Глава III Тайна трех миров
Из «Liber Divinorum Operum Simplicis Hominis».
Рис. 4. Божество, природа и человек в видении Хильдегард[51].
В соответствии с доктринами, перешедшими к ним от божественных наставников, посвященные жрецы Древнего мира рассматривали человека как воплощение всего вселенского порядка и, следовательно, как учебник всех земных и божественных тайн. Анатомия и физиология развивались как божественные науки и изучались не в отдельности, а как аспекты священного знания и ключ к небесному таинству. Бенедикт Фигул пишет, что из трех книг, «из которых я могу почерпнуть истинную мудрость», вторая — «Малая книга, взятая целиком вместе со всеми своими листами и статьями из более крупного произведения. И это сам человек». Развивая свою концепцию взаимоотношений между высшим и низшим порядком бытия, каббалисты назвали правителя Макрокосма Macroprosophus — Макропросопусом, Огромным Лицом, а правителя микрокосма Microprosophus — Микропросопусом, Малым Лицом. Согласно по крайней мере одному толкованию, Огромное Лицо — это Бог, Малое лицо — человек, один — Высшая Действующая Сила, другой — та же Действующая Сила в миниатюре; Божество царит в божественной сфере, человек — в земной. «Бог отметил человека своей печатью и знаком своего могущества, в нем он запечатлел свой образ и "адрес", свой герб и портрет. Потому человек и зовется микрокосмом, или малым миром, кратким повторением всех вещей, связкой ангелов и зверей, небесного и земного, духовного и телесного, венцом всей работы, славой и чудом природы» (Калпипер. «Домашний врач»).
Нынешнее поколение, ослепленное своими разнообразными достижениями, склонно недооценивать те знания анатомии и других наук, которыми обладали более древние цивилизации. Разрушительное действие времени и вандализм человека уничтожили большую часть записей этого древнего знания. Оставшегося, однако, достаточно, чтобы убедить непредубежденных людей в том, что в какую-то далекую-далекую эпоху на этой планете жила раса сверхлюдей, которые высекли свою мудрость на горных склонах и оставили на широких просторах земли следы в виде пирамид и других памятников. Профессор Брестид из Чикагского университета, один из крупнейших современных египтологов, недавно перевел папирус, написанный за семнадцать веков до н.э. и, вероятно, представляющий собою копию еще более древнего оригинала, «возраст» которого превышал «возраст» копии на тысячу лет. «Впервые написанный на человеческом языке, — рассказывает он, — наш трактат содержит слово "мозг", не известное больше ни в одном языке того времени и не встречающееся ни в одном другом трактате третьего тысячелетия до н.э. Самые ранние обсуждения головного мозга до сих пор обнаружены лишь в греческих медицинских документах, написанных, вероятно, более чем на два тысячелетия позднее, чем наш египетский трактат». В этом папирусе содержится также доказательство, что по крайней мере один древний египтянин разбирался в локализации в головном мозге функции управления мышцами (комментарии профессора Брестида к «Хирургическому папирусу Эдвина Смита»). С каждым днем становится все более очевидным, что жрецы-врачи более древнего мира достигли поразительных знаний об определенных оккультных или скрытых процессах, непрерывно протекающих в человеческом теле, до сих пор не признанных учеными нашего просвещенного (?) века.
Чарльз Гекеторн в своей книге «Тайные общества всех времен» описывает статую человека, стоявшую в святилищах ученых мужей не в качестве объекта идолопоклонства, а как постоянное напоминание о гармонии и соразмерности мира. Пифагор заявлял, что Творец Вселенной создал тела по Своему образу: первое было Космосом с мириадами солнц, лун и планет; второе — человеком, во внутренних органах которого нашла свое отражение вся вселенная, так что, как сказал Бёме, структура человека несет на себе признак, печать или автограф всего космического порядка. По этой причине жрецы изначальной традиции, стремясь облегчить себе изучение естественных наук, приказывали устанавливать изваяние Великого Человека в самом центре Святилища в качестве символа божественного могущества во всех его замысловатых проявлениях. Эта таинственная фигура — символический Адам или модель человеческого рода, стоявшая над примитивными алтарями — напоминала определенные похожие фигуры, встречающиеся в некоторых старинных книгах и изредка на Востоке даже в наши дни; то есть это было нечто вроде манекена, покрытого, подобно эмблематическим рукам, находимым в развалинах римских городов, иероглифами, вырезанными на его поверхности или нарисованными на нем невыцветающими красящими веществами. Статуя могла даже открываться, показывая взаимное расположение органов, костей, мышц, нервов и других частей тела. Возможно, во внутренней полости обнаруживались орбиты планет и т. д. Нельзя не вспомнить герметическую фигуру Изиды, тело которой покрыто странными иероглифами, а пояс усыпан звездами, или эфесскую Диану, на теле которой начертаны нерасшифрованные слова «Aski-karaski-haix-tetrax-damnamen eus-aision», которые, по утверждению Гезихия, были выгравированы на ее поясе (об этом рассказывается в труде «Эдип Египетский» Афанасия Кирхера[52], кроме того, на фигуре Софии гностиков выделялись расположенные в правильном порядке буквы греческого алфавита).
Постепенно, веками занимаясь исследованиями, посвященные различных мистериальных школ добавляли множество деталей к основным принципам, сформулированным первыми философами, и к тому времени, когда Египет достиг вершины славы своей цивилизации, манекен микрокосма содержал массу замысловатых иероглифов и символических рисунков, в каждом из которых был заключен тайный смысл, понятный только избранным. Размеры символического человека служили главным эталоном, с помощью которого можно было, используя пропорциональные зависимости, вычислить размеры каждой части Космоса. Манекен в самой совершенной своей форме являл собой великолепную сложную эмблему, свидетельство знания, которым обладали мудрецы и иерофанты Изиды, Озириса и Сераписа и которое египтяне передали грекам и другим нациям. Великий Человек с золотой головой и глиняными ногами, увиденный Навуходоносором во сне, так же как и таинственная фигура из «Откровения», расхаживавшая среди подсвечников, бесспорно, относится к этому Универсальному Адаму, этому героическому воплощению всех вещей. В предсказании, сделанном для царя Кипра, Серапис так описывает себя как Универсального Человека:
Я— бог, такое, каким я предстаю перед тобою,
Моей главою стало Небо в звездах, а море — телом,
Ногами служит мне земля, а уши подарил мне воздух,
Пронзающие даль лучи сияющего солнца — мои глаза.
Посвященные в мистерии, в свою очередь, сами становились воплощениями священных истин. Так мы узнаем, что тех, кого принимали в культ Митры, облачали в широкие туники или накидки, на которых, как уверяет Морис в своих «Индийских древностях», были нарисованы небесные созвездия, каждое со своей зоной или поясом, содержавшим изображение фигур зодиака. Как и звездный колпак, которым боги одарили Атиса, эти мантии, усыпанные звездами и созвездиями, означали новое небесное тело, которым боги жаловали мудрых. Телесная природа преобразовывалась в ходе мистерий в небесную, и люди, до этого окутанные темным одеянием формы, «возвышенные» до непосредственной близости к бессмертным, облачались в новый светящийся наряд, сверкавший небесными огнями. Это та самая мантия, о которой упоминает Апулей, говоря, что люди, посвятившие себя Божественному, называют ее «олимпийским одеянием».
Возможно, в каком-нибудь старинном храме перед древним алтарем, уже давно разрушившимся, а в то время поддерживаемым лучезарным «философским манекеном», стоял Гермес — сама воплощенная мудрость — и обращался к своему сыну Татиану со следующими словами: «Если ты хочешь узреть создателя даже в тленных вещах, в вещах, которые находятся на земле или в глубине, подумай, о сын мой, о формировании человека в утробе его матери, поразмышляй об искусстве Мастерового, научись узнавать Его по божественной красоте Его работы. Кто придал форму глазному яблоку? Кто пробил отверстия для ноздрей и ушей? Кто заставил рот открываться? Кто наметил русла вен? Кто сделал кости твердыми? Кто покрыл плоть кожей? Кто разделил пальцы рук и ног? Кто сделал ступни широкими? Кто выдолбил поры? Кто расширил селезенку? Кто придал сердцу форму пирамиды? Кто сделал бока широкими? Кто образовал легочные полости? Кто сделал благородные части тела заметными, а другие скрыл? ...Кто все это сделал? Кто же мать, кто отец, как не единственный и невидимый Бог, который создал все веши волей Своей?»
Затем наступил век идолопоклонства. Мистерии прогнили изнутри. На троны Мудрости уселись профаны. Войны сметали старые порядки. Тьма поглотила свет. Жизнь уходила, оставались только пустые формы. Не находилось никого, кто мог бы разъяснить те символы и эмблемы, которые составляли тайный язык посвященных. Уже невозможно было установить, кем был этот манекен, стоявший на алтаре. В памяти сохранилось лишь то, что эта фигура была священным предметом и почиталась в стародавние времена как прекрасный символ вселенского могущества. «Учебник для философов» стали рассматривать как Бога, того самого Бога, по образу которого создан человек. Сохранявшееся в тайне знание цели, для которой этот манекен был создан, оказалось безвозвратно утраченным; выродившееся жречество поклонялось фактически дереву и камню, пока всеобщее непонимание не довело в конце концов храмы до разрушения и статуи рухнули вместе с цивилизациями, забывшими их значение.
Будь мы по-настоящему мудрыми, мы должны были бы точно знать, какова воля Созидательной Действующей Силы, потому что эта воля проявляется в бесконечном многообразии мироздания. «Изучение назначения частей тела, — писал великий Гален, — закладывает основы подлинно научной теологии, гораздо более величественной и более ценной, чем вся медицина». Именно на основании герметической предпосылки, изложенной бессмертным Трисмегистом на Изумрудной скрижали, — «Низшее соответствует высшему, а высшее — низшему» — посвященные старинных мистерий создали науку соответствий (Сведенборг). Над дверями Тайной обители было начертано: «Познай самого себя», чтобы те, кто почувствовал призвание к духовным материям, обдумав эти слова, были полностью осведомлены относительно отправной точки мудрости. Исходя из высказывания Парацельса, что «видимые формы являются всего лишь внешними выражениями невидимых принципов», можно путем размышлений о взаимном соответствии телесной формы и ее функций прийти к открытию тех законов жизни, которые поддерживают симфонию бытия. Пифагор вкладывает в руки каждого человека инструмент мудрости, когда говорит в «Новой жемчужине необычайной ценности», что «человек есть мерило всех вещей».
Может ли человек со своим ограниченным сознанием выразить идею плана творения великолепней, чем это делает Элифас Леви, приводя такую картину в своей «Истории магии»? «Этот синтез слова, — пишет великий каббалист, — выражался человеческой фигурой, медленно поднимавшейся и появлявшейся из воды, как восходящее солнце. Когда появились глаза, был создан свет; когда проявился рот, произошло сотворение духов и слово стало выраженным. Показалась вся голова — и на этом первый день творения завершился. Появились плечи, руки, грудь — и после этого началась работа. Одной рукой Божественный Образ отодвинул назад море, а другой поднял континенты и горы. Образ рос и рос; появились органы размножения, и все существа начали размножаться и множиться. Форма наконец встала прямо, наступив одной ногой на землю, другой на воду. Увидев себя в полный рост и во всех подробностях в океане творения, Образ дохнул на свое отражение и вызвал к жизни свой портрет. Он сказал: давайте создадим человека — и так был создан человек. Ни в одном шедевре любого поэта нет ничего столь же прекрасного, как эта картина творения, завершенная созданием прототипа человечества. Таким образом, человек всего лишь тень тени, и все же он — воплощение божественного могущества. И он может протянуть руки от Востока до Запада, и земля дана ему во владение. Таков Адам Кадмон, первоначальный Адам каббалистов. Именно поэтому его изображают исполином, и из-за этого Сведенборг, тревожимый в снах воспоминаниями о каббале, говорит, что все мироздание суть только человек-гигант и что все мы созданы по образу вселенной». В «Божественном Поймандре» написано, что Природа, объятая Человеком (Протогоном, содержавшим в себе созвучие семи огненных и духовных Правителей), произвела на свет семерых людей в соответствии с сущностью звездной семерки и эти семь человек были муже-женского пола и передвигались по воздуху. Они, по-видимому, соответствуют Кумарам, описанным в «Ведах» девственным юношам. Они стали основателями рас, а их происхождение составляло «тайну, не раскрытую и по сей день» («Трижды величайший Гермес»). И здесь нам хотелось бы дать несколько условные определения словам андрогин и гермафродит. Хотя их обычно считают синонимами, мы установим тонкое различие между этими терминами. Слово андрогин будет использоваться для обозначения равновесия половых потенциальностей в душе, состояния, присущего божественному человеку. С другой стороны, использование слова гермафродит будет строго ограничено явлением неполной определенности пола физического тела.
В иудаистской системе первый человек был сотворен мужчино-женщиной по образу Логоса или Элогима. Он был Небесным Андрогином, по подобию которого был сформирован второй человек (т.е. земной Адам). Меньший Адам в своем земном состоянии тоже был андрогином, потому что был человеком воздуха или неба, т.е. он еще не был вовлечен в эволюцию материи. Только после изъятия из него Евы он действительно утратил божественную завершенность, т.е. одно целое превратилось в двоих, и созидательная действующая сила приобрела признаки как действующей силы, так и объекта воздействия, или как мужского, так и женского пола. В «Зогаре» (или «Книге сияния») утверждается, что «Адам был создан с двумя лицами», и в другом источнике: «И Господь, да будет Он благословен, разделил его и сделал двоих». У древних наций есть легенды, повествующие об андрогинных существах, существовавших в незапамятные времена и бывших прародителями нынешнего человечества. Эти существа были метафизическими, обладали исключительными способностями и во всех отношениях превосходили человеческий род. Были ли эти полубожественные существа всего лишь мифологическими монстрами, созданными воображением, или они действительно существовали на заре времени только затем, чтобы исчезнуть подобно таинственным царям Эдома?
Из «Qabbalah» Майера.
Рис. 5. Изображение микрокосма, на котором показаны местонахождения троицы человека
Если жизни, ваятелю всех форм, присуща андрогинность, то стоит ли удивляться, сделав открытие, что первые физические тела, в которые жизнь облачила себя, свидетельствуют об этой завершенности. «Все беспозвоночные предки человека, — пишет Эрнст Геккель, — от Gastraeda до хордовых, наверное, были гермафродитами. Такими же, вероятно, были и древнейшие имевшие череп животные. Одним чрезвычайно веским доказательством тому служит такой удивительный факт, что даже у позвоночных, и в том числе у человека, половые органы на стадии закладки являются обоеполыми» («Эволюция человека»). А не были ли писатели более далекого прошлого мудрее и не обладали ли они большей проницательностью, чем пришедшие им на смену, которые посмеялись над их словами? И не является ли история Адама и Евы правдивым рассказом об эволюционном развитии, в котором разъясняется то, что Геккель назвал бы разделением полов, имевшим место в «побочном» или «дальнейшем ходе истории рода»? Сколько научных тайн скрыто в религиозных и философских трудах древности? Что это за бесчисленные призраки всевозможных видов, кентавры и двойственные формы встретили Энея у врат ада? Что это за одноглазые и крылатые люди и сторукий Бриарей[53]? Лишены ли оснований рассказы о великанах, людях-скорпионах и людях со змеиными телами или в них точно отображены с помощью рисунков и аллегорий факты генезиса форм, не более удивительные, чем те, что в наше время встречают широкое признание у эрудированных людей?
В преданиях древности есть пища для размышлений, доказательством чему служат «драконовы» рудники китайцев, где до сих пор выкапывают зубы доисторических чудовищ, используемые в медицинских целях. Драконы, которые фигурируют в легендах Древнего Китая, наверняка существовали, только науке они известны под другими названиями. Это были огромные животные, принадлежавшие к другому миру, и если бы их кости не были неопровержимым свидетельством, нынешний век не поверил бы в их существование, как не верит в реальность химер из лихорадочного видения. Платон заявлял, что мужчина и женщина всего лишь половинки первозданного андрогина, который некогда существовал как отдельный тип, но впоследствии разделился на разновидности и поэтому утратил свои отличительные особенности в потомстве. Вот что он пишет об этом неразделенном типе: «У андрогинов — ибо именно так они назывались — было не только мужское и женское лицо, но еще имелись отличительные признаки обоих полов. От этих существ также ничего не сохранилось, кроме названия, продолжающего существовать как клеймо позора и считающегося постыдным». Говоря о том, что от андрогинов не осталось ничего, кроме названия, Платон ясно дает понять, что это первичное создание нельзя путать с гермафродитами и промежуточными типами, наверняка существовавшими в его время. Далее Платон объясняет происхождение трех родов существ, сообщая, что «мужчины были созданы Солнцем, женщины — Землей, а смешанная раса Андрогинов — Луной, которая напоминает и Солнце, и Землю (Харгрейв Дженнингс. «Розенкрейцеры»).
Из «Amphitheatrum Sapientae Aeternae»
Рис. 6. Философский андрогин в представлении Хайнриха Кунрата[54]
От слияния Солнца и Луны возникает птица Эзос[55] с павлиньим хвостом. Эта птица символизирует как философский камень, так и душу.
Здесь Платон скрывает некую тайну, как и в своем повествовании об Атлантиде. Солнце, сотворившее мужчин, является символом духа, а также богов или божеств, которые двигаются благодаря солнечной энергии. Земля, создавшая женщин, символически изображает материю и человечество, негативный аспект творения, матрицу[56] и т.д. Луна, сформировавшая андрогинов как «соединяющих в себе свойства мужского и женского пола», олицетворяет душу, или разум, духовного андрогина, среднюю расу, героев или полубогов, которые обладают свойствами обоих полов и к тому же являются посвященными, саморожденными, эзотерическим символом которых служит обоеполый феникс. Интеллект, как связующее звено между высшим и низшим пребывает в равновесии и, будучи уравновешенным, объединяет достоинства обоих противоположностей. «Суть в том, — пишет Коулридж, — что великий ум должен быть андрогинным». Душа как первое андрогинное существо материализовала тело из самой себя, не прибегая к помощи другого создания. Когда душа приведет себя в равновесие в этом теле, будет раскрыта тайна Мелхиседека. Согласно «Тайной Доктрине», человечество по прошествии бесчисленных веков вновь станет обоеполым, или муже-женским, достигнув в ходе эволюции потенциального равновесия, присущего ему с самого начала. Будет постепенно возрастать значимость симпатической нервной системы (ганглия[57] души), которая впоследствии путем сращения образует настоящий спинной мозг, и человек будет иметь две параллельные спинномозговые системы. По достижении этой ступени развития человек станет негативным андрогином или, в философском смысле, гермафродитом, объединив в себе оба пола, причем каждый полюс будет проявляться через собственный организм или физическую систему.
Еще в XIII в. Амори Шартрский[58] среди «прочих фантастических идей», по выражению Харгрейва Дженнингса, высказал предположение, что в конце мира оба пола объединятся в одной личности. Этот взгляд полностью согласуется с древним философским учением о том, что по мере приближения к концу периода эволюции человека его спинномозговая и симпатическая нервная система будут постепенно сближаться и в конце концов «сольются». Душа будет унифицирована в теле, в результате чего образуется конечный вид — настоящий андрогин, человек, сформированный подобно его Небесному Отцу. В соответствии с этой доктриной древние алхимики символически изображали это духовное достижение фигурой гермафродита с двумя головами. В своей книге «Древние верования» Инмен изобразил двуполого Ишвару, у которого правая половина тела была мужской, а левая — женской, и при этом он как первый человек был отображением прототипа человеческой расы в обоих ее состояниях — первичном и конечном. Богов мистерий, таких как Серапис и Дионис, обычно изображали облаченными в широкую, ниспадающую тяжелыми складками одежду, желая скрыть то, что, несмотря на бородатые лица мужчин, их тела сочетали в себе признаки обоих полов. Так, тамплиеров обвиняли в почитании андрогинного Бафомета, а бородатая Венера была объектом поклонения посвященных греков и римлян.
В разделе, озаглавленном «Намеки на будущее», мадам Блаватская пишет: «С течением времени в атмосфере будет содержаться все больше эфира. И когда эфир заполнит всю атмосферу, дети будут рождаться без участия отцов. Так, например, в Виржинии растет яблоня особого сорта, которая никогда не цветет, но приносит мясистые плоды, очень похожие на ягоды без косточек. Это свойство со временем приобретут животные, а потом и люди. Женщины будут вынашивать детей без оплодотворения, а в Седьмом Круге появятся люди, способные сами себя воспроизводить. Люди, принадлежащие к седьмой расе Четвертого Круга, начнут каждый год менять кожу и ногти на руках и ногах. Они будут становиться все более духовными, а потом и полностью бестелесными. В конце Седьмого Круга рождение Будд будет происходить безгрешным путем» (См.: Е.П. Блаватская. «Тайная Доктрина», т. III.). Духовная природа не является мужской или женской, просто оба этих аспекта пребывают в абсолютном равновесии. Другими словами, Эго представляет собой андрогинную сущность, а значит, наиболее полно оно должно проявляться через обоеполое, само себя воспроизводящее тело. Однако пройдет еще много веков, прежде чем человеческая раса в достаточной степени овладеет секретами универсальной полярности, чтобы каждый человек явил собой завершенную сущность. Возможным это станет только при условии полного равновесия положительных и отрицательных потенциалов, поскольку ни мужской, ни женский аспекты сами по себе не могут достичь совершенства. В этом заключена тайна жреца-царя Мелхиседека, правителя Салема, бывшего себе отцом и матерью и примеру которого должны следовать все посвященные мистерий, если они навсегда собираются оставаться жрецами, согласно заведенному Мелхиседеком порядку.
По-своему интерпретируя орфическую традицию, посвященные пифагорейцы поделили Вселенную на три части: Высочайший, высший и низший миры. Из «Толкования пифагорейской доктрины» Джона Рухлина мы узнаем, что Высочайший мир (который вмещает все другие миры и состоит исключительно из божественной сущности) назван миром Божества, который, не имея ни начала, ни конца, является вечным обиталищем всего сущего, субстанции, сущности и природы. Высший мир (который «блещет» бесплотными натурами) называется миром неземных сил, божественных образов и «печатей мира». В нем также пребывают божества, которые, хотя и имеют божественное происхождение, несколько удалены от Первопричины и отчасти содержат в себе природную субстанцию. А еще там живут герои, которые, будучи сынами Земли, достигли состояния полубогов благодаря своим выдающимся достоинствам или победам. Низший мир (нижайший из трех по положению и заключенный в двух других) назван миром ангелов, богов и демонов. Там обитают «тела и величины с соответствующими разумами, Движители сфер, Надзиратели и стражи вещей, порожденных и тленных, и те, кому предписано заботиться о телах» («О пифагорейских тайных учениях»). В общем, низший мир соответствовал материальной вселенной, или земной сфере, обители смертных духов, а вернее, временному жилищу духов в период их пребывания в состоянии смертных. Кроме этих существ, которые составляли человеческий род философов, низшая вселенная содержала три низших царства природы: минеральное, растительное и животное, а еще там были подземные божества-элементалы и духи-покровители. По поводу этой концепции вселенского порядка Аристотель замечает: «Пифагорейцы утверждают, что целое и все сущее ограничено тремя».
Рис. 7. Пентаграмма Пифагора, на которой части мира соотнесены с тремя главными полостями тела: 1 — Высочайший, 2 — высший, 3 — низший миры
Из этих доктрин просвещенных язычников первые Отцы христианской церкви заимствовали свои идеи относительно отделов космоса. Они объявили, что мироздание занимает три сферы: первая — это небеса, вторая — земля, а третья — ад. Тиара, или тройная корона, папы римского символизирует власть апостольской церкви над духовной, мирской и чистилищной сферами — трехчастной вселенной орфических космологов[59]. Для первых христиан духовная сфера была обителью Бога в трех его ипостасях. Мирская, или земная, сфера первоначально была обиталищем иерархий и святых (последние соответствуют героям греков — смертным бессмертным и бессмертным смертным). Позднее мирскую сферу отождествили с миром человечества вообще. Чистилищная сфера вначале представляла собой подлунное владение, где обитали смертные (Тартар классических философов древности), однако впоследствии церковь определила ее как посмертное состояние или кондицию души после смерти тела, состояние, в котором искуплены все грехи, и т.п. Люди, сведущие в таких вопросах, знали, что под небесами, землей и адом надо понимать качество или условия бытия, посредством которых Единая Жизнь выражает себя на разных ступенях или в разных аспектах. Из всех ступеней главными являются три: Сознание, Интеллект и Сила — Три свидетельства, Тройственность в Единстве и «Единый по сути и трехмастный по форме проявления», как сказано в Изумрудной скрижали Гермеса. Следовательно, три аспекта Божества являются тремя мирами, которые Плутарх так красиво описал в своем толковании к «Сорок седьмой теореме Евклида». Сознание создало небеса, Сила подняла землю из бездны и установила ее на вечном основании, а Интеллект (гомерова цепь) связал воедино небеса и землю — а вместе они образовали Арку, Якорь и Буксирный Канат.
Применительно к человеку вообще три мира соответствуют трем главным составляющим его сложной натуры, каковыми являются дух, душа (или психика) и тело. С точки зрения его физического строения они аналогичны трем основным полостям тела. Так, дух соответствует полости грудной клетки, душа (или психика) — полости черепа, а тело — брюшной полости. Это — три камеры Пирамиды, а также символические помещения, где в современном франкмасонстве происходит посвящение в масоны с присвоением титулов «Принятый в ученики», «Член гильдии» и «Мастер масон» (или масон третьей степени). Считается, что каждая из трех полостей тела, в свою очередь, разделяется на три части и все вместе они составляют девятку, а будучи заключены в большей по размеру полости аурического яйца, образуют совершенную декаду, человека, или десятку. Именно на эти полости тела и их смысл намекает Элифас Леви в своей «Трансцендентальной магии»: «Все, что есть в большом мире, воспроизводится и в малом. Следовательно, существуют три центра (аналоги полостей классических авторов древности) флюидического влечения и проекции[60] — мозг, сердце, или надчревная область, и половые органы». Таким образом, троица в человеке, по всей видимости, размещается в трех больших полостях тела: Брама — в сердце, Вишну — в мозге, а Шива, чьим символом является фаллос, — в половой системе. Для каждого из этих трех божеств характерно троякое проявление, или проявление в трех функциях: созидания, сохранения и распада. Эти же аспекты, в свою очередь, главенствуют в малых полостях, заключенных внутри больших. Удачный пример вторичного деления главных полостей содержится в замечаниях по поводу арабских доктрин в разделе, посвященном желудочкам головного мозга.
С точки зрения соответствия между человеком и тремя мирами сердце принято считать аналогом небес, головной мозг — земли, а половую систему — Гадесом, или преисподней. Согласно представлениям древних греков, страшные пещеры Тартара находились прямо под Олимпом, а чистилищные залы обряда посвящения в древних храмах всегда размещались в подземельях, своим расположением и компоновкой символизируя изгибы кишечного тракта. «Человек — это зеркало вселенной, — писал ван Хельмонт, — а его тройственная природа взаимосвязана со всеми вещами». Возможно, далеко не сразу обнаруживается, сколь важно понять аналогии, на которых построена философия микрокосма. Однако по мере того как разум все глубже проникает в эту тайну, становится все более очевидным, что вся вселенная, подобно утробному плоду, «крепится» к своей причине, выражаемой в трех формах, называемых в мистериях бытием, жизнью и интеллектом. Под бытием следует понимать неподвижную опору всего существующего, под жизнью — сам себя приводящий в движение источник всякой активности, а под интеллектом — то, что приводится в движение. Кажется, именно Прокл сказал, что благо — это то, что остается неизменным, мудрость — то, что движется, а красота — то, что приводится в движение, проявляя импульсы первых двух порядков. «Подобно утробному плоду, он [человек] висит на трех своих духах в матке Макрокосма» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»).
Из «Collectio Operum»
Рис. 8. Мир элементов в своем начальном состоянии — хаос стихий (из розенкрейцерских произведений Роберта Фладда)
Согласно пифагорейцу Пиндару[61], вселенная представляет собой одушевленное животное, а Плутарх добавляет к этому, что солнце — это его сердце, луна — его печень и т.д. И с тех пор можно встретить следующие определения человека: Гален называл его «малым животным», Филон — «малым миром» или «малыми небесами», Порфирий — «малым диакосмом», а Солон — «меньшим миром» (Дж. Р.С.Мид. «Орфей»). Исходя из теории Лаврентия, разделявшего тело на благородные и низменные части, Бёртон, следуя древнему порядку, признает тройственное деление всего тела и выделяет в нем три области: во-первых, голову, содержащую животные органы, во-вторых, грудную клетку, «в которой Сердце, подобно Царю, держит свой двор», и, в-третьих, брюшную полость, «в которой Печень обосновалась как Legat a lefere[62]». Далее Бёртон приглашает своих читателей поразмышлять о тайнах тела, воображая, что они оказались перед «каким-то священным Храмом или Величественным Дворцом, чтобы полюбоваться не только самим предметом, но и прекрасным Искусством, Мастерством Исполнения и мудростью замысла, прозревая за всем этим нашего великого Творца». Прокл соотносит человека с миром, утверждая, что он, подобно вселенной, имеет душу и разум, божественное тело и бренное тело. Парацельс добавляет к этому следующее доказательство: «Любой желающий стать истинным философом должен знать, где находится рай и ад в микрокосме, и уметь находить в человеке все, что существует в небесах и на земле». Роберт Фладд в своем анализе анатомии микрокосма кратко излагает взгляды более ранних авторитетных авторов с помощью необычных рисунков, приведенных в данном разделе. При изучении этих рисунков следует обратить особое внимание на одну деталь. Голова как высшая часть физического остова символизирует эмпирей, или высшую часть мира. Однако самым благородным органом считается сердце, которое, следовательно, и является настоящей главой в человеке и подлинным источником вдохновения и истины. Череп — это всего лишь внешний телесный символ сердца. Таким образом, высшая часть физической структуры аналогична самому духовному органу, который действительно является высочайшей частью человека. Считается, что Бог обитает в высших и самых удаленных частях вселенной, однако философы знают, что Его истинное обиталище находится в сердце человека, поскольку не существует более возвышенной сферы. Все это нельзя понимать буквально, ибо речь здесь идет о качествах души, относимых к измерениям высшего порядка.
Из «Collectio Operum»
Puc. 10. Предложенный Фладдом ключ к пониманию анатомии вселенной. Каббалистический Адам как первый человек и архетип человечества
На рисунке (рис.10) Фладда тело человека параллельными дугами разделено на три области. Верхняя область называется «Coelum Empyreum» («Небо эмпирея») и относится к голове. Центральная область под названием «Coelum Aethereum» («Эфирное небо») отнесена к полости грудной клетки, а нижняя область «Coelum Elementarium» («Элементарное небо») соответствует брюшной полости. Небесный мир головы отделен от воздушного, или эфирного, мира грудной клетки двойной линией, проходящей через плечи. Толкование Фладдом трех отделов головы приведено в начале главы, посвя щенной желудочкам головного мозга. Центральная, или грудная, полость разделена на верхнюю и нижнюю половины орбиты солнца, называемой «Sphaera Vitae», или «сфера жизни», которое, как показано на рисунке, движется в одной полости с сердцем человека. Такое деление грудной клетки согласуется с умозаключениями Платона о данном предмете в его «Тимее», где он говорит следующее: «Из боязни осквернить божественный элемент они отвели смертной душе отдельное жилище в груди, отделив ее от головы узкой перемычкой. И подобно тому, как женские апартаменты отделены от мужских, полость грудной клетки разделена на две части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть, где помещаются храбрость и гнев, располагается ближе к голове, между диафрагмой и шеей, и помогает рассудку ограничивать желания. Сердце — это дом для стражи, где сходятся все вены, по которым разум направляет команды во все концы своего царства... Часть души, которая требует еды и питья, помещена между диафрагмой и пупком, где они сделали нечто вроде кормушки; и там же привязали ее, подобно дикому животному, подальше от "зала заседаний совета", в стремлении не тревожить ее лучший принцип, чтобы он спокойно подавал советы на благо целого».
Согласно данной концепции, три высшие планеты (Сатурн, Юпитер и Марс) и три низшие планеты (Венера, Меркурий и Луна), которые не показаны на рисунке Фладда (рис. 10), движутся в этой же области эфирного неба, соотносимого с полостью грудной клетки. По своему положению на теле они, видимо, означают жизненно важные органы, размещенные в грудной клетке вокруг суверенного солнца (сердца). Орбита солнца, в общем, совпадает с диафрагмой. Платоновская «преграда», как он называл диафрагму (или сухожильно-мышечную перегородку), часто использовалась в средневековой символике, представляя невысокую гору или холм, на котором стоял святой храм — сердце. Под эфирным небом расположены также отделенные от него двойной линией сферы элементов, или стихий, — подлунный мир, страна мрака и смерти, обозначенная на схеме буквами А, В, С и D. В оккультной анатомии человека эта область олицетворяет настоящий ад, обиталище вавилонского зверя, трон Мамоны, храм Вельзевула и всех других дьявольских фурий. У основания позвоночника человека горит так называемый адский огонь, и там во время занятий черной магией происходит «шабаш ведьм». В «небе элементов», согласно представлениям Фладда, огонь (А), первый из элементов, ассоциируется с печеночной желчью и содержимым желчного пузыря; второй элемент — воздух (В) — с печеночной кровью и кровеносными сосудами; третий элемент — вода (С) — со слизью или выделениями слизистых оболочек брюшной полости, и четвертый элемент — земля (D) — с отходами или выделениями «низменных» внутренних органов брюшной полости. Три основных отдела на схеме в точности соответствуют высшей триаде, признанной врачами Средних веков, которые считали человека семеричным, т.е. состоящим из триады и четверки. Три главные полости — черепная, грудная и брюшная — представляют собой престолы трех божественных сил, а руки и ноги символизируют четверку элементов. В этой системе увековечены доктрины египтян, утверждавших, что человек состоит из треугольника и квадрата.
Из «Collectio Operum»
Рис. 11. Фладд. Гармонические интервалы человеческого тела
На другом рисунке Фладда (рис. 11) человек, изображенный в полный рост, окружен концентрическими окружностями. Верхняя часть, которая образующая туловище, разделена дугами и окружностями, начерченными через гармонические интервалы вызывавшие особый интерес Фладда. Самая большая окружность, заключающая в себе фигуру человека и все другие окружности, называется «райским небом» микрокосма и олицетворяет аурическое яйцо человека. Эта окружность разделена горизонтальной линией на верхнюю и нижнюю части — день и ночь микрокосма. Слова «Ortus» и «Occasus», набранные крупным шрифтом и стоящие над горизонтальной линией, означают восход и заход микрокосмического солнца. От ступней человека вверх проходит шнур, верхний конец которого сливается с лучами божественного сияния. В направлении снизу вверх шнур проходит через шесть сфер, или планов, — три в темной половине и три в светлой половине рисунка. Судя по рисунку, Фладд пытался наглядно отобразить не только соответствие между человеком и миром, но и гармоническое строение каждого из них, показывая, каким образом из соответствий, установленных в природе, были выведены пропорции всех тел. Согласно одному из толкований, человеческая фигура символизирует Великого Адама — Небесного Человека, — чье тело занимает весь интервал между мраком и светом, а в более узком смысле — физическое тело смертного человека, органы и части тела которого отображают мир в миниатюре. Часть человеческой фигуры, расположенная выше средней, или горизонтальной, линии, фактически представляет невидимую структуру человека, поскольку все по-сфере.