Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.
МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ
1. Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.
2. Структура и диалектика бытия.
3. Категория материи в истории философии.
4. Современная наука о строении материи.
5. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.
Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.
1.Одной из актуальных проблем философии является проблема бытия. У древнеиндийских и древнекитайских мыслителей обожествленное единое выступало как сила, довлеющая над человеком, упорядочивающая его мирские отношения, регулирующая и направляющая все его действия и поступки.
Существование теистического толкования бытия вытекало из господствовавшего поначалу религиозно-мифологического сознания. Оно было предопределено подчиненностью человека непонятным ему природным и социальным силам.
Согласно учению Фомы Аквинского, первой причиной вечного бытия является бесконечный и неизменный Бог, т.к.:
1. Если брать движение во всей его полноте, то придем к «перводвигателю», т.е. Богу;
2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» – Бог;
3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом;
4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог;
5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. «Последняя» и главная цель – Бог.[1]
Фома Аквинский считал, что все расположено по ступеням иерархической лестницы: неодушевленные вещи, человек, ангелы, святые, Бог. Объяснение любого явления состояло в указании на некие таинственные «формы» или «скрытые качества», якобы заключенные в природе. Формы вещей есть те сущностные образцы, которые присутствуют в разуме творца в акте творения. Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту. Итак, «Бог есть само бытие», а существование материального мира, состоящее из множества конечных и изменчивых вещей, вторично по отношению к духовному, бесконечному, абсолютному бытию Бога. Здесь основной вопрос философии сводится к соотношению Бога и мира.
В дальнейшем неотомисты модернизировали стиль и методы доказательства Фомы (использовалась идея творения из произвольно трактуемых начал термодинамики, естественнонаучные гипотезы о конечности Вселенной, спекуляция на трудностях научного объяснения жизни и психики).
Проблема бытия Бога в религиозной философии увязывается с проблемой бытия человека. Г.Марсель утверждал, что нельзя представить себе спасение человека и человечества от обрушившихся на них в XX в. бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать «сверхземной порядок» (т.е. Бога), не верить в бессмертие души. Бог «нужен», чтобы наказывать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой.
2. К теистическому толкованию бытия примыкает пантеистическое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях. Д.Бруно, Б.Спиноза, П.С.Лаплас.
3. Идеалистическое понимание бытия.
У Платона природа – «мир чувственных вещей» (предметный, материальный) – производна от бестелесных идей, «истинного бытия». Деление всего сущего на две сферы распространилось и на человека, в котором Платон различал бессмертную душу и смертное тело. Придерживался теории переселения душ после смерти человека в другое тело человека или животного. Рассуждая о тождественности бытия разуму, Платон утверждал, что душа благодаря истинности, красоте и соразмерности низводит в мир благо, так что вещи становятся конкретней, индивидуальней и свободней, преодолевая абстрактное однообразие.
Аристотель считал идеальную форму началом всего сущего.
Кант полагал, что явления (то, что человек познает) и «вещи в себе» принадлежат разным мирам. Познавательные способности человека оказываются необходимым условием существования природы.
4. Натуралистическое понимание бытия выступает выражением стихийно-материалистической тенденции.
На Древнем Востоке конкретное представление о бытии существовало в виде первоэлементов – воды, огня, металла, дерева, земли, воздуха, света, пространства, времени. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Однако причина существования мира усматривалась в том, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму. Здесь натуралистически-материалистическое видение бытия сочетается с идеалистическим.
Древнегреческие философы также стремились понять сущность природы, космоса, мира в целом через первоначала. Часто вода и огонь употреблялись не только в прямом, но и в символическом значении как метафоры. Демокрит бытие понимал как неделимое – атом (физическая частица). При сочетании друг с другом атомы образуют все многообразие предметов, но сами при этом не изменяются. Они вечны, неделимы и непроницаемы. Столкновение атомов есть причина всего сущего, появление оболочки, а затем земли, воды, воздуха, огня. На место мифологического порождения у Демокрита ставилась причина.
Предметно-образное изображение бытия постепенно начинало сливаться с абстрактным. «… И все бытие отовсюду замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри» (Парменид). Пифагор считал началом всего сущего число. Формировалось общее, абстрактное понимание категории единого бытия как основы мира (Ксенофан, Зенон). Зенон представлял бытие как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности.
6. Одним из выражений абстрактного понимания бытия является субстанциальное. Субстанция – то, что лежит в основе всего существующего, что не нуждается в доказательстве своего существования. Различают субстанциальный подход монистический (основой существующего признается одно начало), дуалистический (указываются два начала – материальное и духовное) и плюралистический (исходит из множества начал).
Р.Декарт делит сотворенный мир на два ряда субстанций – духовные (неделимые) и материальные (делимые до бесконечности). Основные атрибуты субстанций – мышление и протяжение. Остальные производны. Нематериальная субстанция имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально (врожденные), а не приобретены в опыте. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой. Дуализм субстанций позволил Декарту заложить начала материалистической физики как учения о протяженной субстанции и идеалистической психологии как учения о мыслящей субстанции. Связующим звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение.
Б.Спиноза проводил идею о единой субстанции. Г.В.Лейбниц – о множественности субстанций – монад. Монаду философ считал простой, замкнутой, активной. Монады составляют как бы единую лестницу: минералы, животные, человек, Бог – по возрастающей степени сознательности или разумности (свободы). Лейбниц ввел понятие предустановленной гармонии. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, назывались душами. В разумной душе человека отражается весь мир, она в форме индивидуальности содержит в себе в зародыше бесконечное. В таком подходе выражена диалектика.
Важный шаг в развитии понятия субстанции состоит в предположении (Дидро, Фейербах), а затем и в естественнонаучном доказательстве того, что свойства субстанции не сводимы к механическим. Укреплялась традиция объяснения мира из него самого, без привлечения надмирового духа. Это способствовало формированию идеи о материальном единстве мира.
Итак, развитие понятия субстанции проходит ряд этапов: придание субстанции субстратного статуса; отказ от вещной трактовки, расщепление бытия на пассивную материю и активный дух; привнесение в субстанцию бытия пантеизма и постепенное освобождение от него; механистическое истолкование бытия и в последующем обоснование мысли, что свойства субстанции не тождественны механистическим.
7. В учении о бытии присутствовало дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона, формы и материи у Аристотеля. Идея единого, неделимого сталкивалась с представлением о бесконечно делимом, множественном.
8. Один из подходов к пониманию бытия условно назовем комплексно-расширительным диалектическим. Еще древние философы утверждали, что все сущее в мире рождается из бытия, а бытие – из небытия. Категория бытия осмысливалась в контексте категорий пространства, времени, качества, причинности. В более поздних философских школах бытие рассматривалось в связке еще и с такими категориями как существование, материя, становление, количество, мера (Гераклит, Гегель, Маркс).
9. К объяснению мира через человека (антропологическая трактовка бытия) философия обращалась постоянно. В античный и древневосточный периоды упорядочение хаоса и организация мироздания приписывались «первочеловеку». В средине века пристальное внимание к «внутреннему человеку» дало толчок к анализу памяти – способности, которая составляет антропологическую основу исторического знания. Представление о человеке как «образе и подобии» Бога, властелине тварного мира, призванном своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума. Позднее А.Н.Радищев, давая «картину человека», акцентировал включенность человека в систему природных связей и закономерностей при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем (и в самом себе) присутствие духа.
С зарождением капитализма повышалось значение уникальной индивидуальности. Развивалось представление о человеке, призванном самостоятельно решать свою судьбу, господствовать над природой.
В центре внимания Л.Фейербаха – человек как психофизиологическое существо, союз души и тела. Доказывалась зависимость психики от телесной организации человека. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Отдельный индивид для него – звено в развитии человеческого рода, а не исторически-духовное образование. Тем самым упускается из виду роль практики как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания.
Продолжением антропологической философии XIX в. стал экзистенциализм, рассматривавший индивида через призму свободы, личностного выбора.
Каждый человек неоднократно задает себе вечный гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» Это вопрос о смысле жизни человека. Он выходит на проблему смысла человеческого бытия, цивилизации вообще, включенности личности в экологию, историческое бытие в мире – космоса (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден, А.Бергсон и др.).
10. Ф.Энгельс дал мономатериалистическое толкование бытия: «Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым… Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длительным и трудным развитием философии и естествознания»[2]. Существование всего, что было, есть и будет в мире – предпосылка единства мира.
11. В совокупную реальность бытия входят не только материальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное. И мысли «действительны», т.е. существуют[3]. Помимо материи существует еще нечто, что не подчиняется законам материального мира. Признание того, что материалистический монизм не может объяснить всего, что наблюдается в мире, приводит, считает академик Б.Раушенбах, к гипотезе о существовании высшей силы. Природа, человек, общество, идеи и т.д. образуют множественное единство (объективно-плюралистическое понимание бытия). Единство многообразного мира заключается в общности законов диалектики, независимо от того, материальны или идеальны явления мира.
12. К.Маркс и Ф.Энгельс конкретизировали бытие людей, понимая под ним реальный процесс их жизни. Они доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка бытия). Таким образом, практика рассматривалась как наиболее глубинная основа и характеристика человеческого мира.
13. В философии ХХ в. происходит отказ от парменидовой идеи бытия, где все изменяемое выводилось из неизменного и укрепляется гераклитовская версия бытия (все течет, изменяется, движется). Современное мировоззрение ориентировано на восприятие жизни как она есть, в ее повседневности и обыденности. Важнейшей характеристикой природы и общества объявляются неопределенность (синергетический подход), где самодвижение материи трактуется как возникновение порядка из хаоса. Разрабатывается нетрадиционная концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости-устойчивости, дезорганизации-организации, беспорядка-порядка (А.М.Жаботинский, Б.П.Белоусов, И.Пригожин и др.). Вероятностно-неопределенные характеристики, где невозможно однозначно предсказать результат, перенесены на общество.
Обобщение всего ценного в истории философии по проблеме бытия позволяет выразить следующий смысл категории бытия:
1. «Полагание (существование) вещей» с внутренне присущими им свойствами.
2. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью приводит к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированности мира привели к появлению понятия пространства.
3. Одним из проявлений соотношения «бытие-небытие» выступает человеческая жизнь и смерть. В различных трактовках (реальной или иллюзорной) полагается либо мирская, либо загробная жизнь.
Структура и диалектика бытия.Основные сферы бытия составляют: Универсум(Космос) – система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы «первой природы»; Мир– часть Универсума, которую человек осваивает («вторая природа»); Социум – совокупность всех социальных явлений и их связей в истории; Совокупный Микрокосм– люди в единстве общего и особенного в них («третья природа»).
Различают виды бытия – объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Субъективная реальность есть сознание, мышление, духовный мир человека.
Выделяются уровни бытия – актуальное и потенциальное. Актуальное – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.
Рассмотрим основные формы бытия.
1. Бытие вещей, процессов. (Универсум и Мир).
а)Бытие вещей, процессов и состояний природы. (Универсум). Это бытие первой природы, в целом бесконечной в пространстве и времени и конечной в отдельных вещах, состояниях и процессах.
б) Бытие вещей и процессов, произведенных человеком(Мир). Бытие созданной, второй природы, представляет природно-социальную реальность.
2. Бытие человека. Сущностные силы человека раскрываются посредством того, как индивид, реализуя свои биологические, социальные и духовные свойства, всесторонне связан с космосом, миром, обществом и самим собой.
а) Бытие человека как единство тела и души. Удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде, продолжении жизни и т.д. Психика и духовная жизнь индивида.
б) Специфически человеческое бытие. Важнейшими формами бытия человека являются: предметно-практическая деятельность; практика социального созидания; политическая деятельность; самосозидание; самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.
3. Бытие духовного (идеального).
а) Бытие индивидуализированного духовного. Духовное охватывает процессы сознания и бессознательного. Идеальное – освоенное психикой человека в соответствии с его возможностями и потребностями бытие.
Сознание человека направлено не только на внешний мир, но и на осознание своих мыслей и чувств, положения в обществе, отношения к другим людям (самосознание). Человек формирует свой духовный мир, исходя из нравственных ценностей и эстетических предпочтений, т.е. аксиологически; стремясь получить максимально адекватные представления о мире, в котором живет, т.е. гносеологически; конструируя проекты преобразования мира и себя в нем, т.е. праксиологически.
Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.
Первый уровень бессознательного – неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций; высвобождает сферу сознания для решения других творческих операций.
Второй уровень бессознательного – процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, тревожные, болезненные впечатления и т.д.).
Третий уровень бессознательного – некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции.
б) Бытие объективированного духовного. Смертные люди порождают бессмертные идеи, которые обособляются от индивидуального процесса сознания. Начинается жизнь идеи (например, идеи «вечного двигателя», колеса). Самые ценные идеи отбираются и накапливаются, образуя духовное богатство цивилизации. Духовное материализуется в культуре и воплощается в естественном и искусственном языках.
4. Помимо отмеченных, имеется еще и бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества (общественное бытие).
Категория материи в истории философии. Понятие материи возникло в связи с попытками объяснить единство мира.
Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю, в отличие от идеи, он мыслил как изменчивое, текучее, непостоянное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур.
Аристотель считал, что каждая вещь есть оформленная материя, т.е. форма предшествует материи. Последняя заключает в себе лишь возможность развития. При этом действуют причины: материальная, формальная, производящая и конечная (цель). Каждое явление содержит в себе изначальную цель. «Форма всех форм» – мировой дух.
В споре средневековых реалистов и номиналистов поднимался вопрос о соотношении общих понятий (универсалий) и единичных эмпирических предметов.
В более позднее время линию реализма продолжил Д.Беркли, исходным пунктом своей философии взявший чувственный опыт, трактуемый как совокупность «ощущений», «представлений», «идей». Д.Юм также полагал, что внешний мир есть мои ощущения, а все знание проистекает из «опыта», из чувственных «впечатлений».
Материалистическое представление о мире постоянно усложнялось. Античные материалисты рассматривали материю как единое целое, как вещь: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. Материя у них выступала как бескачественная основа.
Возникшая в V в. до н.э. атомистическая концепция (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) позволила объяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов. Атомистическая концепция помимо субстратного толкования материи выдвинула также идею общности свойств и физического строения (Ф.Бэкон, Дж.Локк, М.В.Ломоносов).
Мысль о единстве сфер бытия привела к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой была выработана категория субстанции. Материалистический субстанциональный подход, исходящий из категории материи, позволяет углубить познание материи от внешности явлений к их сущности (В.И.Ленин).
Французские материалисты Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах доказывали, что природа и общественная жизнь подчиняются естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия. Природа никем не создана, она вечна. Движение – необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей, о том, что материя в целом обладает способностью, родственной ощущению. Таким образом, материя стала пониматься в ее отношении к сознанию. Так, Гольбах полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных … изменениях, производимых в нас этими веществами»[4].
В «докритический» период И.Кант рассматривал материю как единство сил притяжения и отталкивания. Л.Фейербах полагал, что природа существует независимо от сознания. Он высказал гипотезу о химическом происхождении жизни на Земле.
В зарождающемся капиталистическом способе производства возросла роль материальных технологических операций. Материя стала отождествляться со свойствами (протяженность, плотность, вес, непроницаемость, независимость от пространства и времени, связь только с механической формой движения). Материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как телесность, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. С XVII до конца XIX в. атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома.
Диалектический материализм углубил представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие объектов единого материального мира. «Материя … – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является … чем-то чувственно существующим»[5]. Здесь выражены онтологический и гносеологический аспекты определения материи. В приведенном суждении присутствуют и определенные отголоски старых представлений о материи как некой телесности.
Истолкование массы как количества материи долгое время считалось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Открытие в 1896 г. Беккерелем радиоактивности поколебало данное представление. Впрочем, первоначально это открытие истолковывалось метафизически как нарушение закона сохранения энергии («материя исчезает»). Но в 1902 г. Резерфорд и Содди доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Открытия в физике на рубеже XIX-ХХ вв. (предсказание электрона и его экспериментальное измерение, открытие рентгеновских лучей, кванта действия, появление специальной теории относительности) означали установление: делимости атомов; их изменчивости; существование отличной от вещества формы материи; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической картиной мира.
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая … отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[6]. Здесь получила развитие идея, наметившаяся у Дидро и Гольбаха. В приведенном ленинском определении выражена сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии, несовместимость с идеализмом и агностицизмом. Материя – не сверхъестественная, а естественная реальность, данная человеку в различных формах познания (непосредственно и опосредованно) и поэтому принципиально доступная познанию. Ленинское понимание направлено и против метафизического материализма. Единственным свойством материи признается быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.
Мировоззренческий кризис захватил не только физику. В математике он выразился в начале ХХ в. в парадоксах теории множеств, в неспособности отразить естественные процессы как единство прерывного и непрерывного. На протяжении ХХ столетия с позиций материалистического решения основного вопроса философии были преодолены трудности общей теории систем, в кибернетике и молекулярной генетике. Канадский биолог Л.Берталанфи понятию «система» придал всеобщий характер. Но оказалось, что существуют и несистемные образования. Аналогично понятие «информационный процесс» стало истолковываться как наиболее широкое по объему, чем философская категория «сознание». Однако было выяснено, что сознание есть высшая форма отражения, а информационный процесс представляет собой целесообразно упорядоченное отражение. Большинство генетиков вслед за Т.Морганом придерживалось мнения, что мутации генетического аппарата ядра зиготы не связаны с процессами в цитоплазме. Открытие механизма регуляции генной активности подорвало мнение о якобы неизменности наследственного вещества зигот, отсутствии ее взаимодействия с цитоплазмой и средой, тем самым восстановило философские принципы универсальной взаимосвязи и развития[7]. Во всех названных случаях диалектико-материалистическая философия, опираясь на новейшие достижения конкретных наук, сыграла свою методологическую роль в преодолении метафизических, идеалистических и агностицистских истолкований тех или иных открытий.
Материя имеет и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несотворимость и неуничтожимость. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук, для разработки материалистического понимания истории. Антиметафизичность в научном понимании материи предопределяет, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неисчерпаемой материи.
Впервые вопрос о бесконечности материи был поставлен Анаксагором, считавшим первоосновой всех природных явлений гомеомерии. Он полагал, что как бы мала ни была частица, она содержит в себе все многообразие материального мира. На идеалистической основе идею бесконечности в своей монадологии развивал Г.В.Лейбниц. Бесконечность материи через идею ее иерархического строения проводили П.Гассенди, Т.Гоббс, М.В.Ломоносов, И.Кант, Л.Эйлер.
Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В.И.Ленин эту идею высказал через гипотезу о неисчерпаемости электрона. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость исходит из невозможности исчерпывающего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах.
Мысль о неисчерпаемости материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Развертывание общецивилизационных процессов, решение глобальных проблем современности выводит на новые подходы в меняющемся мире.
Современная наука о строении материи. Материальное единство мира.Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, непрерывны, одновременно – относительно устойчивы, прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (неживая природа), органический (биологические системы), социальный (общество).
Неживая природа подразделяется на микромир(элементарные частицы, физический вакуум, ядра, атомы), макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы в диапазоне до 1024 см) и мегамир (космические системы).
Живая природа имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования (нуклеиновые кислоты и белки); клетки; микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные); популяции (особи одного вида); биоценозы (результат взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальную систему жизни).
На определенной стадии в биосфере возникает социальная жизнь. Общество представлено рядом уровней своей организации: человек, семья, коллектив, социальная группа, народность, нация, класс, государство, система государств, общество в целом.
Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них самоорганизация, а сами процессы ускоряются.
Единство мира подтверждает, во-первых, универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относительности путем обнаружения связи массы и энергии. На этом законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Всей действительности присуща связь явлений в генетическом (историческом) и системно-структурном аспекте. Материальное единство мира проявляется в абсолютности и вечности материи, заключается в общности законов и категорий диалектики, присущих всему бытию (и идеальному, и материальному). Но идеальное – свойство материального. Поэтому материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем, объекты бытия имеют дуалистическую природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, + и – заряды и т.д.).
Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Современная космология материалистически трактует идею множественности миров. Концепция многообразия миров «вписывается» в идею неисчерпаемости материи.
Движение как способ бытия материи. Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения – одна из традиционных в истории философии (Зенон Элейский, Н.Кузанский, Дж.Толанд – идея самодвижения материи, Г.Башляр).
Господствовавший ранее механизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные – из особенностей биологического развития человека. Например, Р.Декарт, Ж.Ламетри, П.Гольбах. Одним из первых с критикой механицизма в естествознании выступил Ф.В.Шеллинг.
Во второй половине ХIХ в. появился энергетизм, который все явления материи и сознания пытался подвести под понятие энергии.
С точки зрения диалектического материализма движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение(сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).
Хотя в мире все меняется, вместе с тем существует и сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости.
Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения, как условие дифференциации материи. Покой относителен по месту и времени, движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство материи.
В истории философии предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения (Аристотель, Ф.Бэкон). Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф.Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
Классификация Ф.Энгельса требует развития и дополнения. Так, наука ХХ в. перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Выделены глубинные процессы взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий.
Открыты новые формы физического движения: процессы микро- и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.
Применительно к неорганической материи активно обсуждается вопрос о геологической и астрономической формах движения.
Уточняются представления о первичных материальных носителях биологического движения. Кроме белковых молекул в качестве носителя жизни выделены нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.
Социальная форма движения является космическим феноменом (в широком контексте). Помимо материальных элементов она учитывает идеальную реальность, человеческое сознание. Социальное движение – процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в ходе деятельности.
Пространство и время – формы существования материи. Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Субстанциональный подход рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея была намечена Демокритом, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И.Ньютона, воплотилась в геометрии Евклида. Движение дискретных материальных тел в пространстве и времени благодаря пустоте осуществляется за счет внешнего действия.
Реляционный подход (Аристотель, Г.Лейбниц. Р.Декарт, Ф.Энгельс) воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955). В этой концепции пространство и время рассматриваются как формы существования вещей, а не как особые субстанции.
Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, форму тел мира.
Время – форма бытия материи, характеризующая ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения (момент). Трем модусам времени – прошлому, настоящему и будущему – соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.
Различают реальное (объективное), субъективное (перцептуальное, отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное(теоретические модели описания реальных пространства и времени) пространство и время. Таковыми являются трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерное (n-мерное) пространство-время.
На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времен.
В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактик существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот.
Согласно современным представлениям, пространственную организацию живых молекул характеризует «лево-правое» расположение в группировках атомов, симметрия и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Это обеспечивает активно-приспособительные реакции животных и растений к внешней среде. В живых организмах существует множество периодических процессов, характеризующих возникающую и затухающую активность клеток и отдельных органов, которые выступают в функции «биологических часов».
Социальное пространство-время зависит от того или иного историко-культурного образа жизни. С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Социальное пространство вписано в пространство биосферы и космоса и несет на себе печать культуры, обладает особым человеческим смыслом (предметный мир, человек, его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания). Социальное время является внутренним общественной жизни и вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Время индивидуального бытия человека определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.
[1] См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. – М., 1969. Т.1. Ч. 2. С. 827-831.
[2] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 43.
[3] См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 18. – С. 257.
[4] Гольбах П. Избр. произведения: В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 84-85.
[5] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 570.
[6] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 16. – С. 131.
[7] См.: Философия. Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Жукова. – Мн., 1993. – С. 20-22.