Русская философия права XX века
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
________/к.ю.н., доц. Шимбарева Н.Г.
«____»__________________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Философия права
Направление подготовки
400401 «Юриспруденция»
40.04.01 – «Правовая политика и юридическая практика»
«
Уровень образования
Магистр
Форма обучения
очно-заочная
Программа разработана : | профессором кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ, д.ю.н. Иванниковым И.А. |
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание | |
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры | |
Теории и истории государства и права протокол заседания от _10.09.2015__№__1____ | |
Зав. кафедрой _________д.ю.н., проф. В.Я. Любашиц | |
Ростов-на-Дону
2015
Темы для обсуждения за «круглым столом» СЕМИНАРАХ):
Русская философия права XX века
1.Идейные истоки и проблематика философии права в России до 1917 г. (П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский, И.В. Михайловский, В.Ф. Тарановский).
2. Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский).
Литература:
1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права [Текст]: учебник для вузов/Н.Н. Алексеев. – СПб., 1999.
2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство [Текст]: учебник для вузов/Н.Н. Алексеев. – М., 1998.
3. Гурвич, Г.Д. Философия и социология права [Текст]: монография. - М., 2004.
4. Иванников, И.А. В поисках идеала государственной формы России [Текст]: монография. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 2000.
5. Иванников, И.А. Государственная власть и справедливость в России: пути модернизации государства и права [Текст]: монография. – Ростов–на– Дону, 2009.
6. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права//Журнал Российского права. - 2011. - №8.
7. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. – № 4-5
8. Ильин, И.А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа /И.А. Ильин// Собр. соч.: в 10 т. - М., 1994.- Т.4.
9. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст]: монография. – М.,1993.
10. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права [Текст]: учеб. для вузов/ Б.А. Кистяковский - Спб., 1998.
11. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. С.-Петербугр. 1908. С. 247-315.
12. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы [Текст]: монография. - М., 1999.
13. Нерсесянц, В.С. Философия права [Текст]: учеб. для вузов/ В.С. Нерсесянц. - М., 1997.
14. Нерсесянц, В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства [Текст]: учеб. для вузов/ В.С. Нерсесянц. – М., 1998.
15. Новгородцев, П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права: учеб. для вузов/ П.И. Новгородцев. - М., 1996.
16.Михайловский И.В. Очерки философии права. Часть I. Томск. 1914
17.Новогородцев, П.И. Введение в философию права [Текст]: учеб. для вузов/ П.И. Новгородцев. - Спб. 1999.
18.Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности/ Л.И. Петражицкий // Собр. соч.: в …. т. – СПБ., 1909. - Т. 1, 2.
19.Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии [Текст]: учеб. для вузов/ Л.И. Петражицкий. Издание третье – С. Петербург, 1908. - ….. с.
20.Политико-правовые ценности: история и современность [Текст]. - М., 2000.
21.Солоневич, И.Л. Народная монархия [Текст]: монография. – М., 1991.
22.Солоневич, И.Л. Коммунизм, национал-социализм и советская демократия [Текст]: монография. – М. 2003.
23. Izdebski, H. Elementy teorii I filozofii prawa. – Warszawa. 2008.
В России до 1917 года жили и создавали свои труды выдающиеся ученые, в том числе и в области философии права. Многие из них, такие как Н.Н. Алексеев, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и другие являются ныне классиками российской и мировой науки. Либералы, консерваторы, марксисты и монархисты, гегельянцы и кантианцы, вся палитра идей, конкурировали в России и спорили об идеалах права и государства.
Студент должен исходить из того, что идеи русских республиканцев существенно отличаются от взглядов монархистов, которые не могли смириться с существованием в России республики любого вида, победу республиканцев в 1917 г. считали ошибкой и трагедией русского народа. По мнению И.А. Ильина, рано или поздно советское государство рухнет. Он не навязывал русскому народу посткоммунистической эпохи какую-либо государственную форму, хотя сам был сторонником унитарного государства с абсолютной монархической формой правления. Возрождение России, на его взгляд, должно основываться на национализме и православии. И.А. Ильин в отличие от большевиков, национал-большевиков, евразийцев и других республиканцев считал, что республика (унитарная или федеративная) не способна восстановить Россию, дать ей творческую свободу и обеспечить культурно-духовный расцвет. Учитывая исторический опыт государственного строительства в России, он видел ее в будущем как унитарную абсолютную и православную монархию.
И.Л. Солоневич также считал советскую власть явлением в России временным. Идеальной формой российского государства, полагал он, должна быть православная народная монархия, т.е. такая, какая была в России до реформ Петра I. Он был сторонником развития самодержавия, национальных языков, культур, но при условии, что русский язык будет общегосударственным. Допетровскую монархию Солоневич считал демократической, а поэтому и современная народная монархия в России должна быть многопартийной, народной. Русская монархия отличалась от европейской тем, что была ставленницей не феодальных верхов, а крестьянских низов и «диктатурой власти». Ильин и Солоневич противопоставляли национализм советскому интернационализму, верили в реставрацию монархии в России, осуждали сталинские методы руководства.
Правление этого диктатора они воспринимали как наказание русскому народу за его отступление от своей веры и традиций. И.А. Ильин и И.Л. Солоневич верили в реставрацию монархии в России путем развития чувства национализма в русском народе, укрепления монархического духа (по Солоневичу), православия (по Ильину).
Как национал-большевики и евразийцы, Ильин и Солоневич негативно оценивали теорию марксизма и предсказывали скорый кризис коммунизма в России. Но в отличие от национал-большевиков и евразийцев, они не нашли в советской форме государства никаких положительных черт, поскольку отрицали любую республику и федерализм. И.А. Ильин по своим взглядам близок к К.П. Победоносцеву и К.Д. Кавелину в идеализации петровского государства. И.Л. Солоневич, напротив, абсолютизирует допетровскую Русь. В целом, учения Ильина и Солоневича во многом были оторваны от политических реалий, не учитывали ни соотношения классовых сил в России, ни правосознание народа 1920-1940-х гг., не пытались увидеть позитивных явлений в системе Советов. Вследствие этого их идеи по реанимации монархии в посткоммунистической России должны были бы реализоваться на руинах Советского социалистического государства. Несколько прагматичнее были «Младороссы». Они предпочитали учесть опыт советского государства и провозгласили лозунг «Советы во главе с царем», но без большевиков.
После развала СССР в Российской Федерации стал доминировать юридический подход в правопонимании.
2.Немецкая философия права XX – начала XXI в.в.
1.Идейные истоки и проблематика философии права в Германии до 1933 г.
2. Философия права в годы фашизма (К. Шмит, Р. Флейслер, Г. Узадель).
3. Возрождение естественного права (Г. Радбрух, А. Кауфман, Г. Кленер)
4. Плюралистическая философия права в Германии
Литература:
1.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. – М., 2003.
2.Еллинек Г. Общее учение о государстве.— Спб., 2004.
3. Izdebski H. Historia mysli politycnej I prawnej. – Warszawa. 2007.
4. Izdebski H. Elementy teorii I filozofii prawa. – Warszawa. 2008.
5. Izdebski H. Doktrryny polityczno – prawne. – Warszawa. 2010.
6.Kaufemann A. Die Naturrechtsrenaissance der ersien Nachkriegsjahre — und was daraus geworden ist // Festschrift fuer Sten Gagner. 1991.
7. Кленер Г. От права природы к природе права. Пер. с нем. – М. 1988.
8. Радбрух Г. Философия права. – М. 2004.
8.Розанов Г.Л. германия под властью фашизма. – М. 1964 ( гл.4).
Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1-2. М., 1987.
9. Шмит К. Номос земли. – М. 2008.
10 Философия вождизма. Хрестоматия. – М., 2006. с.149-153, 247-264.
Германия со времён И. Канта считается самой философской страной в мире. После периода «классической философии» здесь наступил период «классической юриспруденции». Парадокс заключается в том, что страна, давшая миру теории правового и социального государства оказалась под властью фашистов, нацистов и идеологов расового права. В Германии, с приходом фашистов, прекратились исследования естественного права. Эти исследования начались очень интенсивно сразу после второй мировой войны. Наибольший вклад в разработку идей естественного права принадлежит Г. Радбруху (1878—1949). В своих послевоенных лекциях Редбрух дал общий очерк принципиальных установок нового обоснования философии права с позиций правового государства, писал о "мировом праве" и "праве, которое выше закона" (ubergezetzliches Recht), о "природе человека" и "природе вещей". Философия естественного права активно разрабатывалась как в ФРГ, так и в ГДР ( Г. Кленер).В 1990 – е годы в философии права Германии развитие получили как позитивизм (Вайнбергер ("Нормы и институты", 1988), так и утилитаризм (Ноберта Хоэрстера ("Утилитаризм и обобщение", 1977) , Райнера Траппа ("Неклассический" утилитаризм. Теория справедливости", 1988), а так же феноменология права (Ян Шап ("Свобода, мораль и право", 1994).
Приложение 1.
Темы рефератов:
1. Примерная тематика рефератов:
1. Реферирование статьи Жданова Г.В. «Очерк теоретических и методологических аспектов философии права в России» в журнале «Вопросы философии». 2012. № 3.
2. Реферирование статьи Бугай Д.В. «Правовое мышление в архаической Греции» в журнале «Вопросы философии». 2012. № 1.
3. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . I –IV).
4. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . V –VII).
5. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . VIII –XI).
6. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XII –XVI).
7. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XVII –XVIII).
8. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XIX –XXII).
9. Реферирование раздела книги В.С. Нерсесянца «Юриспруденция» . М. 1998 (Введение, гл I).
10. Реферирование гл. XXI «Сила и справедливость в праве» в учебнике: И. А. Иванников «Теория государства и права». М.: «Юрлитинформ». 2011.
11. Реферирование гл. XXII «Правовая культура» в учебнике: И,А. Иванников «Теория государства и права». М.: «Юрлитинформ». 2011.
12. Реферирование статьи Н.И. Матузова В плену правового идеализма» (Журнал «История. Право. Политика. 2012. №2.).
13. Реферирование статьи Потапов Д.В. ««Право народов» Джона Ролза и концепцис справедливости в международных отношениях» в журнале «Вопросы философии». 2010. № 9.
14. Реферирование статьи Малахов В.С. «Национальное государство, национальная культура и культура и культурный суверенитет» в журнале «Вопросы философии». 2011. № 9.
15. Реферирование статьи Б.О. Бикса «О философии в американском праве: аналитическая философия права».// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2. С. 221-218.
16. Фролова Е.А. Теория естественного права (Предметный аспект). // Государство и право. 2015. № 4.
17. Ударцев С.Ф., Темирбеков Ж. Р. Концепции “Rule of Law” (“верховенство права”) и “Rechtsstaat” (“правовое государство”): сравнительный анализ // Государство и право. 2015. № 5.
18. Добрынин М.Н. К вопросу о политико-правовой модернизации в государстве: правовая онтология и размышления автора по прочтении монографии проф. В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России».// Государство и право. 2015. № 8.
19. Иванников И.А. Право как форма выражения силы// Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. С. 68-76.
20. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика. //Государство и право. 2016. № 4. С.32-44