ЗАДАНИЯ К МОДУЛЯМ № 1, № 2 И ЭКЗАМЕНУ

ЗАДАНИЯ

К МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ № 1

1. Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры.

2. Проанализировать исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозной, философский, научный.

3. Определить, что такое философия и рассмотреть ее предмет и роль в обществе.

4. Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двух его сторон.

5. Дать перечень и характеристику основных функций философии.

6. Рассмотреть античную философию, ее основные этапы и направления развития.

7. Осветить и соотнести характерные черты философии Средневековья и эпохи Возрождения.

8. Рассмотреть «ранний» этап философии Нового времени, ее основные характеристики и связь с развитием науки.

9. Охарактеризовать классическую немецкую философию и ее место в мировой философии и культуре.

10. Раскрыть возникновение и сущность марксистской философии.

11. Дать общую характеристику Западной философии ХХ века и ее основным направлениям.

12. Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в ХІ-ХVІІІ веках.

13. Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине ХІХ и ХХ вв.

14. Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.

15. Охарактеризовать основные формы бытия и раскрыть их единство и специфику.

16. Рассмотреть проблему субстанции. Определить категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение.

17. Определить понятие движения, охарактеризовать его основные формы и принципы их классификации.

18. Определить понятие пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.

19. Раскрыть проблему единства мира и дать характеристику основным вариантам ее решения.

20. Определить понятие диалектики и проанализировать ее исторические формы.

21. Охарактеризовать объективную и субъективную диалектику, показать их единство и различие.

22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий.

23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки.

24. Проанализировать развитие как принцип диалектики.

25. Раскрыть закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, показать его мировоззренческое и методологическое значение.

26. Рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей, показать его мировоззренческое и методологическое значение.

27. Раскрыть сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.

28. Определить понятие категории. Проанализировать категории «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление» как уровни структурной организации бытия.

29. Определить понятие категории. Проанализировать категории «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность» как проявление универсальных связей детерминации.

30. Осветить диалектику и метафизику как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.

31. Как Вы понимаете тезис Гераклита: «Многознание уму не научает»?

32. Как Вы понимаете афоризм Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

33. Философия: это мировоззрение или наука?

34. Как, по-Вашему мнению, почему Ф. Энгельс считал, что о вещах, телах вне движения «вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать»?

35. Как Вы понимаете афоризм Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

36. Древние мыслители утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.

37. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Новое – это хорошо забытое старое»?

38. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Капля точит камень не силой, а частым падением»?

39. Согласны ли Вы с изречением стоиков, что человек может быть «богат в нищете, свободен в оковах, счастлив даже в болезни»?

40. Как Вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»?

41. Как Вы понимаете слова И. Канта : «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлениям и благоговениям, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»?

42. Тождественны понятия ли «причина» и «повод»?

43. Можно ли считать правильным высказывание: «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?

44. Как Вы понимаете китайскую мудрость: «Нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?

45. Как Вы относитесь к высказыванию А. Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?

ЗАДАНИЯ

К МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ № 2

1. Определить понятие природы и общества и показать их единство и различие.

2. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.

3. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: идеалистичную, натуралистическую, материалистическую.

4. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.

5. Дать толкование понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.

6. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.

7. Определить понятие общественно-экономической формации. Вычленить структуру формации и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.

8. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

9. Раскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.

10. Определить понятие сознания. Проанализировать сознание как философскую проблему.

11. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отражение и эволюцию его основных форм.

12. Раскрыть социальную сущность сознания. Проанализировать общественно-исторические основы его возникновения.

13. Рассмотреть структуру сознания и его свойства.

14. Дать толкование понятиям общественного и индивидуального сознания и обосновать их диалектическую взаимосвязь.

15. Рассмотреть структуру общественного сознания: уровни, сферы, формы.

16. Проанализировать закономерности развития общественного сознания.

17. Рассмотреть основные концепции теории познания в истории философии: эмпиризм, рационализм, иррационализм.

18. Осветить проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения.

19. Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.

20. Определить понятие истины. Проанализировать соотношение истины и заблуждения. Дать основные характеристики истины.

21. Осветить проблему критерия истины в истории философии и дать оценку различным подходам к этой проблеме. Охарактеризовать роль практики в познании.

22. Определить понятие науки. Раскрыть специфику научного познания.

23. Охарактеризовать методы и формы научного познания.

24. Осветить специфику философского понимания человека и дать оценку различным философским подходам к решению вопроса о его сущности.

25. Проанализировать проблему антропосоциогенеза, ее современное состояние.

26. Показать единство природного, социального и духовного в человеке.

27. Определить и проанализировать содержание понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

28. Рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества.

29. Осветить проблему смысла жизни человека в духовном опыте человечества.

30. Определить понятие глобальных проблем современности и рассмотреть предпосылки и пути их решения.

31. Как, на Ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?

32. Как Вы понимаете изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?

33. Как Вы понимаете изречение Сократа: «Познай самого себя»?

34. Как Вы понимаете изречение: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа»?

35. В чем, по-Вашему, общность и отличие истин философии и науки?

36. Согласны ли Вы с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствии духа?

37. Как Вы понимаете высказывание: «Послушного судьба ведет, а непослушного – тащит»?

38. Что такое фатализм и волюнтаризм?

39. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?

40. Как понимать высказывание В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?

41. Как понимать высказывание Б. Спинозы: «Свобода есть познанная необходимость»?

42. Как Вы оцениваете утверждение И. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?

43. Что значит, по-Вашему, быть свободным?

44. Согласны ли Вы с высказыванием: «По всем позициям машина может стать моделью человека»?

45. Согласны ли Вы с утверждением, что интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на практику и законы логики?

ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

1. Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры.

2. Проанализировать исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозной, философский, научный.

3. Определить, что такое философия и рассмотреть ее предмет и роль в обществе.

4. Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двух его сторон.

5. Дать перечень и характеристику основных функций философии.

6. Рассмотреть античную философию, ее основные этапы и направления развития.

7. Осветить и соотнести характерные черты философии Средневековья и эпохи Возрождения.

8. Рассмотреть «ранний» этап философии Нового времени, ее основные характеристики и связь с развитием науки.

9. Охарактеризовать классическую немецкую философию и ее место в мировой философии и культуре.

10. Раскрыть возникновение и сущность марксистской философии.

11. Дать общую характеристику Западной философии ХХ века и ее основным направлениям.

12. Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в ХІ-ХVІІІ веках.

13. Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине ХІХ и ХХ вв.

14. Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.

15. Охарактеризовать основные формы бытия и раскрыть их единство и специфику.

16. Рассмотреть проблему субстанции. Определить категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение.

17. Определить понятие движения, охарактеризовать его основные формы и принципы их классификации.

18. Определить понятие пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.

19. Раскрыть проблему единства мира и дать характеристику основным вариантам ее решения.

20. Определить понятие диалектики и проанализировать ее исторические формы.

21. Охарактеризовать объективную и субъективную диалектику, показать их единство и различие.

22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий.

23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки.

24. Проанализировать развитие как принцип диалектики.

25. Раскрыть закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, показать его мировоззренческое и методологическое значение.

26. Рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей, показать его мировоззренческое и методологическое значение.

27. Раскрыть сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.

28. Определить понятие категории. Проанализировать категории «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление» как уровни структурной организации бытия.

29. Определить понятие категории. Проанализировать категории «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность» как проявление универсальных связей детерминации.

30. Осветить диалектику и метафизику как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.

31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и различие.

32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.

33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: идеалистичную, натуралистическую, материалистическую.

34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.

35. Дать толкование понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.

36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.

37. Определить понятие общественно-экономической формации. Вычленить структуру формации и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.

38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

39. Раскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.

40. Определить понятие сознания. Проанализировать сознание как философскую проблему.

41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отражение и эволюцию его основных форм.

42. Раскрыть социальную сущность сознания. Проанализировать общественно-исторические основы его возникновения.

43. Рассмотреть структуру сознания и его свойства.

44. Дать толкование понятиям общественного и индивидуального сознания и обосновать их диалектическую взаимосвязь.

45. Рассмотреть структуру общественного сознания: уровни, сферы, формы.

46. Проанализировать закономерности развития общественного сознания.

47. Рассмотреть основные концепции теории познания в истории философии: эмпиризм, рационализм, иррационализм.

48. Осветить проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения.

49. Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.

50. Определить понятие истины. Проанализировать соотношение истины и заблуждения. Дать основные характеристики истины.

51. Осветить проблему критерия истины в истории философии и дать оценку различным подходам к этой проблеме. Охарактеризовать роль практики в познании.

52. Определить понятие науки. Раскрыть специфику научного познания.

53. Охарактеризовать методы и формы научного познания.

54. Осветить специфику философского понимания человека и дать оценку различным философским подходам к решению вопроса о его сущности.

55. Проанализировать проблему антропосоциогенеза, ее современное состояние.

56. Показать единство природного, социального и духовного в человеке.

57. Определить и проанализировать содержание понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

58. Рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества.

59. Осветить проблему смысла жизни человека в духовном опыте человечества.

60. Определить понятие глобальных проблем современности и рассмотреть предпосылки и пути их решения.

61. Как Вы понимаете тезис Гераклита: «Многознание уму не научает»?

62. Как Вы понимаете афоризм Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

63. Философия: это мировоззрение или наука?

64. Как, по-Вашему мнению, почему Ф. Энгельс считал, что о вещах, телах вне движения «вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать»?

65. Как Вы понимаете афоризм Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

66. Древние мыслители утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.

67. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Новое – это хорошо забытое старое»?

68. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Капля точит камень не силой, а частым падением»?

69. Согласны ли Вы с изречением стоиков, что человек может быть «богат в нищете, свободен в оковах, счастлив даже в болезни»?

70. Как Вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»?

71. Как Вы понимаете слова И. Канта : «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлениям и благоговениям, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»?

72. Тождественны понятия ли «причина» и «повод»?

73. Можно ли считать правильным высказывание: «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?

74. Как Вы понимаете китайскую мудрость: «Нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?

75. Как Вы относитесь к высказыванию А. Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?

76. Как, на Ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?

77. Как Вы понимаете изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?

78. Как Вы понимаете изречение Сократа: «Познай самого себя»?

79. Как Вы понимаете изречение: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа»?

80. В чем, по-Вашему, общность и отличие истин философии и науки?

81. Согласны ли Вы с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствии духа?

82. Как Вы понимаете высказывание: «Послушного судьба ведет, а непослушного – тащит»?

83. Что такое фатализм и волюнтаризм?

84. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?

85. Как понимать высказывание В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?

86. Как понимать высказывание Б. Спинозы: «Свобода есть познанная необходимость»?

87. Как Вы оцениваете утверждение И. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?

88. Что значит, по-Вашему, быть свободным?

89. Согласны ли Вы с высказыванием: «По всем позициям машина может стать моделью человека»?

90. Согласны ли Вы с утверждением, что интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на практику и законы логики?

Наши рекомендации