Путеводитель для студентов
Бряник Н.В. Курс лекций "Введение в современную теорию познания". Предисловие
Основателям философского факультета
Уральского государственного университета м. А.М.Горького посвящается
Данное исследование выросло из курса лекций по теории познания, которые автору этих строк довелось читать студентам философского факультета. Я не буду излагать все те сложности, которые пришлось преодолевать в ходе подготовки данного курса, поделюсь только одним соображением.
Что означало перестроечное время в данной конкретной области философского знания? В традиционных учебных курсах по философии вопросы теории познания излагались в качестве раздела по курсу диалектического материализма. И это накладывало свой отпечаток на круг поднимаемых проблем, на эмпирическую базу рассмотрения и на все остальное. Как правило, принципы теории познания черпались из ленинского произведения Материализм и эмпириокритицизм, а базовой сферой человеческой деятельности, на которой подтверждалось действие данных принципов, являлась наука. Поэтому гносеология по сути дела сводилась к методологии науки, а если пользоваться устоявшимся в западной философии термином к эпистемологии. Как диалектический материализм в целом, так и теория познания со всей очевидностью были сциентистски ориентированы.
Обрушившийся на нас шквал зарубежной и дореволюционной отечественной литературы был питательной средой для всевозможных увлечений и тогда теоретико-познавательные вопросы обрастали то феноменологической, то структуралистской, то аналитико-лингвистической, то религиозно-антропологической, то какой-либо иной, экзотической и новомодной, терминологией. Но если у проявлявшего интерес к данной области знания не сложилось новое концептуальное видение гносеологических проблем, то дело, действительно, сводится либо к игре в новомодные термины, а по сути к заимствованиям и пересказу чужих концепций, либо к переодеванию марксистских идей. Такой способ философствования имеет свои положительные моменты он позволяет освободиться от догматически проторенных путей, от единомыслия. Но от всякого хаотического состояния наступает чувство усталости, оно находит выход в поиске упорядочивающего начала, гармонизирующего мысль.
В данном исследовании предлагается культурно-исторический подход как концептуальное основание для осмысления истоков и смысла теоретико-познавательных вопросов. Представленная работа лишь первая часть задуманного, вторая часть будет целиком посвящена проблемам современной теории познания.
Предваряя знакомство читателя с авторской концепцией, хочу заметить, что текст требует приложения интеллектуальных усилий в силу своей академичности - заявленные в начале исходные принципы выдерживаются и в логике изложения, и в полученных результатах, поэтому исходные принципы надо постоянно держать в голове и отслеживать механизм их развертывания.
Я не могу не высказать слов благодарности и признательности тем студентам, которые прослушали данный курс. Они заставляли меня искать убедительные ходы мысли, сомневаться в том, что казалось для меня ясным и несомненным, вовлекать все новые и новые имена, чтобы снимать ощущение провинциальности. Впрочем, первые навыки профессионального отношения к предмету своей деятельности я постигала тогда, когда более тридцати лет тому назад сама внимала речам своих преподавателей. Именно поэтому плод моих многолетних усилий я посвящаю моим Учителям основателям философского факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького.
Путеводитель для студентов
Цель курса показать истоки и основания современных проблем, входящих в гносеологическую тематику, выявить, каким образом формировалась такая область философского знания как гносеология, продемонстрировать зависимость постановки и решения вопросов о знании, познании и истине от культурно-исторического контекста. В этой связи общая логика курса лекций может быть представлена таким образом. В первом разделе (Введение в предмет теории познания) идет общее знакомство с гносеологией как особой областью научного знания, включенного в философию. Во втором разделе ( Историческое введение в теорию познания: европейская традиция) раскрывается процесс становления гносеологической тематики и приобретения ею доминирующей роли в философии и культуре во второй половине Х1Х - первой половине ХХ столетия. В третьем разделе (Теоретическое введение в современную теорию познания) рассматриваются особенности классической гносеологии, сложившейся в Новое время и попытки пересмотра ее оснований. Завершается курс анализом основных гносеологических моделей, которые присутствуют в современной философии, но в то же время в особой форме концентрируют в себе дух античной, средневековой и новоевропейской культуры.
Оптимальный и наиболее эффективный путь изучения предлагаемого курса знакомство с его основными положениями и одновременно изучение источников по истории философии и истории культуры, на которые опирается автор при аргументации собственной позиции. Несмотря на то, что значительная часть курса посвящена историческому разделу, проблематика, затрагиваемая в нем, имеет прямое отношение к современному состоянию гносеологии. Автор сознательно придерживается принципа культурно-исторической обусловленности теоретико-познавательных воззрений и считает, что только таким способом можно уйти от монологичного изложения данной области философии. Время, отводимое каждому из разделов, указано в программе курса (См. пункт 6). Критерием овладения студентами содержания данного курса может служить способность студента самостоятельно сделать выводы по каждой из заявленных тем курса лекций. А каждая тема имеет внутреннюю логику, заявленную в плане лекции, поэтому выводы по лекции должны раскрывать принципиальные моменты каждого из пунктов плана. По ходу чтения лекций автор данного курса предлагает не менее трех лекционных контрольных работы. Все они ориентированы на осмысленное восприятие студентами содержания лекций. Так, практикуется контрольная работа в конце одного из занятий, когда студентам предлагается написать план (содержащий 2-3 пункта), в соответствии с которым была прочитана лекция (на данной лекции план в начале занятия не дается, как это было на других лекциях). Практикуется и такая разновидность лекционной контрольной работы, когда студентам предлагается в конце занятия записать новые термины по гносеологии, которые были преподавателем впервые использованы именно на данной лекции. По наиболее сложным темам преподаватель практикует проводить контрольный опрос в течение 7-10 минут по наиболее узловым вопросам изложенной лекции.
Раздел I.