Научное знание и его формы.
Человек - существо познающее. Посредством познания окружающего мира и самого себя он обретает знания, опираясь на которые организует практическую деятельность, строит свою жизнь. Видов и форм знания достаточно много, и все они связаны, во-первых, с характером мира предметов и явлений, отражением которого является, во-вторых, с особенностями самого человека как субъекта познания, в –третьих, с формами организации знания и методами процесса познания.
Обычно выделяют два вида познавательной деятельности, которые осуществляют люди, - обыденный («житейский») и научный. Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Сфера действия обыденного познания достаточна широка, но она имеет и свои границы. Практика жизни, растущие потребности вывели человека на определенном историческом этапе его развития за эти границы, вывели его в мир таких проблем, которые с помощью обыденного познания решить оказалось невозможно. На этой основе возникла потребность в совершенно новой форме познания, которая позволила бы глубже и обстоятельнее постигать тайны бытия, раскрывать такие стороны и связи действительности, которые недоступны обыденному познанию. Исторически эта потребность была удовлетворена фактом появления научного знания, науки.
Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму полученных в ходе этой деятельности знаний. Непосредственные цели и задачи науки связаны с раскрытием, объяснением, описанием и предсказанием фактов, процессов и явлений.
Научное знание - это не хаотическое нагромождение сведений, информации об окружающем, а довольно сложная система, имеющая определенную структуру. В качестве элементов его структуры выступают, во-первых формы, в которых знание представлено, во-вторых, уровни, в рамках которого оно организовано, в –третьих, основания, на базе которых оно существует.
К формам научного знания относятся понятия, суждения, умозаключения, которые используются и в донаучном познании, а также принципы, парадигмы, законы, эмпирические факты, научные проблемы, гипотезы, теории, в которых выражена специфика научного знания. Раскроем их содержание.
Понятие является такой формой мышления, формой знания, которая отражает предметы и явления в их общих и существенных признаках. В понятии отражается не отдельное свойство единичного предмета или явления, а общее свойство, присущее определенному множеству, группе предметов или явлений того или иного рода. В речи, в языке понятия выражаются посредством отдельных слов или словосочетаний. Человек мыслит, думает понятиями, а говорит, т.е. внешне выражает свои мысли, словами и словосочетаниями. В понятиях отражаются лишь существенные признаки и свойства предметов и явлений. От несущественных признаков мы при этом отвлекаемся, абстрагируемся, не принимаем их во внимание. В мыслительной деятельности, на основе которой происходит формирование научных знаний, понятие занимает особое место, т.к. мыслительный процесс осуществляется прежде всего путем образования понятий и оперирования ими. Наиболее общие понятия называют категориями.
В мышлении человека понятия существуют не изолированно друг от друга, они взаимосвязаны. Упорядоченная взаимосвязь понятий образует суждение. Суждение - это мысль, в которой о предмете или явлении что- либо утверждается или отрицается. Языковым выражением суждения является предложение. Свою мыслительную деятельность человек осуществляет прежде всего в форме суждений. Суждения позволяют раскрывать связи между предметами и явлениями действительности.
Соотнося и сопоставляя одни суждения с другими, можно сделать вывод, умозаключение, в котором будет содержаться новое знание. Умозаключение - это умственная операция, в которой из двух или большего количества суждений выводится по определенным логическим правилам новое суждение. Например, все элементарные частицы имеют корпускулярно-волновую природу. Электрон - элементарная частица. Следовательно, электрон имеет корпускулярно-волновую природу. Нередко умозаключения представляют собой довольно сложную систему связанных друг с другом и выводимых друг из друга суждений. Многие научные открытия ученые делали, как говорят, на «кончике пера», т.е. посредством умозаключений. Таким образом делались теоретические выводы о существовании планет (Нептун, Плутон), химических элементов (галлий, скандий, германий), формулировались исходные принципы научных теорий (теорий относительности), открывались социальные законы. Роль умозаключений, иначе говоря, в развитии научного знания весьма значительна.
Характер решения научных проблем во многом зависит от тех принципов, которыми руководствуется ученый в исследовательской деятельности. Принцип (от лат.principium – начало, основа) представляет собой базисное положение, исходную установку, определяющее начало научного знания и его формы, такие, как гипотеза, теория и др. Разные принципы, разные базисные установки накладывают свою печать на разные решения одних и тех же проблем. Существуют, например, разные версии происхождения человека. Одна из них исходит из того, что человек явился продуктом эволюции живой природы, а другая появление человека на Земле связывает с волеизъявлением Бога. Переоценка ценностей в системе принципов приводит к далеко идущим трансформациям развития научных знаний, приводит к научным революциям.
В функциональном отношении к принципам близки парадигмы (от греч. рaradeigma – пример, образец). Под парадигмой понимаются те или иные фундаментальные теоретические установки и положения, научные достижения, которые в течении определенного времени используются как образцы, как модели постановки и решения научных проблем. Парадигма позволяет успешно решать вопрос о выборе нужной теории. Выбор системы аргументов в пользу той или иной теории всегда в какой-то мере зависит от парадигмы как принятой в данном сообществе системе ценностей. Парадигма предстает как своеобразная матрица, как единая система, совокупность установок, теорий и методов, обеспечивающая особый способ видения, понимания мира либо той или иной области его. Отведенную ей роль парадигма выполняет в течении какого-то периода. Рано или поздно под давлением «аномалий», т.е. проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми, этот период заканчивается. В системе научного знания тем самым наступает кризис, который разрешается научной революцией, открывающий дорогу новой парадигме, что знаменует начало нового периода в развитии научного знания. Овладевая содержанием новой парадигмы, ученые «видят» мир уже иначе, воспринимают и принимают его сквозь призму новых принципов и установок.
К парадигме как устойчивому знанию в известной мере примыкают законы науки. Сам по себе закон – это понятие, отображающее существенные, необходимые, повторяющиеся связи между предметами и явлениями действительности. Законы природы и общества объективны, т.е. они существуют и действуют независимо от воли и сознания людей. По своему желанию люди их не могут ни уничтожить, ни изменить, ни преобразовать. Раскрыть и понять законы может только наука как знание, постигающее сущностные связи и отношения. Законы природы и общества, познанные человеком, известны нам как законы механики, физики, химии, биологии, социологии, т.е. как законы науки. А законы науки есть не что иное, как теоретическая форма знания, отражающая объективные связи предметов и явлений действительности. Законы науки, отображающие общие и устойчивые знания между предметами и явлениями, формулируются с помощью общих высказываний.
В отличие от закона науки эмпирический факт представляет собой форму научного знания, фиксирующую единичное явление, событие, процесс. В эмпирическом познании мы имеем дело прежде всего с эмпирическими фактами. Но эмпирический факт не следует отождествлять с реальными явлениями и событиями. Если события и явления могут существовать вне отношения к человеку как субъекту познания, то факты вне такого отношения не существуют. Факт есть результат взаимодействия субъекта и объекта познания. Эмпирический факт – это форма знания, включающая в себя как констатацию реального существования объекта, так и чувственный образ этого объекта у субъекта познания.
Причем, установление эмпирического факта является следствием не только визуального или иного наблюдения. Любой факт всегда существует в рамках определенной теоретической конструкции, имеет, иначе говоря, ту или иную теоретическую «нагрузку».
Познание, как говорил К.Поппер, начинается не с наблюдений и фактов, «оно начинается с проблем». А проблема возникает тогда, когда появляется напряженность между знанием и незнанием, когда обнаруживается, что с нашим знанием что-то не в порядке, что в нем существует какое-то внутреннее противоречие. Научная проблема возникает тогда, когда старое знание обнаруживает свою недостаточность и невозможность поэтому на его основе объяснить новые факты действительности. В таких случаях в науке возникает «проблемная ситуация», выражающая противоречие между достигнутым уровнем знания и невозможностью на его основе решить те или иные задачи, незнанием путей, средств и способов их решения. Научная проблема обычно предполагает необходимость выхода за пределы имеющегося, уже достигнутого знания. Причем, решение одних проблем , как правило , сопровождается появлением новых проблем. Таким образом, от постановки одних проблем к их решению, а от него к постановке других новых проблем и происходит развитие научного знания.
В процессе решения научных проблем обычно выдвигаются различного рода гипотезы. Гипотеза – это знание, в основе которого лежит предположение значительной степени вероятности. Все наши научные знания гипотетичны по своему происхождению. Любая теория первоначально рождается как гипотеза. Многие из тех знаний, которыми мы располагаем сегодня, представлены в виде гипотез. Примером тому могут быть гипотезы об образовании Земли и Солнечной системы, о возникновении жизни на Земле, о происхождении человека, о возможности существования внеземных цивилизаций и т.п. Поскольку гипотеза не имеет опытного подкрепления, она всегда включает в себя момент неопределенности, являет собой предположение того или иного рода. Для объяснения явлений и процессов, природа которых не раскрыта, обычно выдвигается несколько гипотез, и все они со временем могут обнаружить свою несостоятельность, несоответствие фактам и умереть. Гипотеза, не получившая подтверждения, опровергнутая фактами, становится ложным знанием, т.е. не соответствующим действительности и тем самым она перестает быть гипотезой. А та гипотеза, которая получает подтверждение, приобретает статус истинного знания и на этом основании так же прекращает свое существование как гипотеза, превращаясь в теорию. Происходит это тогда, когда обнаруживается, что она подкрепляется фактами, аргументировано и доказательно объясняет и описывает те или иные явления и процессы природы и общества. Таким образом, гипотезы либо опровергаются и отвергаются, либо подтверждаются и трансформируются в теории.
Теория представляет собой систему знаний, адекватно истолковывающих, объясняющих и описывающих определенную совокупность явлений и процессов некоторой области действительности. Теория выступает как высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях тех или иных сторон объективного мира. Таковы, например, эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении и развитии биологических видов посредствам естественного отбора, теория электромагнетизма Д. Максвелла, общая и специальная теории относительности А. Эйнштейна и др. Костяк теории составляют ее основные законы и фундаментальные принципы. Теория обычно появляется не сразу в готовом виде. Она развивается, принимая все более совершенные формы. Основная цель построения теории состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, накопленные в определенной области исследования. Теория дает возможность предвидеть, предсказывать ход будущих событий, выявлять тенденции и закономерности их развития. Однако объяснительно-предсказательные возможности теории не беспредельны. Рано или поздно любая теория обнаруживает свою ограниченность и уступает место новой теории, которая раскрывает явления и процессы некоторой области действительности глубже, основательнее и полнее.
Все формы научного знания, существуя относительно самостоятельно, вместе с тем диалектически взаимосвязаны друг с другом, образуя единую систему научного познания.