Количество людей в команде
Величина команды — переменная, которая выводится из законов групповой динамики. Если количество людей в команде слишком велико, то взаимодействия внутри нее становятся «размытыми» и слабыми. В больших группах возникают проблемы с четким и управляемым ведением дискуссий и согласованием различных мнений. Практика показывает, что взаимодействия в группах численностью от двух до двенадцати человек эффективнее, чем в более крупных объединениях. В командах величиной более двадцати человек легко возникает тенденция разделения на группировки, так что двенадцать человек — предел, продиктованный чисто практическими соображениями. Небольшие команды, скажем, от двух до шести сотрудников, могут быть очень успешными при условии, что их участники обладают необходимыми, дополняющими друг друга качествами.
Итак, можно сказать, что группа размером от 2 до 12 человек является оптимальной для создания эффективной команды.
2. Взаимодополняющие навыки сотрудников
О команде можно говорить только в том случае, если сотрудники подобраны так, что комбинация их навыков и способностей составляет необходимые и достаточные условия для решения стоящей перед группой задачи.
Во-первых, речь идет о технических и функциональных навыках, без которых задача не может быть решена в принципе.
Во-вторых, команде необходимо, чтобы ее сотрудники умели выявлять проблемы и принимать решения. Для начала, как правило, бывает достаточно, чтобы члены команды овладевали необходимыми умениями, обучаясь на собственном опыте («learning by doing»).
Третья группа навыков касается межличностного взаимодействия. Сотрудники должны быть готовы развивать свои коммуникативные навыки и обладать определенной конфликтоустойчивостью. Они должны уметь находить необходимый для выработки плодотворных и интересных идей баланс между критикой и готовностью помочь.
Когда команда сформирована, стоит обратить внимание на взаимное дополнение качеств и навыков (в том числе и потенциальных), которыми обладают члены команды. Часто способность участников к обучению просто не учитывается. Как правило, если сотрудники сильно замотивированы, они учатся новому быстро и эффективно, в результате чего становятся со временем намного более компетентными. Вместе с тем роль личной совместимости участников команды часто переоценивается. Можно смело утверждать, что эта совместимость формируется прежде всего благодаря общей воле к успеху и вместе пережитым взлетам и падениям.
Самое важное, чтобы команда с самого начала имела в своем распоряжении эффективное сочетание профессиональных навыков ее участников, тогда первые успехи будут достигнуты скорее.
3. Общая задача и общие результаты
Общая, важная для всего предприятия или фирмы, цель является для членов команды предпосылкой заинтересованности, энергичного творческого отношения к работе. Участники должны соотносить свои задачи с основной задачей команды. Это возможно, как правило, даже тогда, когда задача поставлена руководством предприятия, то есть извне. Главное, чтобы задача была для сотрудников понятной, чтобы она принималась ими и казалась им в принципе решаемой. Когда задача поставлена, команда может начинать действовать. Но для того чтобы ее работа была эффективной, люди должны понять задачу и, при необходимости переформулировав ее, воспринять ее как свою. Как правило, это требует времени и специальных усилий.
Наличие и осознание сотрудниками общей задачи важно и для групповой динамики, поскольку позволяет команде ощутить свою уникальность и обозначить точку отсчета. Когда сотрудники чувствуют себя командой, то даже неизбежные конфликты, возникающие в спорах о достойной цели и лучшей стратегии, разрешаются конструктивно.
Основная задача является еще и пробным камнем при улаживании конфликтов и согласовании личных интересов. Она не может быть принесена в жертву, и члены команды должны соотносить свой образ действий с этим фактом.
Решение главной задачи требует формулирования промежуточных целей. Эти рабочие цели необходимы для развития команды. Они служат критерием, по которому участники оценивают результаты своей деятельности. Важно, чтобы при достижении целей нагрузка на всех участников распределялась приблизительно поровну. Это рождает у них уверенность, что шансы на успех, так же как и нагрузка, будут распределены по справедливости. Кроме того, формулирование и достижение промежуточных целей важно для самосознания команды, чтобы сотрудники могли сказать: решая поставленную задачу, мы шаг за шагом создавали реальные преимущества фирмы. И наконец, уже достигнутые цели помогают команде сконцентрироваться на прогнозировании и достижении результатов следующего этапа.
Расставленные в правильном порядке рабочие цели имеют большое значение для интеграции в группу отдельных ее участников. Каждая достигнутая цель увеличивает вовлеченность участника в дела команды, усиливает мотивацию успеха и доверие всего коллектива к руководителю. Наконец, сложные, неординарные цели помогают членам команды чувствовать себя на предприятии более комфортно по сравнению с сотрудниками других рабочих групп. Люди имеют право сказать: да, мы напряженно работаем, но мы достигаем целей во много раз быстрее, чем это было бы возможно для группы, работающей в обычном режиме.