Смысл и значение человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Важнейший из них – может быть, смерть не неизбежна? Может быть, существует иной пласт существования? Может быть, существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования? Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы.
Философский материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия, не оставляет человеку надежды на загробную жизнь.
Но, несмотря на противоположные исходные установки, религиозное и материалистическое мировоззрения признают неизбежность прекращения земной формы существования человека. Ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны повысить ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени.
Из признания смертности человека органично вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле является важным этапом бытия индивида, смысл которого состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время спасения души, преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как отмечалось ранее, учили: живи, т.е. удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Это ориентирует человека на самоценность его жизни, но слабо отражает содержательные ориентиры жизненной позиции, духовные критерии человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить «для кого– то» и «во имя чего-то». Ему хочется обрести «бессмертие».
Выделяют несколько видов «бессмертия». Первое – после человека остается его дело, дети, внуки, продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы). Второй вид «бессмертия» – в генах потомства. Третий вид «бессмертия» – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао Цзэдун и другие) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца ХХ в. сделали возможной криогенизацию (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат в случае неизлечимой болезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна в основном для тоталитарных обществ, где геронтократия (власть стариков) становится основой стабильности государства.
Четвертый вид «бессмертия» – упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи. Здесь речь идет об утрате личностных качеств и сохранении частиц бывшего тела, могущих войти в состав других организмов.
Пятый вид «бессмертия» связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом «бессмертные». Шестой путь в «бессмертие» связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности. Пути достижения «бессмертия» являются оборотной стороной проблемы смысла жизни.
Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям – христианству, исламу и буддизму. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа и его воскресением.
Мусульмане верят, что в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных, и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Буддистское решение проблемы бессмертия отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он? В сущности, признается только один вид «дивного бессмертия» – нирвана, как воплощение трансцендентального, Абсолютного Начала. Личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке мучительных перевоплощений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут».
Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно для восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству. Оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолевать такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть, слияние с вечным».
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из «горячих точек» естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете, и еще один миллиард приближается к этой отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи.
Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению к жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств – это симптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX–XXI вв.