Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения

Тема V.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Учебный материал

5.1.1. Характерные черты эпохи Возрождения и философия гуманизма 5.1.2. Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения 5.1.3. Социальная философия

Характерные черты эпохи Возрождения

И философия гуманизма

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века – с XIV до XVII.

Этот период характеризуется целым рядом экономических, социальных, политических изменений (рост городов, зарождение сукнодельческих и шелковых мануфактур, политический полицентризм, становление национальных государств и абсолютных монархий, изменение общественной структуры, социальные конфликты, развитие торговли и личной предприимчивости).

Эти изменения привели к переменам в мировосприятии людей и пробуждению их самосознания. Возрождение произвело, прежде всего, переворот в системе ценностей, в социально-психологической оценке всего сущего, сформировало новый стиль мышления и религиозности, оно перестроило и переделало те сферы культуры и общественной практики, в которых ценностные критерии являлись решающими, органичными, в которых духовная активность и практическая деятельность взаимосвязаны. Происходит рождение нового искусства, начинается процесс становления современного естествознания, расширяется познание человека об окружающей среде, о живом мире, космосе (великие географические открытия, первые шаги в систематизации растений, возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и др.).

В новом стиле мышления сохраняются связи реального со сверхъестественным, чувственного со сверхчувственным, человеческого с божественным, но сама эта связь перестраивается и гармонизируется. Актуальными становятся именно земные, практические ценности.

В центре этой новой культуры оказывается человек – новый человек, рождающийся в этих социально-экономических условиях. Для понимания этого человека понадобилось более всестороннее и глубокое знание различных произведений античной культуры, чем то, которое имела в памяти средневековая культура. Это стремление к возрождению идеалов и ценностей классической древности определило и наименование данной эпохи.

Идеал античной культуры оказался ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества.

Философия эпохи Возрождения не создала всеобъемлющих философских концепций, в большей степени она «осовременила античность», тем не менее, она выдвинула новую картину мира, пантеистическую по содержанию. Сделала основным объектом философского рассмотрения человека, обосновала доверие к естественному человеческому разуму.

Для философии эпохи Возрождения были характерны:

1. Антисхоластический характер (но это не означает, что новой философией полностью отрицаются проблемы религиозно-христианской философии средневековья, схоластика по-прежнему преподается в европейских университетах).

2. Антропоцентризм и гуманизм.

3. Пантеизм.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 периода:

1. Гуманистический (XIV-сер. XV вв.). Проблемы антропологии (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).

2. Неоплатонический (сер. XV-XVI вв.). Проблемы онтологии (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола).

3. Натурфилософский (XVI-нач. XVII вв.). Создание целостной картины бытия (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Гуманизм (от лат. humanitas – человечный, человеческий, образованный) – центральное понятие нового мировоззрения. Основные идеи гуманизма Возрождения – это самоценность земной жизни, радость земного существования, свобода и достоинство человеческой жизни, свободомыслие и светский индивидуализм, возможность воспитания способности к добродетельным поступкам, красота человеческого тела, культ наслаждения и пользы.

Гуманизм Возрождения онтологически обосновал новое понимание сущности, целей и возможностей человека. Поэтому сущностью новой гуманистической философии стал антропоцентризм. Человек – центр мировоззрения, ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение человека и его взаимоотношения с миром как в искусстве, так и в философии. Бог не отрицается, но человек тоже творец. И философия пытается найти гармоническое единство божественного и природного, духовного и материального в человеке.

Одним из первых, кто попытался обосновать эти идеи, был Данте Алигьери (1265-1321). В своей «Божественной комедии» он закладывает основы нового жизнепонимания, о двойном предназначении человека, «он один из всех существ предопределяется двум конечным целям»1. Первая цель достижима в реальной, земной жизни, в проявлении собственной добродетели, благодаря собственному разуму. Вторая – лишь в загробной жизни, после смерти, при содействии божественной воли.

Данте не отрицает христианские догматы, не противопоставляет природное и Божественное в человеке, но в противовес средневековью пытается обосновать, что не менее значимо земное существование человека.

Франческо Петрарка (1304-1374) продолжает дальнейшее развитие идей Данте о предназначении человека, о его месте в мире. В своей книге стихов, посвященной своей возлюбленной Лауре, он воспевает земную красоту женщины, чувство любви, удивительную гармонию и красоту природы, в противовес средневеково-аскетическому восприятию жизни.

Философии Возрождения свойственен не только антисхоластический характер, но и антиклерикальный, т.е. критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам (Бруни, Браччолини, Боккаччо).

Важную роль в новом понимании человека играет и понятие человеческой деятельности, как неотъемлемого и первостепенного компонента человеческой личности, в отличие от созерцательного отношения к жизни, господствующего у античных философов (Альберти, Манетти, Салютати).

Общим для всего гуманистического антропоцентризма является наличие морально-этических построений, в особенности, они связаны с провозглашением доброты человеческой природы; принципиального равенства всех людей, независимо от их происхождения; необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности.

Лоренцо Валла (1407-1457) – выдающийся представитель гуманистической философии раннего Ренессанса - сыграл большую роль не только в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии, но и обратился к этике эпикуреизма для обоснования полноценного существования человека, которое невозможно, по его антиаскетическому убеждению, без телесного благополучия. Деятельность человеческих чувств – основа самосохранения человека.

В основе этики Валлы – обоснование необходимости наслаждения в земной жизни, как условия и гаранта небесного блаженства. Земное блаженство является предварительной ступенью небесного. Но блаженство не просто чувственное удовольствие, оно и достойное человеческое существование, включающее в себя «честь» и «добродетель».

Истинный человек, с точки зрения гуманистов, есть человек активный, культурный, цивилизованный.

Неоплатонизм и натурфилософия эпохи Возрождения

Философия Возрождения не только пыталась разрешить проблему человека, его место и назначение в жизни, но и определиться в отношении самого мира. Ее идеи о бытии, природе, Боге формировались под влиянием неоплатонизма. Именно на основе неоплатонической онтологии и космологии осуществлялся выход за рамки монотеистического креационизма на пантеистическое миропонимание. Здесь намечается уход от религиозной персонификации Бога, от упрощенных антропоморфных представлений о нем. Бог либо растворен в природе (Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). Это уже не религиозный Бог, это философский Бог, философская идея, характеризующая первоначало всего сущего. Пантеизм и гилозоизм наделяют природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным «языком», понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Это приводит к появлению «натуральной магии», популяризации астрологии, алхимии.

Центральной проблемой у Николая Кузанского (1401-1464) является проблема соотношения Бога и мира. Н. Кузанский использует метод аналогичный математическому, который соответствует состоянию ученого незнания. Ученое незнание – это не отказ от познания мира и Бога, это осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой он стремится. Бог понимается Н. Кузанским как бесконечное начало и как скрытая сущность всего. Вселенная есть развертывание божественного первоначала. Бог и природа у Н. Кузанского, в отличие от позднейшего натуралистического пантеизма, не одно и то же. Природа – это лишь видимый мир, мир сотворенный, мир кажимости, за которым скрывается мир подлинной сущности.

В центре философской системы Дж. Бруно (1548-1600) – Единое, которое совпадает с материальной Вселенной. Оно одновременно и причина бытия, и само бытие вещей. Вселенная не сотворена, она бесконечна и беспредельна, существует вечно. Она не совпадает с материей, поскольку не имеет формы и не может ее иметь. В Едином совпадают единство и множественность, минимум и максимум, конечное и бесконечное. В своей космологии Дж. Бруно опирается на гелиоцентрическую концепцию Коперника, но, развивая ее дальше, лишает и Солнце положения центра Вселенной, утверждая множество миров, подобных нашему. Бесконечная Вселенная есть проявление божественной мощи. Он отождествляет Вселенную и Бога, Бог полностью совпадет с миром. Обитает во всех частях мира, в каждой отдельной вещи. Жизнь присуща, по мнению Бруно, всем природным вещам. Разумная жизнь должна быть не только на земле. В его философских воззрениях выражены идеи не только пантеизма, но и панпсихизма.

Пантеизмом проникнуты и космологические идеи П. делла Мирандолы. Бог как некое единство и абстрактная целостность присутствует везде. Он есть «чистое существование», что исключает всякую определенность, поэтому он непознаваем. Сам мир, одушевленный неким разумным началом, может быть познан. «Повсюду, где есть жизнь – там есть и душа, а там, где душа, есть и разум»1.

Крупнейшими представителями натурфило­софии Возрождения были Н. Коперник, Дж. Бруно. Г. Галилей.

Н. Коперником (1473-1543) была предложена принципиально новая модель мироздания – ге­лиоцентризм, что привело к коренному пере­смотру всей физической картины мира, разруше­нию иерархической структуры мироздания.

Дж. Бруно, развивая взгляды Коперника, утверждает, что Солнце лишь центр нашей планетарной системы, Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно.

Галилео Галилей (1564-1642) продолжил традиции развития нового естествознания, сделал ряд технических изобретений (сконст­руировал подзорную трубу и первым направил ее на небо, превратив в телескоп), основал науку о сопротивлении материалов. Галилеем раз­работан метод научного исследования, благодаря чему он считается основоположником научного естествознания. Научное исследование, по его мнению, должно складываться из четырех этапов:

1) наблюдение (чувственный опыт);

2) выдвижение гипотезы;

3) вывод законов природы (математическое развитие);

4) проверка сделанного открытия (опыт как высший критерий верности вывода).

Технические и естественнонаучные открытия характеризуют эпоху Возрождения. Парацельс – врач, алхимик, астролог закладывает основы науки о профессиональных болезнях. Леонардо да Винчи явился основоположником анатомии как науки, а трудами Андреаса Везалия открывается «Золотой век» в истории анатомии и естествознания; Шарлем Этьеном опубликован учебник «О рассечении частей тела человека»; Мигелем Серветом описан малый круг кровообращения в книге «Восстановление христианства» и др.

Социальная философия

Своеобразие социальных процессов Возрождения отразилось в оригинальных идеях Н. Макиавелли (1469-1527) , Т. Кампанеллы (1568-1639) , Т. Мора (1478-1553). Объектом изучения для Макиавелли стала политическая история: причины расцвета и гибели государств, роль личности в тех или иных исторических событиях, движущие мотивы человеческих поступков.

Общество, государство, мораль имеют естественное происхождение, не подчинены никакой предустановленной свыше цели. Человек действует в таких же условиях, судьба определяет лишь часть поступков, остальное зависит от того, как он приспособился к условиям социальной среды, от свободы выбора поведения.

В мире всегда одинаково много добра и зла. Но человеческой природе свойственен неискоренимый эгоизм, что приводит к необходимости учреждения государства, как высшей силы, способной поставить человека в более или менее жесткие рамки. Мораль у него подчинена целям политики (цель оправдывает средства).

Национальное государство – это цель, которая спасает отечество. Но Макиавелли не проповедует вседозволенность, не оправдывает факты жестокости, самовластия, деспотизма, что пытались сделать, позднее ссылаясь на него. С точки зрения Макиавелли, государь должен использовать нормы морали лишь в целях укрепления государства, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо»1.

В эпоху Возрождения получила развитие идея социального равенства людей.

Томас Мор в своей «Утопии» сформулировал идеи, которые нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков. Главной опорой идеального государства Т. Мора является справедливость, жизнь в котором организована на принципах республиканской демократии, выборности правительства, отсутствии частной собственности и классов.

Труд – жизненная и моральная потребность всех людей, человек есть высшая ценность, он должен жить счастливо, работать по способности и получать по потребности. Исключение составляют рабы из числа преступников, выполняющие самую тяжелую и грязную работу.

Т. Мора можно назвать первым представителем утопического коммунизма. Схожие идеи общественного устройства высказывал и Кампанелла в «Городе Солнца». По его мнению, социальное неравенство – главная причина всех бедствий людей. Поэтому необходимо упразднить частную собственность, что искоренит противоречия между интересами личности и государства. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания, в которой учитываются природные склонности каждого индивида. Важное место в его социальной доктрине занимала идея формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно было послужить прекращению войн между людьми. «Город Солнца» явился одним из первых идеалов социально ориентированного государства.

Мудрость на каждый день

☼ Только с пользой прожитая жизнь долга.

☼ Кто мало думает, много ошибается.

☼ Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик.

☼ Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.

Леонардо да Винчи

☼ Истинное достоинство подобно реке, чем она глубже, тем меньше издает шума.

☼ Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

М. Монтень

☼ Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения.

☼ У кого много пороков, у того много и повелителей.

Ф. Петрарка

☼ Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости.

Л. Альберти

☼ Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

☼ То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

Эразм Роттердамский

☼ Обман и сила – вот орудия злых.

А. Данте

☼ Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

☼ Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.

Н. Макиавелли

☼ Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет.

А. Данте

☼ Чем больше мы знаем, тем больше мы становимся осведомлены о том, что мы не знаем.

Н. Кузанский

Наши рекомендации