Классическое общефилософское утверждение гласит, что личность
человеческая…
A. социальна по своей природе
B. не более чем маска
C. пустая абстракция
D. что-то неуловимое и неопределенное
E. совокупность психологических черт
220. Антиномии - это:
A. парадокс
B. неразрешимые противоречия
C. аргументированные тезисы
D. ошибки рассудка
E. логические ошибки разума
221. Философское течение, которое утверждает выражение человеческой сущности в действии, ценность мышления или его отсутствие в зависимости от того, служит ли оно практике:
A. структурализм
B. сепаративизм
C. редукционизм
D. детерминизм
E. прагматизм
222. Такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному:
A. регресс
B. прогресс
C. аналогия
D. революция
E. круговорот
223. Какое понятие наиболее полно представляет собой социально- этническую общность людей?
A. этнос
B. народность
C. родоплеменные образования
D. раса
E. нация
224. Процесс передачи информации от индуктора к реципиенту называется:
A. общением
B. общественными отношениями
C. коммуникацией
D. общественным мнением
E. просвещением
225. Какая из перечисленных проблем относится к числу глобальных проблем человечества?
A. экологическая
B. проблемы физики элементарных частиц
C. проблемы математической теории устойчивости
D. проблемы строения Вселенной
E. проблемы очищения воздушного бассейна города Алматы
226. Учение о предвидении будущего:
A. космология
B. футурология
C. психология
D. монадология
E. гносеология
227. Какие проблемы называются глобальными проблемами человечества?
A. наиболее актуальные проблемы науки
B. острейшие проблемы научно-технического развития
C. проблемы борьбы с организованной преступностью
D. проблема выживания всего человечества, человеческой цивилизации
E. первоочередные проблемы промышленно-гражданского строительства и архитектуры
228.Соотнесите содержание понятий «культура» и «общество»:
A. они тождественны по содержанию
B. они не обладают общностью по содержанию
C. понятие культуры выражает одну из социально-значимых сторон жизнедеятельности общества
D. понятие «общество» является лишь частью более широкого понятия «культуры»
E. они противоположны по содержанию
229. Философское воззрение, согласно которому, вся материя воспринимается как живая:
A. гносеология
B. гилозоизм
C. онтология
D. догматизм
E. скептицизм
230. Приписывание мифическим существам (богам, духам и т.д.. свойств и особенностей человека, это:
A. антропоморфизм
B. философская антропология
C. натурфилософия
D. пантеизм
E. теология
231. Метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций:
A. материализм
B. эклектика
C. дедукция
D. сенсуализм
E. герменевтика
232. В каком понятии отражается процесс взаимодействия природы и общества, подчеркивается роль науки и разума человека?
A. техносфера
B. биосфера
C. социосфера
D. геосфера
E. ноосфера
233. Средняя позиция между номинализмом и реализмом:
A. концептуализм
B. креационизм
C. формализм
D. догматизм
E. позитивизм
234. В чем сущность концепции географического детерминизма?
A. основные факты истории объясняются географическими условиями
B. развитие общества меняет географическую среду
C. в утверждении идей синергетики
D. в возрастании воздействия общества на природную среду
E. в отрицании роли науки
235. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний о мире в каждый конкретный период развития науки:
A. эклектика
B. парадигма
C. интеграция знаний
D. научная картина мира
E. научная теория
236. Объясните понятие антиномии:
A. суждения, которые взаимоисключают друг друга
B. суждения, связанные друг с другом
C. суждение, которое выводится из другого
D. синтез суждений
E. понятия, связанные друг с другом
237. Позиция, согласно которой с помощью науки будут разрешены все проблемы и противоречия человечества, называется :
A. сциентизм
B. прагматизм
C. антисциентизм
D. экзистенциализм
E. реализм
238. Каким термином обозначаются в философии техники любые устройства, созданные человеком?
A. биоэлементы
B. устройства
C. артефакты
D. системы
E. элементы
239. Какие два подхода возможны к типологизации этапов общественного развития?
A. формационный и цивилизационный
B. классический и экзистенциалистский
C. формационный и технократический
D. сциентистский и гуманистический