Историческое значение римской литературы. Особенности древнеримской мифологии
В середине 3 века начинает развиваться литература римская. Создает лит-ру параллельно греческой на латинском. В основном те же этапы развития римского общества, что и греческого. Но история Рима имеет ряд специфических особенностей.
В Риме «весь процесс повторяется» на высшей ступени за счет покорения Греции. Крушение общества за счет чрезмерного обострения противоречий рабства. «Вторичный» характер развития. Рим очень часто находил у греков готовые ответы на свои идеологические запросы. Заимствование у греков очень важно, но заимствовали в соответствии со своими потребностями и запросами. Стилевые формы – отчасти повторение, но вместе с тем и видоизменение греческих стилевых форм. Римская лит-ра служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Перемена ориентировки на греческую лит-ру произошла только у неогуманистов в XVIII веку, за счет чего в XIX веке римскую литру недооценивали, считая подражательной. Теоретики европейского классицизма 16-17 в приходят к выводу о превосходстве римлян - Юлий Цезарь Скалигера, отдающий предпочтение Энеиде. Посредническая роль римской литературе выпала в силу специфических качеств.
Расцвет римской литературы падает на время разложения римского полиса и возникновения империи, на более позднюю ступень в развитии античного мира. Золотой век римской лит-ры не знает тех широких и сложных вопросов, которые стоят перед греческой общественной жизнью аттического периода, но дает гораздо большее углубление субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживания, хотя в более узкой и ограниченной сфере. В этом и есть то новое.
Но римская лит-ра уступает классической греческой и в степени раскрытия действительности, и в силе художественной конкретности. Лживая идеализация действительности или обнажено-натуралистическое ее изображение за счет обстановки империи. Перенимая стилевые формы греческой лит-ры, Рим устраняет многие пережиточные моменты. Так, у них нет необходимости хора. Старые греческие жанры получают новую обработку, и, формально ориентируясь на классическую лит-ру, римляне часто перенимают достижения эллинистической лит-ры – творческая обработка разных периодов греческой лит-ры.
49. Философский эпос Лукреция «О природе».
Лукреций жил в первой половине 1 в. до н.э., когда Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Развивалось просветительство с его иллюзиями, думалось, что материалистическое учение сможет укрепить разбушевавшуюся социально-политическую стихию.
Поэма из 6-ти книг «О природе вещей» формально представляет стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт дает резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах и пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира.
Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих потребностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично, от общего к частному. Мир для Лукреция является объективным бытием, он управляется своими собственными законами. Тела состоят из атомов, кот. неразрушимы. Объяснение мира научно. У Эпикура наука допускается только в целях освобождения человека от мнимых страхов и ужасов, а у Лукреция самостоятельно. И у Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, состоят из соответствующих атомов. Он даже считает что Эпикур стал в реальном смысле богом. Когда Лукреций говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной об активной борьбе человека за свое лучшее будущее. Очевидна настроенность против всякого насилия. Но теоретически проповедуя прогресс, он часто предается пессимизму, в его эпикурействе много уныния.
О самом Лукрецмм мы знаем очень мало. Его философскую поэму издал Цицерон, и она носит следы незаконченности, незавершенности. Это не только философский трактат, переложенный в стихи и «приправленный» поэзией. Жанр дидактической поэмы. Просветитель, борец с религией и ее суевериями. Самое опасное из людских заблуждений – страх перед смертью, политическим проблемам уделяется мало внимания. Гекзаметры, 6 книг, у каждой вступление. Вступление к 1 главе – вступление ко всей поэме.
Во 2 книге объясняется, каким образом из вечного движения первичных тел, атомов, возникает многообразие мира и его постоянное обновление. Каждая вещь – сочетание разнородных атомов, но сочетания эти не вечны. Множественность миров и их неизбежная гибель.
Кн. 3 – учение о духе и душе, «дуща», как центр жизни, и «дух» как место пребывания сознания. Умирают вместе с телом. «Пока есть я, нет смерти…»
4 – познавательные св-ва души и различные ее состояния.
5 – происхождение нашего мира. История культуры.
6 – о природных явлениях. Заканчивается описанием Фукидидом чумы в Афинах.