Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и ценности массовой культуры.
Ценность – принятое в философии понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества, индивидов. На определенном этапе развития общества в культуре конкретного типа ценности выполняют роль последнего основания выбора потребностей, интересов, переживаний, целей, планов, способов их реализации, результатов деятельности и условий, в которых она совершается. Т.о., ценность – это основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос: для чего совершается данная деятельность. Термин ценность употребляют:
1. Для обозначения состояний сознания, на основе которых производится оценка;
2. значимых явлений, выбираемых в результате оценки. Например, можно сказать, что ведущими ценностями у данного человека явл. истина и добро, но можно сказать, что в здании находятся большие материальные или духовные ценности.
Коммуникативное пространство современности, культура развиваются и исторически изменяются, описывая себя, нуждаются в создании адекватных способов описания. Основное внимание сейчас привлекают принципы построения и механизмы функционирования символических и знаковых систем. Символ, в отличии от знака, обладает способностью эмоционального воздействия, сама многозначность символа – результат его встроенности в бессознательные структуры чел. личности. Именно в этом главная причина его способности определять массовое сознание и поведение людей. Но символ становится действенным средством воздействия на массовое сознание и поведение только в том случае – когда он воплощает реальные смыслы и ценности. Символ м.б. воспринят в качестве такового только носителем культуры – для человека со стороны символ – это знак. Задача заключается в анализе феномена символичности, т.е., анализ современного коммуникативного пространства не М.б. осуществлен без учета позиции носителя культуры. Сложность ситуации – в том, что анализ феномена символичности м.б. осуществлен только извне, т.е. единственно возможными предметами исследования м.б. формы дискурса и массового поведения, определяемое этими дискурсами.
Дискурс – коммуникативное событие, выраженное в речевых формах. В рамках современной парадигмы социокультурной феноменалогии ведущее место занимает феномен политического дискурса. Главным свойством современного политического дискурса принято считать эффективность внушающего воздействия определяющегося не содержанием информации, а формой ее подачи, эмоциональной окраской, выразительностью. Источником современных технологий воздействий на сознание избирателей являются идеи франц. теоретиков Г. Лебона и Г.Тарда, которые впервые выявили феноменологию толпы и возможности манипулирования толпой, в частности, посредством эмоционально ориентированных ораторских приемов.
Основная функция совр. политического дискурса – суггестия, программирование массовых социальных действий, особо значимое в периоды выборных компаний.
Основные характеристики символа отличающие от знака. Помимо суггестивности символа и информативности знака, символический смысл хар-ся отсутствием дискретности, что связано с принадлежностью символа к до-вербальным системам человеческой психики и сознания. Восприятие символа эмоционально и физиологично, в противовес знаку, всегда ориентированному на структурирование реальности и ее рациональное познание. Но, являясь непосредственной репрезентацией смыслов и ценностей, символ способен непосредственно влиять на человека. В связи с этим есть основания говорить о взаимодополняемости символического и знакового в коммуникативном пространстве культуры.
Т.о. современная социокультурная ситуация обнаруживает деструктивные тенденции в формировании чел. личности