Проблема познания в философии Ф. Бэкона

Проблема познания в философии Ф. Бэкона
 
▫ Объект познания для Ф. Бэкона — природа, задача познания — исследова­ние природы, цель познания - господство человека над силами природы. ▫ Ф. Бэкон разработал учение о познавательных способностях и методах по­знания. ▫ Процесс познания осуществляется в два этапа: 1) осведомление чувств, 2) суждение разума. Однако чувства не все замечают, а иногда и обманывают нас. Разум же, во-первых, быстро отрывается отданных чувств и, во-вторых, многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Ф. Бэкон называет «идолами». «Призраки» («идолы»), которые препятствуют человеку получить истинное знание, делятся на врожденные заблуждения людей («призраки рода» и «призраки пещеры») и приобретенные заблуждения («призраки рынка» и «призраки театра»). • «Призраки рода» — заблуждения, обусловленные общей для всех людей природой. • «Призраки пещеры» — заблуждения, которые присущи не всему человечес­кому роду, а только отдельной личности. • «Призраки рынка» - заблуждения, возникающие вследствии неточного, неправильного употребления слов. • «Призраки театра» - заблуждения, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. Знание этих заблуждений помогает избежать ошибок. ▫ Науке присущи два метода исследования: метод догматический и метод эмпирический. ▫ К первому относятся «путь паука» — получение знаний из «чистого разума», т.е. рационалистическим путем, и «путь муравья» — получение знаний исклю­чительно посредством опыта. Оба эти пути несовершенны. К эмпирическому методу относится «путь пчелы». Следуя по этому пути, необходимо собрать все факты, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. ▫ Истинный путь познания — эмпиризм. Данный путь основывается на ин­дукции (сборе и обобщении фактов, накоплении опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явле­ний разумом.

Система классификации наук Ф. Бэкона

 
  Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru


Система классификации наук

  Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Основные способности познания  

Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru

ПАМЯТЬ   ВООБРАЖЕНИЕ     РАССУДОК  
         
ИСТОРИЯ   ПОЭЗИЯ   ФИЛОСОФИЯ  
         
Гражданская   Драматическая   Учение о природе  
         
Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Естественная Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Повествовательная Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Физика абстрактов  
Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru     Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Физика конкретов  
Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru повествовательная Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Параболическая (басни) Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru Математика  
Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru индуктивная          
        Учение о человеке Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru
         
        Учение о Боге Проблема познания в философии Ф. Бэкона - student2.ru

Философия Т. Гоббса

ТОМАС ГОББС (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651)  
 
Общая характеристика философии Т. Гоббса  
▫ Ф. Бэкон — родоначальник английского материализма, Т. Гоббс — продолжа­тель и систематизатор бэконовского материализма, которому придал закончен­ную механистическую форму. Другая отличительная черта философии Т. Гоб­бса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по его мнению, - главная в философии. ▫ Материализм Т. Гоббса основывается на следующих положениях: первона­чальное, основное есть материя или тело; материя не создается и не исчезает; движение тел происходит по механическим законам; дух, разум, мышление имеют своих носителей - телесные вещи; мыслит материя, телесный орга­низм, а не какая-то отличная от него субстанция. ▫ Познание осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей — чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабаты­ваются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда по­знание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индук­ции, так и дедукции. ▫ О Теория общества и государства представлена в работе «Левиафан» («Чудови­ще»), где обосновывается идея, согласно которой в основе возникновении государства лежал общественный (совместный) договор. Государству, по мне­нию Т. Гоббса, предшествовало «естественное состояние» людей, которое ха­рактеризуется отсутствием собственности. Государство возникает тогда, когда на месте естественного права действует закон (веление разума или правовой разум). Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой Должно быть безусловным. Лучшая форма - абсолютная монархия. ▫ Человек создал государство. Отсюда у Т. Гоббса сопоставление государства с человеком: душа государства — верховная власть, его суставы — судебные и исполнительные органы, нервы — награды и наказания, память — советники, Разум — справедливость и законы, здоровье — гражданский мир, болезнь — смута, смерть — гражданская война.  

Философия Джона Локка

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, и прежде всего сенсуалистичес­кую теорию познания. Основное сочинение: «Опыт о человеческом разуме» (1690)
 
Общая характеристика философии Джона Локка
▫ Дж. Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма (sensus — чувство, ощущение) - происхождение всех знаний из чувственного восприя­тия внешнего мира. ▫ В уме человека нет никаких врожденных идей. Поэтому, по мнению Дж. Лок­ка, познание человека есть прежде всего чувственное познание; оно берет свое начало из ощущения. Отсюда единственным источником всех идей является опыт. Опыт распадается у Дж. Локка на внешний и внутренний. Объект первого — внешний мир, объект второго — деятельность самой души. Первый служит осно­вой чувственного познания, ощущения, второй - рефлективного познания. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи. ▫ В основе знания лежат простые идеи. Так, посредством идей ощущения чело­век воспринимает качества вещей. Эти идеи Дж. Локк делит на идеи первичных качеств и на идеи вторичных качеств. Первичные качества присущи самим предметам (плотность, протяженность, фигура, движение, число). Вторичные качества не присущи самим предметам (цвет, свет, запах, вкус, звук). Простые идеи — это материал для знания, но не само знание. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и об­щие идеи (модусы, субстанции и отношения). По степени значимости для зна­ния идеи делятся на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. ▫ В отношении достоверности существует два вида знания: бесспорное (досто­верное) и вероятное (мнение). По степени точности Дж. Локк различает три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное, или интуитив­ное), демонстративное (доказательное, или доказывающее) и чувственное, т. е. достигаемое посредством чувств. ▫ В понимании материи Дж. Локк впервые выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения властей на законодательную, исполнитель­ную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

Наши рекомендации