Проблема познания в философии Ф. Бэкона |
|
▫ Объект познания для Ф. Бэкона — природа, задача познания — исследование природы, цель познания - господство человека над силами природы. ▫ Ф. Бэкон разработал учение о познавательных способностях и методах познания. ▫ Процесс познания осуществляется в два этапа: 1) осведомление чувств, 2) суждение разума. Однако чувства не все замечают, а иногда и обманывают нас. Разум же, во-первых, быстро отрывается отданных чувств и, во-вторых, многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Ф. Бэкон называет «идолами». «Призраки» («идолы»), которые препятствуют человеку получить истинное знание, делятся на врожденные заблуждения людей («призраки рода» и «призраки пещеры») и приобретенные заблуждения («призраки рынка» и «призраки театра»). • «Призраки рода» — заблуждения, обусловленные общей для всех людей природой. • «Призраки пещеры» — заблуждения, которые присущи не всему человеческому роду, а только отдельной личности. • «Призраки рынка» - заблуждения, возникающие вследствии неточного, неправильного употребления слов. • «Призраки театра» - заблуждения, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. Знание этих заблуждений помогает избежать ошибок. ▫ Науке присущи два метода исследования: метод догматический и метод эмпирический. ▫ К первому относятся «путь паука» — получение знаний из «чистого разума», т.е. рационалистическим путем, и «путь муравья» — получение знаний исключительно посредством опыта. Оба эти пути несовершенны. К эмпирическому методу относится «путь пчелы». Следуя по этому пути, необходимо собрать все факты, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. ▫ Истинный путь познания — эмпиризм. Данный путь основывается на индукции (сборе и обобщении фактов, накоплении опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. |
Система классификации наук Ф. Бэкона
Система классификации наук
|
Основные способности познания |
ПАМЯТЬ | | ВООБРАЖЕНИЕ | | РАССУДОК |
| | | | |
ИСТОРИЯ | | ПОЭЗИЯ | | ФИЛОСОФИЯ |
| | | | |
Гражданская | | Драматическая | | Учение о природе |
| | | | |
Естественная | | Повествовательная | | Физика абстрактов |
| | | | Физика конкретов |
повествовательная | | Параболическая (басни) | | Математика |
индуктивная | | | | |
| | | | Учение о человеке |
| | | | |
| | | | Учение о Боге |
Философия Т. Гоббса
ТОМАС ГОББС (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651) |
|
Общая характеристика философии Т. Гоббса |
▫ Ф. Бэкон — родоначальник английского материализма, Т. Гоббс — продолжатель и систематизатор бэконовского материализма, которому придал законченную механистическую форму. Другая отличительная черта философии Т. Гоббса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по его мнению, - главная в философии. ▫ Материализм Т. Гоббса основывается на следующих положениях: первоначальное, основное есть материя или тело; материя не создается и не исчезает; движение тел происходит по механическим законам; дух, разум, мышление имеют своих носителей - телесные вещи; мыслит материя, телесный организм, а не какая-то отличная от него субстанция. ▫ Познание осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей — чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда познание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индукции, так и дедукции. ▫ О Теория общества и государства представлена в работе «Левиафан» («Чудовище»), где обосновывается идея, согласно которой в основе возникновении государства лежал общественный (совместный) договор. Государству, по мнению Т. Гоббса, предшествовало «естественное состояние» людей, которое характеризуется отсутствием собственности. Государство возникает тогда, когда на месте естественного права действует закон (веление разума или правовой разум). Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой Должно быть безусловным. Лучшая форма - абсолютная монархия. ▫ Человек создал государство. Отсюда у Т. Гоббса сопоставление государства с человеком: душа государства — верховная власть, его суставы — судебные и исполнительные органы, нервы — награды и наказания, память — советники, Разум — справедливость и законы, здоровье — гражданский мир, болезнь — смута, смерть — гражданская война. |
Философия Джона Локка
ДЖОН ЛОКК (1632-1704) развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, и прежде всего сенсуалистическую теорию познания. Основное сочинение: «Опыт о человеческом разуме» (1690) |
|
Общая характеристика философии Джона Локка |
▫ Дж. Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма (sensus — чувство, ощущение) - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. ▫ В уме человека нет никаких врожденных идей. Поэтому, по мнению Дж. Локка, познание человека есть прежде всего чувственное познание; оно берет свое начало из ощущения. Отсюда единственным источником всех идей является опыт. Опыт распадается у Дж. Локка на внешний и внутренний. Объект первого — внешний мир, объект второго — деятельность самой души. Первый служит основой чувственного познания, ощущения, второй - рефлективного познания. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи. ▫ В основе знания лежат простые идеи. Так, посредством идей ощущения человек воспринимает качества вещей. Эти идеи Дж. Локк делит на идеи первичных качеств и на идеи вторичных качеств. Первичные качества присущи самим предметам (плотность, протяженность, фигура, движение, число). Вторичные качества не присущи самим предметам (цвет, свет, запах, вкус, звук). Простые идеи — это материал для знания, но не само знание. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По степени значимости для знания идеи делятся на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. ▫ В отношении достоверности существует два вида знания: бесспорное (достоверное) и вероятное (мнение). По степени точности Дж. Локк различает три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное, или интуитивное), демонстративное (доказательное, или доказывающее) и чувственное, т. е. достигаемое посредством чувств. ▫ В понимании материи Дж. Локк впервые выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). |
Наши рекомендации