Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. Ю 50 Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко

Юнг К.Г., Фуко М.

Ю 50 Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. — М.; Алгоритм, Эксмо, 2007. — 384 с. — (Философский бест­селлер).

ISBN5-699-19137-2

Отчего в нашу эпоху так возросло количество психических заболева­ний и нервных расстройств? Отчего массовые психозы охватывают целые народы? Отчего в политике, журналистике, культуре столько явно выра­женных ненормальностей, шизофренических отклонений? В чем симво­лизм сумасшествия и есть ли в нем скрытый смысл?

Ответы на эти вопросы пытались найти выдающиеся мыслители XX века Карл Густав Юнг и Мишель Фуко. В данном издании собраны их работы, посвяшенныс причинам и символизму безумия в современном ми­ре, а также истории сумасшествия в западном обществе.

УДК 141.33 ББК86.42

ISBN 5-699-19137-2

© ООО «Алгоритм-Книга*, 2006

© ООО «Издательство «Эксмо»,2007

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Отчего в нашу эпоху так возросло количество психичес­ких заболеваний и нервных расстройств? Отчего массовые психозы охватывают целые народы? Отчего в политике, журналистике, культуре столько явно выраженных ненор­мальностей, шизофренических отклонений? В чем симво­лизм сумасшествия и есть ли в нем скрытый смысл?

На эти и многие другие вопросы, связанные с природой патологических психических явлений в современном мире, пытались ответить многие выдающиеся мыслители прошло­го века, в их числе К.Г. Юнг и М. Фуко. Они искали корни как массовых, так и личностных психических расстройств, используя аппарат философии, психологии и психиатрии, исследовали данные судебно-медицинских экспертиз.

Несмотря на схожую проблематику работ Юнга и Фуко, их подход к решению поставленных вопросов все же от­личался. Карл Густав Юнг большее внимание уделял глу­бинным процессам мировой цивилизации. Он считал, что забвение или искажение западным обществом основопола­гающих принципов человеческого существования ведет к искажению заложенных в душе каждого человека «архети­пов коллективного бессознательного», т.е. тех древнейших представлений о мире, которые свойственны всем людям. Расплатой за подобное пренебрежение становится, в том числе, шизофрения, вызванная аффектами, которые неиз-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

бежно подстерегают человека в обществе с потерянными моральными ориентирами.

«В то время как в области нормы и неврозов острый аффект проходит сравнительно быстро, а хронический не слишком сильно расстраивает общую ориентацию сознания и дееспособность, шизофренический комплекс оказывается во много раз сильнее. Его фиксированные проявления, авто­номия и деструктивность овладевают сознанием вплоть до отчуждения и разрушения личности», —- писал Юнг, осно­вываясь на результатах своей многолетней практики в пси­хиатрической клинике.

«Сегодня, как никогда прежде, становится очевид­ным, — продолжает он, — что опасность, всем нам угрожа­ющая, исходит не от природы, а от человека, она коренится в психологии личности и психологии массы».

В мире, лишенном духовности, люди стремятся к при­зрачным целям, достижение которых не может дать чувства душевной гармонии, — более того, этот бег за призрачны­ми монстрами разрушает психику. «Мне часто приходи­лось видеть, как люди становились невротиками, оттого что довольствовались неполными или неправильными ответами на те вопросы, которые ставила им жизнь. Они искали успеха, положения, удачного брака, славы, а оста­вались несчастными и мучились от неврозов, даже достиг­нув всего, к чему так стремились. Этим людям не хватает духовности, жизнь их обычно бедна содержанием и лишена смысла», — отмечает Юнг.

Человек стал заложником потребительской цивилиза­ции, которая, предоставляя ему различные блага, комфорт и удовольствия, требует от него взамен его душу: «Опере­жающий рост качества, связанный с техническим прогрес­сом, с так называемыми "gadgets'", естественно, производит впечатление, но лишь вначале, позже, по прошествии вре­мени, они уже выглядят сомнительными, во всяком случае купленными слишком дорогой ценой. Они не дают счастья

Приспособления(англ.)

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО

или благоденствия, но в большинстве своем создают иллю­зорное облегчение...»

В результате происходит то, что Юнг называл «демони-зацией мира». На смену свергнутым светлым божествам приходят черные кумиры и демоны. Один из них — культ сексуальности, отвергающий, по сути, любовь как высшее чувство и обращенный к животным инстинктам человечес­кой натуры. Это культ привлекателен, но, по словам Юнга, «и этот кумир оказался не менее капризным, придирчивым, жестоким и безнравственным», чем культ технического про­гресса и потребления.

Другой демон современности — массовая культура. Она, собственно, и занимается пропагандой того образа жизни, который соответствует понятиям потребительской цивили­зации. Юнг сравнивает эпоху массовой культуры с периодом установления господства Римской империи, когда «вопло­щенная в божественном цезаре власть Рима, сметавшая все на своем пути, лишала отдельных людей и целые народы их права на привычный образ жизни, на духовную независи­мость». Как тогда, так и сейчас следствием подобного ду­ховного нивелирования являются надежды «на новое при­шествие, бесконечное ожидание мессии — спасителя».

Еще один черный кумир нашего времени — «абсурдные политические течения и социальные идеи, отличительным признаком которых является духовная опустошенность». И это вполне закономерно, пишет Юнг, потому что «в эпоху, когда человечество стремится исключительно к расширению жизненного пространства и увеличению — a tout prix* раци­онального знания, требовать от человека осознания своей единственности и ограниченности по меньшей мере претен­циозно. Ограниченность и единственность — синонимы, без них ощущение бесконечности (равно как и осознание ее) невозможно, остается лишь иллюзорная идентификация с ней, которая приводит к помешательству на больших чис­лах и жажде политического могущества».

Любой ценой (фр.)

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Таким образом, «демонизация мира» неизбежно заканчи­вается для тех, кто поддался ей, душевным недугом, вызван­ным внедрением «демонических» элементов в психическое сознание. Но не лучше обстоит дело и с тем, кто пытается не попасть под влияние демонов современности, но не может найти надежной опоры для противостояния с ними.

«Тот, кто лишился исторических символов и не способен удовлетвориться "эрзацем", — отмечает Юнг, — оказывает­ся сегодня в тяжелом положении. Перед ним зияет ничто, от которого он в страхе отворачивается. Человеческие объяс­нения отказываются служить, так как переживания возника­ют по поводу столь бурных жизненных ситуаций, что к ним не подходят никакие истолкования. Это момент крушения, момент погружения к последним глубинам, как верно заме­тил Апулей, наподобие самопроизвольного ума. Здесь не до искусного выбора подходящих средств; происходит вынуж­денный отказ от собственных усилий, природное принуж­дение. Не морально принаряженное подчинение и смирение по своей воле, а полное, недвусмысленное поражение, со­провождаемое страхом и деморализацией».

Таковы безрадостные выводы Карла Густава Юнга о пер­спективах жизни человека в современном мире. Альтерна­тиву западной цивилизации философ видел в возвращении к истокам, к временам, когда «коллективное бессознатель­ное» через мифологию определяло жизнь общества. Боль­шие упования Юнг возлагал на культуру Востока, по мне­нию мыслителя, сохранившую многое из подобных мифо­логизированных представлений.

* * *

Размышления о причинах безумия стали одной из глав­ных тем и в творчестве Мишеля Фуко. «Почему западная культура отбросила в сторону своих рубежей то, в чем она вполне могла узнать самое себя, то, в чем она себя действи­тельно узнавала?» — вопрошал он. Фуко приходил к выво­ду, сходному с выводами Фрейда о том, что безумие — это

Наши рекомендации