Предмет и значение спора между «западниками» и «славянофилами» в русской философской и общественно-политической мысли XIX века
После 1812 года, общественное и интеллектуальное развитие России получает новый подъём. Чувство национального достоинства и гордости выдвинуло проблему внедрения социальных и политических достижений запада, выдвигается идея оригинальности русской культуры. Тайной и основой русского духа считалось православие.
Основоположник русской религиозной философии — Иван Киреевский — первый представитель славянофильства.
Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев…)
Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку. Рационализм, по их мнению — следствие рассечения духовной целостности человека. Абстрактный разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным с волей и чувствами «волящему разуму и разумной волей» (А.Хомяков) раскрывается бытие. Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере, познание становится возможным и с помощью разума.
Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности, который наполняет жизнь церкви — единственный авторитет, приемлемый для православного сознания.
Соборность — нравственный мир в его идеальной форме. Только в ней возможна личность нравственная, объединяющая в себе принцип религиозного коллективизма и индивидуализма. Соборность невозможна без свободы духа. Личность поэтому не отрицается, а утверждается в ней.
Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.
Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен…)
Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.
• Чаадаев
Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда — это лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии — бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира — всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную связь с универсальной целостностью — Богом. Ещё ниже — дочеловеческий мир — природа.
Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии. Источником знания не является ни опыт ни индивидуальное сознание. Познание — результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве всечеловеческое универсальное сознание.
Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства. Движение к царству божьему на Земле — вот тайна и сущность истории. Дальше всех по этому пути продвинулся Запад.
• Чернышевский
Представлял материалистическое направление Русской философии XIX века (Писарев, Бакунин,..). В теории познания опирался на науку. Чернышевский считал, что все стороны духовной жизни подчиняются принципам физики и химии.
Реализм Чернышевского приводит его к необходимости изменения социального строя. Он считал общину экономической, социальной и духовной основой, на которой будет возможно построить новое общество. В этике он придерживался теории разумного эгоизма. Основа всех движений человеческой души — любовь к самому себе.
Эстетика Чернышевского — самый оригинальный аспект его философии: конкретная действительность выше искусства. Искусство — искусственно, подлинным источником красоты и истины является действительность. Прекрасное — есть жизнь, а человек прекраснейшее творение природы.
• В.С.Соловьёв
Создал первую русскую философскую систему, 70 гг. XIX века. Его магистерская диссертация «Кризис западной философии против позитивизма» — посвящена эволюции западной философии. К концу XIX-го века западная философия, с одной стороны основывается на науке, а с другой — протягивает руку религии.
Осуществление синтеза науки, философии, религии — высшая цель и финальный результат развития человечества. Таким образом он впервые формулирует идею слияния культур Запада и Востока.
Докторская диссертация Соловьёва «Критика абстрактных признаков» усугубляет понятие цельного знания. Здесь он критикует как рационализм, так и эмпиризм, который сводит познание к чувственным данным. Эти две формы познания дополняются внутренним познанием, которое которое сообщается нам высшим бытием, непосредственно связывающим нас с изучаемым предметом. Эта третья форма познания — интуиция. Истина, это результат эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Оригинальнейшая часть — «Софиология» — учение о Софии (мудрость). История — путь воплощения Софии в колоссальном множестве форм и уровней. Универсальная эволюция мира — это эволюция космоса и общества. Космическая эволюция заканчивается рождением человека естественного, а после исторического процесса, предстоит рождение человека духовного. Спасение — возвращение к абсолюту и человек вовлечён в этот процесс, даже если не сознаёт этого.
Соловьёв утверждал, что судьба человечества определяется тремя силами: Европейской, Восточной цивилизацией и Славянским миром. На востоке все сферы жизни обезличены — мир Бога, лишённого человека; Европейская цивилизация выделяет индивидуальные интересы — мир человека, лишённого Бога. Мир православного славянства призван преодолеть недостатки и пороки первых двух сил.
В области эстетики Соловьёв поддерживал позицию Чернышевского, который исходил из объективного характера прекрасного. Обращаясь к формуле Шиллера-Достоевского «Красота спасёт мир», Соловьёв утверждал, что прекрасное нельзя отделить от двух других высших духовных ценностей — добра и истины. Истина — это добро, мыслимое человеческим умом, а красота — та же истина и тоже добро, воплощённое в конкретной форме. Но мир нельзя спасти насильственно. Самое главное — добровольное стремление к объединению, возможное на основе высшего духовного чувства — Любви. Любовь — это преодоление эгоизма.
• Л.Н.Толстой
Философская тематика преобладала в русской литературе и во многом предопределила философскую деятельность представителей духовного возрождения начала XX века.
Вся русская литература XIX века пронизана идеей спасения, освобождения личности, народа, человечества от трагедии жизни, от зла и страданий.
Толстой: религиозное самосовершенство, непротивление злу насилием, всеобщая любовь и братство. В данной концепции государство не имеет никакого смысла. Люди должны жить в негосударственных формациях, основанных на принципах любви к ближнему. Наука, искусство, философия не имеют смысла вне нравственности.