ЗАДАНИЯ К МОДУЛЯМ № 1, № 2 И ЭКЗАМЕНУ
ЗАДАНИЯ
К МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ № 1
1. Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры.
2. Проанализировать исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозной, философский, научный.
3. Определить, что такое философия и рассмотреть ее предмет и роль в обществе.
4. Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двух его сторон.
5. Дать перечень и характеристику основных функций философии.
6. Рассмотреть античную философию, ее основные этапы и направления развития.
7. Осветить и соотнести характерные черты философии Средневековья и эпохи Возрождения.
8. Рассмотреть «ранний» этап философии Нового времени, ее основные характеристики и связь с развитием науки.
9. Охарактеризовать классическую немецкую философию и ее место в мировой философии и культуре.
10. Раскрыть возникновение и сущность марксистской философии.
11. Дать общую характеристику Западной философии ХХ века и ее основным направлениям.
12. Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в ХІ-ХVІІІ веках.
13. Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине ХІХ и ХХ вв.
14. Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
15. Охарактеризовать основные формы бытия и раскрыть их единство и специфику.
16. Рассмотреть проблему субстанции. Определить категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение.
17. Определить понятие движения, охарактеризовать его основные формы и принципы их классификации.
18. Определить понятие пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
19. Раскрыть проблему единства мира и дать характеристику основным вариантам ее решения.
20. Определить понятие диалектики и проанализировать ее исторические формы.
21. Охарактеризовать объективную и субъективную диалектику, показать их единство и различие.
22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий.
23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки.
24. Проанализировать развитие как принцип диалектики.
25. Раскрыть закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
26. Рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
27. Раскрыть сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
28. Определить понятие категории. Проанализировать категории «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление» как уровни структурной организации бытия.
29. Определить понятие категории. Проанализировать категории «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность» как проявление универсальных связей детерминации.
30. Осветить диалектику и метафизику как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.
31. Как Вы понимаете тезис Гераклита: «Многознание уму не научает»?
32. Как Вы понимаете афоризм Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?
33. Философия: это мировоззрение или наука?
34. Как, по-Вашему мнению, почему Ф. Энгельс считал, что о вещах, телах вне движения «вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать»?
35. Как Вы понимаете афоризм Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
36. Древние мыслители утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
37. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Новое – это хорошо забытое старое»?
38. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
39. Согласны ли Вы с изречением стоиков, что человек может быть «богат в нищете, свободен в оковах, счастлив даже в болезни»?
40. Как Вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»?
41. Как Вы понимаете слова И. Канта : «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлениям и благоговениям, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»?
42. Тождественны понятия ли «причина» и «повод»?
43. Можно ли считать правильным высказывание: «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
44. Как Вы понимаете китайскую мудрость: «Нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
45. Как Вы относитесь к высказыванию А. Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
ЗАДАНИЯ
К МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ № 2
1. Определить понятие природы и общества и показать их единство и различие.
2. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
3. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: идеалистичную, натуралистическую, материалистическую.
4. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
5. Дать толкование понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
6. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
7. Определить понятие общественно-экономической формации. Вычленить структуру формации и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
8. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
9. Раскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
10. Определить понятие сознания. Проанализировать сознание как философскую проблему.
11. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отражение и эволюцию его основных форм.
12. Раскрыть социальную сущность сознания. Проанализировать общественно-исторические основы его возникновения.
13. Рассмотреть структуру сознания и его свойства.
14. Дать толкование понятиям общественного и индивидуального сознания и обосновать их диалектическую взаимосвязь.
15. Рассмотреть структуру общественного сознания: уровни, сферы, формы.
16. Проанализировать закономерности развития общественного сознания.
17. Рассмотреть основные концепции теории познания в истории философии: эмпиризм, рационализм, иррационализм.
18. Осветить проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения.
19. Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
20. Определить понятие истины. Проанализировать соотношение истины и заблуждения. Дать основные характеристики истины.
21. Осветить проблему критерия истины в истории философии и дать оценку различным подходам к этой проблеме. Охарактеризовать роль практики в познании.
22. Определить понятие науки. Раскрыть специфику научного познания.
23. Охарактеризовать методы и формы научного познания.
24. Осветить специфику философского понимания человека и дать оценку различным философским подходам к решению вопроса о его сущности.
25. Проанализировать проблему антропосоциогенеза, ее современное состояние.
26. Показать единство природного, социального и духовного в человеке.
27. Определить и проанализировать содержание понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
28. Рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества.
29. Осветить проблему смысла жизни человека в духовном опыте человечества.
30. Определить понятие глобальных проблем современности и рассмотреть предпосылки и пути их решения.
31. Как, на Ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
32. Как Вы понимаете изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
33. Как Вы понимаете изречение Сократа: «Познай самого себя»?
34. Как Вы понимаете изречение: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа»?
35. В чем, по-Вашему, общность и отличие истин философии и науки?
36. Согласны ли Вы с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствии духа?
37. Как Вы понимаете высказывание: «Послушного судьба ведет, а непослушного – тащит»?
38. Что такое фатализм и волюнтаризм?
39. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
40. Как понимать высказывание В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?
41. Как понимать высказывание Б. Спинозы: «Свобода есть познанная необходимость»?
42. Как Вы оцениваете утверждение И. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
43. Что значит, по-Вашему, быть свободным?
44. Согласны ли Вы с высказыванием: «По всем позициям машина может стать моделью человека»?
45. Согласны ли Вы с утверждением, что интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на практику и законы логики?
ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
1. Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры.
2. Проанализировать исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозной, философский, научный.
3. Определить, что такое философия и рассмотреть ее предмет и роль в обществе.
4. Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двух его сторон.
5. Дать перечень и характеристику основных функций философии.
6. Рассмотреть античную философию, ее основные этапы и направления развития.
7. Осветить и соотнести характерные черты философии Средневековья и эпохи Возрождения.
8. Рассмотреть «ранний» этап философии Нового времени, ее основные характеристики и связь с развитием науки.
9. Охарактеризовать классическую немецкую философию и ее место в мировой философии и культуре.
10. Раскрыть возникновение и сущность марксистской философии.
11. Дать общую характеристику Западной философии ХХ века и ее основным направлениям.
12. Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в ХІ-ХVІІІ веках.
13. Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине ХІХ и ХХ вв.
14. Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
15. Охарактеризовать основные формы бытия и раскрыть их единство и специфику.
16. Рассмотреть проблему субстанции. Определить категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение.
17. Определить понятие движения, охарактеризовать его основные формы и принципы их классификации.
18. Определить понятие пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
19. Раскрыть проблему единства мира и дать характеристику основным вариантам ее решения.
20. Определить понятие диалектики и проанализировать ее исторические формы.
21. Охарактеризовать объективную и субъективную диалектику, показать их единство и различие.
22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий.
23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки.
24. Проанализировать развитие как принцип диалектики.
25. Раскрыть закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
26. Рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
27. Раскрыть сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
28. Определить понятие категории. Проанализировать категории «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление» как уровни структурной организации бытия.
29. Определить понятие категории. Проанализировать категории «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность» как проявление универсальных связей детерминации.
30. Осветить диалектику и метафизику как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.
31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и различие.
32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: идеалистичную, натуралистическую, материалистическую.
34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
35. Дать толкование понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
37. Определить понятие общественно-экономической формации. Вычленить структуру формации и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
39. Раскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
40. Определить понятие сознания. Проанализировать сознание как философскую проблему.
41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отражение и эволюцию его основных форм.
42. Раскрыть социальную сущность сознания. Проанализировать общественно-исторические основы его возникновения.
43. Рассмотреть структуру сознания и его свойства.
44. Дать толкование понятиям общественного и индивидуального сознания и обосновать их диалектическую взаимосвязь.
45. Рассмотреть структуру общественного сознания: уровни, сферы, формы.
46. Проанализировать закономерности развития общественного сознания.
47. Рассмотреть основные концепции теории познания в истории философии: эмпиризм, рационализм, иррационализм.
48. Осветить проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения.
49. Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
50. Определить понятие истины. Проанализировать соотношение истины и заблуждения. Дать основные характеристики истины.
51. Осветить проблему критерия истины в истории философии и дать оценку различным подходам к этой проблеме. Охарактеризовать роль практики в познании.
52. Определить понятие науки. Раскрыть специфику научного познания.
53. Охарактеризовать методы и формы научного познания.
54. Осветить специфику философского понимания человека и дать оценку различным философским подходам к решению вопроса о его сущности.
55. Проанализировать проблему антропосоциогенеза, ее современное состояние.
56. Показать единство природного, социального и духовного в человеке.
57. Определить и проанализировать содержание понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
58. Рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества.
59. Осветить проблему смысла жизни человека в духовном опыте человечества.
60. Определить понятие глобальных проблем современности и рассмотреть предпосылки и пути их решения.
61. Как Вы понимаете тезис Гераклита: «Многознание уму не научает»?
62. Как Вы понимаете афоризм Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?
63. Философия: это мировоззрение или наука?
64. Как, по-Вашему мнению, почему Ф. Энгельс считал, что о вещах, телах вне движения «вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать»?
65. Как Вы понимаете афоризм Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
66. Древние мыслители утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
67. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Новое – это хорошо забытое старое»?
68. С каким, на Ваш взгляд, законом диалектики связано выражение: «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
69. Согласны ли Вы с изречением стоиков, что человек может быть «богат в нищете, свободен в оковах, счастлив даже в болезни»?
70. Как Вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»?
71. Как Вы понимаете слова И. Канта : «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлениям и благоговениям, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»?
72. Тождественны понятия ли «причина» и «повод»?
73. Можно ли считать правильным высказывание: «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
74. Как Вы понимаете китайскую мудрость: «Нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
75. Как Вы относитесь к высказыванию А. Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
76. Как, на Ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
77. Как Вы понимаете изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
78. Как Вы понимаете изречение Сократа: «Познай самого себя»?
79. Как Вы понимаете изречение: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа»?
80. В чем, по-Вашему, общность и отличие истин философии и науки?
81. Согласны ли Вы с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствии духа?
82. Как Вы понимаете высказывание: «Послушного судьба ведет, а непослушного – тащит»?
83. Что такое фатализм и волюнтаризм?
84. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
85. Как понимать высказывание В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?
86. Как понимать высказывание Б. Спинозы: «Свобода есть познанная необходимость»?
87. Как Вы оцениваете утверждение И. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
88. Что значит, по-Вашему, быть свободным?
89. Согласны ли Вы с высказыванием: «По всем позициям машина может стать моделью человека»?
90. Согласны ли Вы с утверждением, что интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на практику и законы логики?