Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современная интерпретация
Термин Ф.т. был введен Э. Капом. Во втор. пол. 20 столетия филос. исследования техники выделяются как самостоятельная область научной деятельности. Проблемное поле Ф.т. включает в себя широкий круг методологических, социально-филос. философско-антропологических вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире — методологию техники.
Одна из центральных проблем методологии техники — анализ специфики технического знания. В Ф.т. выделяют специфические черты, свойственные этому виду знания. Так, по мнению представителей Ф.т., объекты технического знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Напр., «от естественно-научных (математически сформулированных) теорий требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении». В отличие от науки технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.
Одно из направлений Ф.т. — анализ технического развития в контексте глобальных проблем современности. Развитие техники на пороге 21 в. все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с др. — техника есть мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия.
В историческом плане принято говорить о технике как о орудиях труда, машинах, механизированных и автоматизированных комплексах различного функционального назначения, информационных системах, совокупности коммуникаций. Орудия труда являются непосредственным доказательством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности.
Первым к проблеме оценки социокультурного статуса техники обратился Аристотель. Он сравнивал техническое творчество с научной деятельностью и самой природой. В конечном итоге он пришел к выводу, что конструирование техники входит в задачу ремесленников. А эти люди не имеют высокого социального положения: их труд напоминает, скорее, копирование аналогов из природы. В данном смысле ни техника, ни ремесленники не могут влиять на прогресс. Их статус определяется как нейтральный.
В новоевропейской философии отношение к технике и ее творцам меняется, что связано с повышением статуса субъекта технического творчества. Новая оценка значения техники стала определяться следующими подходами:
- техника, переходящая из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанная на достижениях естествознания, – мощный фактор общественного развития;
- техника является разновидностью научной практики и должна входить в структуру научного исследования;
- основы техники заключены в строгом логико-математиеском и физическом мышлении и расчетах. Техника рациональна.
- технических специалистов необходимо готовить по научным методикам как особого рода элиту, призванную обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов;
- рациональная техника требует свободного рынка инженерного труда;
- техногенное развитие должно соотноситься с возможностями существующей природной системы.