Познание как объект философского исследования. Проблема познаваемости мира
Проблемы познания тайн природы, развития мироздания относятся к самым древним проблемам философии. Воздействуя в своей деятельности на природу, повседневно взаимодействуя с ней, человек рано обнаружил, что знания – великая сила, источник его могущества, величия и процветания.
Современное развитие исторического процесса убедительно свидетельствует о принципиальной познаваемости действительности. Изучению и анализу данного вопроса посвящен такой раздел философии, как «гносеология».
Сам термин происходит от греческих слов «gnosis» – познание и «logos» – учение, понятие. Таким образом, гносеология представляет собой раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания. В гносеологии, как теории познания, существуют различные взгляды и подходы к вопросу о познаваемости мира, природе и сущности познавательного процесса и пр.
В современной философской литературе они группируются следующим образом:
1. Признается, что человек способен понять как сущность вещей, так и их выражения. Данный подход является доминирующим.
2. Утверждается, что познание распространяется только на явления, а достоверное сущностное знание невозможно.
3. Отрицается самопознание, возможность познания человеком собственного духовного бытия («души», «Я»).
4. Формулируется релятивистская концепция, отрицающая объективность познания мира.
Большинство философов считает, что мир в своей сущности познаваем, но наряду с этим подходом в теории познания сложились философские концепции скептицизма и агностицизма, которые отстаивают иную точку зрения по вопросу о познаваемости мира.
Скептицизм – (греч. Skeptomal – сомневаюсь) – учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира. Оно основывается на следующих принципах:
1) сомнение в существовании внешнего мира;
2) сомнение в возможности познания мира;
3) сомнение – принцип познания;
4) сомнение – всеобщий метод.
Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу концепции, выразителями которой были: Пиррон из Элиды (376-270 г. до н.э.), Мишель де Монтень (1533-1592), Пьер Бейль (1647-1706).
В современной философии взгляды и суждения скептиков нашли свое продолжение в теориях позитивистов и неопозитивистов, которые считают бессмысленным любые обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.
Агностицизм (греч. A – не, gnosis – познание) – учение, отрицающее частично или полностью познание мира. Сам термин был введен английским естествоиспытателем Гексли (1825-1895). Возникнув в форме скептицизма, в античной философии агностицизм исторически оформился в философии Д.Юма (1711-1776) - «Исследование о человеческом разуме» (1748), И.Канта (1724-1804) - «Критика чистого разума» (1781).
Основные принципы агностицизма:
1) отрицание познаваемости мира;
2) отрицание абсолютной истины;
3) роль науки ограничивается познанием явлений;
4) отрицается познание сущности предметов и закономерностей развития объективной действительности.
Современный агностицизм нашел свое продолжение у представителей прагматизма, неопозитивиз-ма, которые пытаются доказать невозможность познания мира, так как он существует сам по себе. Они стремятся отказаться от объективных законов развития природы и общества. Самое решительное опровержение скептицизма и агностицизма содержится в научном эксперименте и практике. Если человек, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводит, то «непознаваемой вещи в себе» просто не существует.
В современной философии теория познания оформилась как относительно самостоятельное учение, в основе которого лежат следующие принципы.
1. Тождество мышления и бытия.
Данный принцип, обоснованный Г. Гегелем, отрицает агностицизм уже в самой его основе: «Предмет мысли и есть сама мысль». В процессе познания мысль выступает в собственной духовной «оболочке» или же как предмет мысли, т.е. в его натуральной форме.
2. Диалектика процесса познания.
Поскольку в мире ничего нет, кроме движущейся материи и бесконечно многообразных ее форм, то в человеческом сознании закономерно отражается материальный мир, иначе бы человек не поднялся до современного уровня преобразования природы, не смог бы приспособиться к естественным условиям жизни. Признание внешнего объективного мира и отражение его в голове человека – это общий мировоззренческий принцип.
3. Общественная практика – основа, движущая сила, цель, критерий истинности познания.
Этот принцип показывает, что практика представляет собой предметную и материальную деятельность людей, в процессе которой они осваивают и преобразуют природные или социальные условия.
На основе вышеизложенных принципов, можно представить следующую структуру процесса познания.
Субъект познания– человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом.
Объект познания – явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта.
Предмет познания – часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения.
Средства познания – использование моделей, технических средств, приборов.
Результат познания – знания об объекте (предмете).