Философские воззрения русских марксистов

В восприятии теории Маркса Плеханов особое внимание обращал на два момента:

- более глубокое соединения материализма и диалектического метода и на этой основе развивал Марксову критику механистического материализма

- необходимость последовательно проводить монистический принцип в материализме, то есть выводить все законы природы, общества и культуры из представления об универсальной материальной субстанции, лежащей в основе всех явлений.

В своей гносеологии Плеханов парадоксально соединял материалистическую онтологию и гносеологические идеи Канта. Согласно Плеханову, материальные объекты недоступны нам в своей собственной форме; на уровне чувственного восприятия, с которого начинается любое познание, мы воспринимаем только действия вещей на нас, то есть отношения между ними и органами чувств, а не сами вещи.

В целом Плеханов в своих философских сочинениях не выдвинул никаких особенно оригинальных идей, и их значение ограничивалось в основном разъяснением и пропагандой марксизма. Особо нужно отметить, что Плеханов полностью разделял мнение Маркса о том, что коммунистическая революция может совершиться только в самых развитых капиталистических странах и должна иметь всемирный масштаб. На этом основании он отвергал возможность революции в России и резко критиковал Ленина и других большевиков за их веру в победу революции в "самом слабом звене" мирового капитализма.

Владимир Ильич Ленин - развивал прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры пролетариата. В его трудах под новым углом зрения освещались многие проблемы общей философии – проблемы материи, истины, всеобщего метода познания; социальной философии – о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т. п.

Марксизм-ленинизм (диалектико-материалистическая философия) был господствующим мировоззрением в СССР. С конца 80-х гг. представители того направления в диалектико-материалистической философии, которое находилось в закрытой оппозиции к процессу политизации философии, стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России XIX – нач. XX в. и русского зарубежья 20 – 50-х гг. (В. Ф. Асмус, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, П. В. Копнин и др.). С начала 90-х гг. XX в. марксистская парадигма стала «необязательной».

1.32. Философские взгляды В.С. Соловьёва.

- Религиозно-идеалистическая философия. Основу философии Соловьёва составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Вл. Соловьев – основоположник русской философии всеединства, воплощающей внутреннюю направленность русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли.
Философию всеединства Соловьёв разработал из славянофильской идеи соборности, трансформируя её в онтологический, всёохватывающий, космический принцип.
Всеединство в философии Соловьёва выступает в нескольких аспектах:

– онтологическом, как единство Бога, человека и космоса;

– аксиологическом, как единство Истины, Красоты и Добра;

– гносеологическом, как единство трёх видов знания: эмпирического, рационального и мистического, т. е. научного, философского и религиозного;

– практическом, как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богочеловечества, согласно Соловьёву, является Христос.

Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды нашли наиболее полное своё выражение в труде под названием «Оправдание Добра. Нравственная философия». Смысл человеческой жизни Соловьёв видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи Добра.

Соловьёв различает три основные формы организации человеческого общества: родовая форма; национально-государственный строй; всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи Всеединства – идеал будущего.

Значительная часть работ Соловьёва - его размышления о возможных путях достижения богочеловечества – о том, что для этого могли бы сделать личность, государство, церковь – прежде всего в России.

Наши рекомендации