Упражнения по первоисточникам. «Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время?
3.1. Августин, А. Исповедь / А. Августин // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 586 – 587.
«Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Между тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то, если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать (Исповедь XI, 14).
Можно измерять время только текущее (cum ргаеterit), а прошедшее, равно как и будущее, которых нет в действительности, не могут подлежать нашему наблюдению и измерению. (Исповедь XI, 16).
Говоря все это о времени, я ничего не утверждаю, а только доискиваюсь истины и пытаюсь узнать ее. (Исповедь XI, 17)».
? Какое место в «триаде» Августина: прошлое – настоящее – будущее принадлежит Богу?
? Актуальны ли сегодня рассуждения Августина о времени?
3.2. Августин, А. О порядке / А. Августин // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 594.
«К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум. Ибо первое предпочитается, когда нужно располагать, а другое наиболее ценится при достижении. Итак, хотя авторитет людей добрых представляется полезнее для невежественной толпы, а разум приличнее для ученых, однако так как всякий человек делается образованным из необразованного, а всякий необразованный не может знать того, каким он должен явиться пред людьми учащими и посредством какой жизни может сделаться способным к учению, то для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет... .
Авторитет же бывает частью божественный, частью человеческий; но истинный, прочный и высший авторитет тот, который называется божественным».
? Почему в познании истины Августин главную роль отводит божественному авторитету?
3.3. Аквинский, Ф. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 858.
«Для познания тех истин о боге, которые могут быть добыты разумом, необходимо уже заранее обладать многими знаниями, ибо почти все изыскания философии подчинены цели богопознания; именно по этой причине метафизика, занимающаяся тем, что относится к божеству, в ряду философских дисциплин изучается последней (Против язычн., I, 4).
Если бы к богопознанию вела одна лишь дорога разума, род человеческий пребывал бы в величайшем мраке неведения: в таком случае богопознание, которое делает людей в высшей степени совершенными и добрыми, приходило бы лишь к немногим, да и к ним лишь по прошествии долгого времени (Против язычн., I, 4).
Когда человеку предлагаются некоторые истины о боге, выходящие за пределы разума, то через это в человеке укрепляется мнение, что бог есть нечто превышающее все, что можно помыслить (Против язычн., I, 5)».
? Что нового внес Фома Аквинский в понимание познания истины?
3.4. Бруно, Дж. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 163.
«Отсюда проистекает и другая польза, а именно подавление самоуверенности, которая есть матерь заблуждения. Ведь есть люди, до такой степени уверенные в своих умственных способностях, что они полагают, будто могут измерять всю природу вещей своим разумом и определять истинное и ложное в зависимости от того, как это им захочется. Итак, дабы ум человеческий, освободясь от самоуверенности, перешел к скромному исследованию истины, необходимо было, чтобы человеку было свыше предложено нечто всецело выходящее за пределы человеческого разума (Против язычн., I, 5).…Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она бесконечна. Как ничего нельзя к ней прибавить, так ничего нельзя от нее отнять, потому что бесконечное не имеет частей, с чем-либо соизмеримых».
? На чем основывается утверждение Бруно о бесконечности Вселенной?
Контроль знаний |
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Каких философов Средневековья вы знаете? Каковы отличительные черты и особенности философии Средних веков?
2. В чем состоят главные различия между античной и средневековой философской мыслью?
3. Какие идеи античной философии были востребованы средневековыми философами?
4. Чем отличается теоцентризм от космоцентризма?
5. В чем выражается креационизм средневекового мышления?
6. Какую роль в средневековой социальной философии играют принципы провиденциализма и эсхатологизма?
7. Как решался вопрос соотношения веры и разума в различные периоды средневековой философии?
8. Что означает термин «патристика», кем представлен данный период философии средневековья и каковы его задачи?
9. В чем особенность схоластики как периода зрелой и поздней средневековой философии?
10. Что такое «универсалия» и какую роль проблема универсалий играла в схоластической философии?
11. Каковы основные темы и проблемы философии Возрождения? Каких философов этой эпохи вы знаете?
12. Каковы истоки ренессанской идеи гуманизма?
13. В чем состоит пантеистическая направленность философии Кузанского и Бруно?
14. Каковы основные идеи и идеалы эпохи Возрождения?
15. Дайте оценку социально-политическим утопиям Возрождения.
2. Тесты(второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Теоцентризм (греч. theos – бог, лат. centrum – центр) | 1*. Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия или универсалии обладают подлинной реальностью, независимо от единичных вещей |
2. Монотеизм (греч. monos – один, theos – бог) | 2*. Период развития средневековой философии IX – XIV вв., который характеризуется подчинением философии теологии, использованием рациональной философии для обоснования иррациональных религиозных догматов, особым интересом к формальной логике |
3. Креационизм (лат. creatio – сотворение) | 3*. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания |
4. Патристика (лат. pater отец) | 4*. Философское учение, по которому жизнь и чувственность присущи всем вещам и природе |
5. Апологетика (греч. apologetikos – защищающий) | 5*. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде |
6. Схоластика (лат. sсhola – школа) | 6*. Понимание истории и жизни человека как осуществление замысла Бога |
7. Универсалии (лат. universalis – общий) | 7*. Направление в средневековой схоластике, возникшее в XI – XII вв., согласно которому подлинной реальностью обладают только единичные вещи, а общие понятия не обладают самостоятельным существованием и образуются человеческим умом путем абстрагирования |
8. Реализм (лат. realis – вещественный) | 8*. Религиозно-философская аргументация оправдания Бога за зло, существующее в мире, снятие с него ответственности |
9. Номинализм (лат. Nomen – имя) | 9*. Религиозное учение о сотворении мира Богом за шесть дней из ничего |
10. Концептуализм (лат. conceptus – понятие) | 10*. Философская категория, обозначающая род умопостигаемых сущностей, которые принципиально не даны в качестве объектов чувственного опыта |
11. Символизм | 11*. Религиозно-философское учение, согласно которому Бог, создав мир, находится вне его и не вмешивается в развитие природы и общества |
12. Провиденциализм | 12*. Совокупность религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге |
13. Откровение | 13*. Учение о сущности и происхождении универсалий, основателем которого был П. Абеляр |
14. Телеологизм (греч. telos – род, падеж, teleos – цель, результат, logos – учение) | 14*. Понимание земного как инобытия, мира Бога |
15. Теодицея (греч. theos – бог и dike – справедливость) | 15*. Система идей, чувств и социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности |
16. Эсхатологизм (греч. eshaton – последний и logos – слово, знание) | 16*. Концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага |
17. Трансценденция (лат. transcendens – выходящий за пределы) | 17*. Учение, согласно которому Бог есть безличное начало, тождественное природе |
18. Антропоцентризм (греч. anthropos – человек, лат. centrum – центр) | 18*. Совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII вв. – именуемых «отцами Церкви» |
19. Пантеизм (греч. pan – все и theos – бог) | 19*. Религиозное воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления которых все окружающие существуют и развиваются |
20. Гуманизм (лат. humanos – человеческий, человечный) | 20*. Период обоснования христианского вероучения философскими средствами, особая разновидность философской аргументации и защиты религии |
21. Гилозоизм (греч. hulo и zoe – вещество и жизнь) | 21*. Термин средневековой схоластики, обозначающий общие понятия или сущности |
22. Деизм (лат. deus – бог) | 22*. Осуществляющаяся сверхъестественным способом передача людям «истин», исходящих от Бога и выражающих его волю |
2.2. Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения:
а) человек – это общественное животное;
б) человек – это мыслящее существо;
в) человек – это творец, художник;
г) человек – это созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного до него;
д) человек – это микрокосм.
2.3. Закончите определение:
Человек – «кузнец …».
Вопросы для дискуссии |
1. В чем заключается философский смысл христианской идеи творения мира и человека из материального ничто (лат. – nihil)? Как вы понимаете принцип креационизма?
2. Почему познание Бога и собственной души Августин считает наиболее важными задачами человеческого познания?
3. Каково влияние на мировоззрение западноевропейского человека неотомизма как философской доктрины Ватикана?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Верую, ибо абсурдно. И сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребенный, воскрес: это несомненно, ибо невозможно» (Тертуллиан).
ü «Верь, чтобы понимать» (Августин).
ü «Понимаю, чтобы верить» (П. Абеляр).
ü «Верю и понимаю» (У. Оккам).
ü «Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми» (Августин).
ü «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни» (Авиценна).
ü «У кого много пороков, у того много повелителей» (Петрарка).
ü «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их» (Леонардо да Винчи).
Дополнительная литература к теме:
1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.2.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.
2. Абеляр, П. Диалектика / П. Абеляр // Вопросы философии. – 1992. – №3.
3. Августин. О порядке / Августин // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 581 – 605.
4. Аквинский, Ф. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 823 – 862.
5. Библия. – Б. м., 1992.
6. Бруно, Дж. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 154 – 176.
7. Горфункель, Х. Х. Философия эпохи Возрождения / Х. Х. Горфункель. – М., 1980.
8. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. – М., 1984.
9. Жильсон, Э. Философия в Средние века / Э. Жильсон. – М., 2004.
10. Кузанский, Н. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 53 – 77.
11. Падокшын, С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi / С. А. Падокшын. – Минск, 1980.
12. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.
13. Тертуллиан, К. Избранные произведения / К. Тертуллиан. – М., 1994.