую теорию эволюции теорией. Сэр Джулиан Гексли объявил, что после дарвиновского Происхождения видов «факт эволюции был твердо установлен и не нуждался в дальнейших доказательствах»27. Многие ведущие эволюционисты характеризуют эволюцию как факт28; и все же этот «факт» является выдающимся примером доминирующей научной концепции, столкнувшейся с серьезными затруднениями. Научные открытия, совершенные в последние годы, были явно не благосклонны к эволюционной теории. Вероятно, самая сложная проблема, стоящая перед эволюцией, — это вопрос о происхождении самой жизни. Если бы натуралистическая наука не считала себя самодостаточной и способной дать ответы почти на все вопросы, она вряд ли была бы удовлетворена своими менее чем адекватными интерпретациями. Перед эволюционной теорией по-прежнему стоят вопросы, связанные с недостающими звеньями в летописи окаменелостей, нехваткой времени и отсутствием работоспособного эволюционного механизма29. К этому списку мы можем добавить вопросы о смысле жизни и происхождении и значении нашего сознания. Льюис Томас, бывший руководитель Нью-Йоркского ракового центра «Мемориал Слоан-Кеттеринг», так излагает эту дилемму: «Никак не могу согласиться с концепцией случайного происхождения жизни; мне претит бесцельность и слепой случай в природе. И все же я не знаю, чем заполнить их место, чтобы успокоить свою душу. Просто нелепо говорить об абсурдности планеты, подобной нашей, когда перед взором людей предстает огромное число различных форм жизни, каждая из которых по-своему совершенна, и все они взаимосвязаны, образуя то, что показалось бы стороннему наблюдателю огромным сферическим организмом. Некоторые из нас говорят об абсурдности положения, в котором находится человек, но это лишь потому, что мы не знаем, какова наша роль и для чего мы живем. Истории, которые мы выдумывали для оправдания своего существования, утратили смысл, а новых историй у нас пока нет»30.
Подобное смятение связано с отсутствием работоспособной модели эволюции и ограниченными возможностями натуралистической философии. Несмотря на это, научная мысль чуждается таких альтернатив, как креа-ционизм, поскольку концепция Бога неприемлема для натуралистических научных интерпретаций.
Многие мыслящие люди не скрывают своего удивления по поводу устойчивой поддержки, которую имеет эволюционная теория, несмотря на крайне скудную доказательную базу. Им вторит Филип Джонсон31, профессор права из Калифорнийского университета в Беркли, решивший рассмотреть эволюционные тезисы с точки зрения судопроизводства. Признав доводы в пользу эволюции слишком шаткими, он задается вопросом: неужели эксперты могут быть настолько слепыми?
Известный писатель и апологет христианства Малколм Маггеридж высказывается в том же духе: «Лично я убежден, что теория эволюции, и особенно ее повсеместное признание, будет очень популярным объектом насмешек в исторических книгах будущего. Потомки не перестанут удивляться невероятной доверчивости, с которой была принята столь необоснованная и сомнительная гипотеза»32.
Теория эволюции служит ярким примером господства парадигмы, сохраняющей свое влияние даже несмотря на явный недостаток данных, которые говорили бы в ее пользу. Эта тенденция указывает на то, что с наукой далеко не все в порядке. Она гордится своей открытостью и объективностью, однако эволюционная теория ставит под сомнение оба эти качества. Почему наука упорно отстаивает идею, которая не подкреплена вескими доказательствами и сопряжена со значительными научными затруднениями?
КОГДА НАУКА СОВЕРШИЛА САМУЮ БОЛЬШУЮ ОШИБКУ
Наука достигла огромных успехов в экспериментальной сфере. К сожалению, та же самая наука зачастую довольствуется натуралистическими интерпретациями и пренебрегает другими сферами реальности при формулировке своих заключений. Подобная исключительность делает натуралистическую науку уязвимой для обвинений в упрощенческом подходе. Многие считают, что реальность — это нечто большее, чем простая причинно-следственная система, утверждаемая натуралистической наукой. Как заявил один ученый: «Пора уже восстановить равновесие между наукой и духовностью, позволив человечеству снова обрести свое место во Вселенной»33.
Проблема не только в эволюционной теории. В каком-то смысле эволюция представляет собой лишь один из симптомов глубоко укоренившейся болезни. Главный вопрос заключается в том, будет ли натуралистическая наука по-прежнему пытаться давать ответы на все вопросы в рамках своей закрытой системы интерпретаций. Каким образом наука оказалась в этой «смирительной рубашке»?
Наука совершила самую большую ошибку, когда отвергла Бога и все остальное, за исключением механистических концепций. Не отдавая себе отчета в собственной ограниченности, наука пытается дать все ответы в рамках чисто натуралистической философии. Поэтому эволюция и стала наиболее правдоподобной моделью происхождения. Наука не стояла бы сейчас перед практически неразрешимыми трудностями, порожденными необоснованностью эволюционной теории, если бы не заняла крайне натуралистическую позицию. Ведь концепция сотворения жизни как возможного объяснения ее происхождения и сегодня не теряет своей актуальности, как и во времена родоначальников современной науки.
Рис 20 1 Огромная галактика в созвездии Андромеды — одна из немногих галактик, видимых невооруженным глазом. По оценкам ученых, ее диаметр составляет около 200000 световых лет, а расстояние от Земли — около 2 миллионов световых лет В этой галактике идентифицировано большое количество звезд, звездных скоплений, новых звезд и туманностей Это лишь один пример широты подхода, свойственного Писаниям, которые побуждают нас взирать не только на Библию, но и на природу. Наука же, наоборот, склонна признавать только сама себя.
'Фотография предоставлена Hale Observatories, California Institute of Technology.
Библия же, в отличие от натуралистической науки, совершенно ее отвергшей, демонстрирует гораздо большую терпимость по отношению к науке. В Библии присутствует информация научного образца, например, воды потопа, поднявшиеся на пятнадцать локтей выше гор34, и солнечная тень, отступившая на десять ступеней35. Кроме того, она высказывается в пользу методологии научного типа, побуждая нас «все испытывать, хорошего держаться»36. Библия поощряет исследование37. Она использует природу в качестве фактического обоснования своих утверждений, напоминая нам, что «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь»38 (рис. 20.1). Священное Писание провозглашает, что у нас нет оправданий нашего неверия в Божью силу, когда она так явно проявляется в Его творении39. Натуралистическая наука отвергла Библию, однако Библия не отвергает методологическую науку как средство поиска истинных знаний о природных явлениях. Библия охватывает также религию, нравственность, первопричины, историю и смысл существования. Она демонстрирует более широкий подход, включающий не только видимую реальность. Таким образом, она все-таки больше подходит для решения важнейших вопросов, связанных с происхождением и смыслом бытия.
Исключительность в науке развивалась постепенно и, как ни странно, уходит корнями в свободомыслие Просвещения восемнадцатого века. Натуралистическая философия, загнавшая науку в узкие рамки, получила признание в девятнадцатом веке благодаря усилиям таких выдающихся деятелей, как Лаплас, Хаттон, Лайель, Чамберс, Дарвин, Гексли и многих других.
Мы можем лишь делать предположения о причинах возникновения подобной исключительности. Я упомяну только два возможных ответа. Пользующийся большим уважением философ науки Майкл Поляны связывает ее с острой реакцией на ограничения, наложенные на науку средневековым мышлением. Он утверждает: «Именно в этом я вижу причину глубоко укоренившихся противоречий между наукой и всей остальной культурой. Я считаю, что эти противоречия были изначально присущи раскрепощающему влиянию современной науки на средневековую мысль и лишь позднее стали патологическими,
Наука восстала против авторитетов. Она отказалась от дедукции [рассуждений, основанных на предпосылках] из первопричин в пользу эмпирических [основанных на чувственном восприятии] обобщений. Ее конечным идеалом стала механистическая теория Вселенной»40.
Вторая причина, возможно, кроется в успехе экспериментальной науки. Наука имеет дело с устойчивыми факторами, такими, как материя и энергия, и выдвигает впечатляющие интерпретации, будь то небесная механика или генетика. Успех, как правило, заграждает уста критиков, и если наука столь успешна в некоторых сферах, то почему бы ей не оказаться правой в применении натуралистической философии по отношению ко всей реальности? К сожалению, авторитаризму свойственна неспособность к адекватной самооценке. Успехи науки в некоторых областях привели к тому, что ученые и даже широкая общественность стали думать, что наука обладает всемогуществом и является единственным источником истины. Эти успехи могут заслонить менее материалистические, но более важные толкования реальности, которые придают смысл и цель существованию человечества и природы. Достижения науки могут привести к тому, что мы станем довольствоваться более легкими для восприятия, но при этом и более простыми объяснениями, не вполне отражающими реальность.
И это далеко не все причины, приведшие к тому, что наука заняла твердую натуралистическую позицию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на большие успехи науки, научному процессу свойственна ограниченность. В последнее время стало очевидно, что эволюционная модель, выдвинутая натуралистической наукой, сталкивается с серьезными препятствиями научного характера. Науке не удается найти выход из этого затруднительного положения, поскольку она занимает твердую натуралистическую позицию и не признает такую альтернативу, как творение. «Признать наличие замысла равносильно в глазах биологов тягчайшему научному греху»41. Эволюция — это лучшая модель, которую может предложить натуралистическая наука. С другой стороны, большое количество серьезных проблем, стоящих перед эволюционной теорией42, и развенчание позитивизма и даже эмпиризма внушают надежду на то, что наука в конце концов сможет освободиться от присущей ей ограниченности в интерпретациях.
Хотелось бы надеяться, что натуралистическая наука станет более терпимо относиться к другим областям познания и включит в свою систему воззрений более широкий спектр концепций. Ученым следовало бы вернуться к философии, которой они придерживались в то время, когда западная цивилизация закладывала основание современной науки. В то время методологическая наука ставила перед собой задачу открывать естественные принципы, на которых Бог утвердил Свое творение. Подобное отношение помогло бы разрешить некоторые из важнейших вопросов, стоящих в настоящее время перед натуралистической наукой, а также способствовало бы созданию более надежного основания для достижения истины. Наука стала бы более открытой и избавилась бы от своей исключительности.
ссылки
1. Beveridge WIB. 1957. The art of scientific investigation. Rev. ed. New York: W. W. Norton and Co., p. 107.
2. Как сообщается в: Dampier WC. 1949. A history of science and its relations with philosophy and religion. 4th ed., rev. Cambridge: Cambridge University Press; New York: Macmillan Co., p. 181.
3. Proudfoot W. 1989. Religion and science. In: Lotz DW, Shriver DW, Jr., Wilson JF, editors. Altered landscapes: Christianity in America, 1935-1985. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Pub. Co., pp. 268-279.
4.GibsonRE. 1964. Our heritage from Galileo Galilei. Science 145:1271-1281.
5. См. главу 17.
6. См. главу 3.
7. Там же.
8. Mayr E. 1982. The growth of biological thought: diversity, evolution, and inheritance. Cambridge, Mass., and London: Belknap Press of Harvard University Press, p. 309.
9. Dampier, p. 273 (note 2).
10. См.: Nordenskiold E. 1928. The history of biology: a survey. Eyre LB, translator. New York: Alfred A. Knopf, p. 426. Translation of: Biologins Historia.
11. См.: Barber B. 1961. Resistance by scientists to scientific discovery. Science 134:596-602.
12. De Duve C. 1995. The beginnings of life on earth. American Scientist 83:428-437.
13. См.: Zycinski JM. 1988. The structure of the metascientific revolution: an essay on the growth of modern science. Heller M, Zycinski J, editors. Philosophy in science library. Tucson, Ariz.: Pachart Pub. House, p. 49.
14. Toulmin S. 1989. The historicization of natural science: its implications for theology. In: Kung H, Tracy D, editors. Paradigm change in theology: a symposium for the future. KohlM, translator. New York: Crossroad Pub. Co., pp. 233-241. Translation of: Theologie—Wohin? and Das Neue Paradigma von Theologie.
15. Roszak T. 1972. Where the wasteland ends: politics and transcendence in postindustrial society. Garden City, N.Y.: Doubleday and Co., p. 252.
16. Feyerabend P. 1988. Against method. Rev. ed. London and New York: Verso.
17. Примеры использования риторики в науке см. в: Рега М, Shen WR, editors. 1991. Persuading science: the art of scientific rhetoric. Canton, Mass.: Science History Publications.
18. Feyerabend P. 1975. Against method: outline of an anarchistic theory of knowledge. London: New Left Books; Atlantic Highlands: Humanities Press, p. 304.
19. Popper KR. 1959. The logic of scientific discovery. New York: Basic Books, pp. 280, 281.
20. См. главы 2 и 17.
21. a) Blackwell RJ. 1981, A new direction in the philosophy of science. The Modern Schoolman 59:55-59; b) Durbin PT. 1986. Ferment in philosophy of science: a review discussion. Thomist 50:690-700.
22. Zycinski, p. 178 (note 13).
23. Theocharis T, Psimopoulos M. 1987. Where science has gone wrong. Nature 329:595, 598.
24. a) Durbin (note 21 b); b) Gillies D. 1993. Philosophy of science in the twentieth century: four central themes. Oxford and Cambridge: Blackwell Publishers; c) Smith Н. 1982. Beyond the post-modern mind. Mew York: Crossroad Pub. Co., pp. 16-27.
25. Thomas L. 1980. On the uncertainty of science. Harvard Magazine 83(l):19-22.
26. Dobzhansky T. 1973. Nothing in biology makes sense except in the light of evolution. The American Biology Teacher 35:125-129.
27. Huxley J. 1958. Introduction to the Mentor edition of Charles Darwin: the origin of species by means of natural selection, or the preservation of favoured races in the struggle for life. New York: New American Library of World Literature, p. xv.
28. Еще шесть примеров можно найти в: Bird WR. 1987, 1988, 1989. Philosophy of science, philosophy of religion, history, education, and constitutional issues. The origin of species revisited: the theories of evolution and of abrupt appearance, vol. 2. New York: Philosophical Library, pp. 129, 159,160.
29. См. главы 4—8, 11.
30. Thomas (note 25).
31. a) Johnson PE. 1993. Darwin on trial. 2nd ed. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press; b) Johnson PE. 1995. Reason in the balance: the case against naturalism in science, law, and education. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press.
32. Muggeridge M. 1980. The end of Christendom. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Pub. Co., p. 59.
33. Mousseau N. 1994. Searching for science criticism's sources: letters. Physics Today 47:13,15.
34. Быт. 7:19—21. 35.4Цар. 20:10.
36. 1 Фес. 5:21.
37.Еккл. 1:13; Дан. 1:11 —16.
38. Пс. 18:2.
39. Рим. 1:20.
40. Grene M, editor. 1969. Knowing and being: essays by Michael Polanyi. Chicago: university of Chicago Press, p. 41.
41. Hoyle F, Wickramasinghe NC. 1981. Evolution from space: a theory of cosmic creationism. New York: Simon and Schuster, p. 32.
42. См. главу 8.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ,