Номинализм и реализм в средневековой философии
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Таких взглядов придерживался Ансельм Кентерберийский.
Согласно номиналистам, например Иоанн Росцелинсчитал, что общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.
Фома Аквинский решает ожесточенный спор средневековых «номиналистов» и «реалистов». Философы давно заметили, что человек воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но, вместе с тем, в нашей речи и мышлении большую роль играют и общие понятия, в которых выражаются общие свойства предметов: дерево, овощи, животные и т. д. Поэтому стоял вопрос: «Что такое общее? Это только слово или оно существует реально?» Реалисты полагали, что общее существует реально, как идея Платона. Например, существует «яблоко вообще» — в чистом виде. Номиналисты считали, что общее существует только в имени, а реально существуют единичные предметы, в нашем примере это реальные яблоки с дерева.
Фома Аквинский предлагает иное, оригинальное решение, которое и было принято церковью. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не в виде «идей» Платона. «Общее» в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде». «Общее» - это бытие, созданное богом. Другого «общего», кроме Бога и связи единичных вещей через Бога, нет.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Вопросы:
1. Особенности становления и развития философии Возрождения
2. Эмпиризм Нового времени
3. Философия рационализма
Особенности становления и развития философии Возрождения
Начиная с XIV—XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Видными мыслителями этого периода являются Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др. Для философской мысли этого периода характерны:
Во-первых, гуманизм(лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 гг. до н. э.) Мыслители эпохи Возрождения акцентировали свое внимание на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
Во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos - человек и centrum -центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
В-третьих, антиклерикализм(греч. anti - против и лат. clericalis -церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии. В философии Возрождения выделяют 3 периода:
I - раннее Возрождение (XIV - XV вв.);
II - период расцвета или Высокое Возрождение (XV - начало XVI вв.)
III - позднее Возрождение (XVI в.).