Лингвистические традиции, их развитие. Сопоставление традиций. Теория языка в античности
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.
Лингвистические традиции, их развитие. Сопоставление традиций. Теория языка в античности.
История любой науки призвана дать систематику научной теории внутри данной теории в процессе развития. Такой подход: критическое рассмотрение накопленных знаний и оценка имеющихся достижений с точки зрения перспектив развития науки. Особенность исторического подхода состоит в том, что нельзя отбрасывать ничего из прежних достижений, нужно дать всему определенное место и современное толкование. Очень важным является такое свойство как непрерывность: всякая научная концепция или теория формируется на базе уже существующих концепций и является очередной фазой развития науки. Ни одна научная теория не является чем-то обособленным, она уходит своими корнями в более древние теории и дает жизнь новым.
Единицы описания:
- научная традиция
- школа
- направление
- этап в развитии науки
Каждый из этих терминов отмечает научную теорию или совокупность научных теорий, которые обладают определенной содержательной близостью.
1 этап: теория именования в античной философии языка.
2 этап: античные грамматические традиции
3. Универсальная грамматика
4. Сравнительное языкознание
5. Системное языкознание
6. Структурная лингвистика
1 этап. Античность – время греко-латинской цивилизации, культура, формирующаяся при становлении какой-либо цивилизации.
Время становления письменности, создание важнейших письменных памятников, формирование отдельных видов искусств, образование государства и соц. структур общества, создание философии и религии. Конец античности: когда другие цивилизации начинают ей пользоваться. Интерес приобретают 2 теории.
Теория наименования – одна из самых важных вещей античной философии, уникальность ее в том, что она везде похожа, во всех странах, как по назначению, так по результатам. Общий смысл теории: слово, именующее вещь, является орудием, с помощью которого в деятельности людей возникает именованная словом вещь. Конфуций: «Если имя дано верно, то и речь повинуется, если речь повинуется, то и дело образуется». Имя выражает сущностные свойства предметов, отображает их поведение и дает правила обращения с ними. Словесная магия наделяла слова смыслом действующего начала. Слова никогда не произносились произвольно, т.к. они всегда вызывали к жизни то или иное действие и отношение. Таким образом, слово нужно правильно создавать и применять, иначе нарушится весь мировой порядок. В др.-греч. Философии сложились 2 противоположных взгляда на проблемы и отношения между вещами и их названиями. Эти взгялды связаны с именами Гераклита и Демокрита. Гераклит считал, что имя неразрывно связано с самой вещью, имена обязательно отражают природу и характер предмета. Эта концепция получила название – по природе. Демокрит – предметы именуются не в соответствии с природой предмета, а в результате согласования между людьми, в рез-те конвенции.
Диалог «Кратил», Платон. Кратил – точка зрения Демокрита, Гермоген – точка зрения Гераклита, Сократ – точка зрения Платона. Сократ пытается выявить уязвимые места в доводах противников и найти другие истины. Имя представляет собой орудие как бурав или ткацкий станок. Бурав создается специалистами, следовательно, имена тоже создаются специалистами, которых Платон называет законодателями. Чтобы создать правильные имена, законодатель обязан понимать природу вещей, которая должна быть отражена в именовании, а также оно должно следовать определенным правилам. Труд любого мастера оценивается теми, кто пользуется инструментом, следовательно, труд законодателя оценивается теми, кто пользуется словом. Имя отражает сущность вещи, но оно не тождественно вещи, поэтому вещь может иметь несколько разных имен, которые даются по установлению и т.о. оказываются, что природа и установление – это 2 стороны 1ого процесса именования. Платон считает, что все слова могут быть подразделены на первейшие и позднейшие, позднейшие образованы на основе первейших. А первейшие – на основе ассоциаций между отдельными звуками и свойствами вещей. Платон приходит к понятию внутренней формы слова. Он является основоположником звукосимволизма, или фоносемантики. Цель – не исторические исследования, а насколько правильно образованы имена. Взгляды Платона очень похожи на народную этимологию.
Лингвистическая традиция складывается тогда, когда появляется необходимость обучать не только письму и чтению, но и всему языку в целом. Каждая традиция связана с изучением и описанием какого-то одного языка и на ранних этапах каждому народу свойственно представление о своем языке, как о единстве. Ни в одной традиции не сложилось представления о развитии языка, о его исторических изменениях. Язык понимался как нечто изначально существующее и неизменное, изменения воспринимались как искажения. Ничего неизвестно о княжестве Урарту, о народах хеттах, о цивилизациях Америки. Из Древнего Вавилона до нас дошли только списки слов, сгруппированные по совпадающим корням и аффиксам. Индийская, китайская и греко-римская традиции наиболее древние, известные и оригинальные.
Самой древней считается индийская. Прескриптивный (приписывающий, нормативный) подход к языку, т.е. каким должен быть язык. Уровень изучения фонетики в древних традициях очень высок. Индийская традиция - 2500 лет. В древней Индии - 1ое полное описание языка, на очень высоком уровне. Описываемый язык- санскрит - флективный язык. Необходимость описания языка наступает в жреческой среде в связи с магической интерпретацией речи. Цель грамматического описания- сохранение в чистоте языка священных текстов –Вед, поскольку живые разговорные языки стали существенно отличаться от классического санскрита.
В V в до н э ученый Яска составил комментарии к языку Вед. Он приводит грамматическую классифакацию слов (четыре класса): имя,глагол,префикс-предлог , союзы и частицы. Яске известно понятие падежа:он приводит семичленную парадигму имени Индра.
Однако наиболее полный и точный анализ морфологического строя санскрита и детальное описание его звукового состава представлены в грамматике Панини Восьмикнижие (IV в до н э.
Основывается она на современном для Пании разговорном языке.
Специфической черта - предельная сжатость. ”Произведение Панини без сопровождающих комментариев,отпечанное довольно крупным шрифтом и будучи переписанным латинскими буквами- 75-100 страниц, и все же оно является самой полной грамматикой, к-ая существует для какого-либо языка. ”
Восьмикнижие состоит из 8 глав, содержащих 3996 кратких правил,или сутр,
К-ые включают несколько ритмично расположенных слогов. Долгое время эта грамматика оставалась непонятной европейцам. Первым ее расшифровал Отто Николаевич Бетлингк (1815-1904). Грамматика Панини дает возможность отправляясь от смысла, выбрав соответствующие лексические морфемы (корень глагола первичную основу имени) и диктуемую характером глагола или коммуникативной задачей конструкцию, проделав все предписываемые операции, получить на “выходе” фонетически правильное предложение. Для этого имеется набор исходных единиц-корней и аффиксов- и фонетические правила построения этих единиц и звуков. Слово состоит из первичных элементов: неизменяемой части (основы) и изменяемой (окончания и суффиксов). Предложение предстает как сочетание двух основных слов: имени и глагола,каждое из к-ых представляет собой цепочку морфем.
Большое место в Восьмикнижии уделяется фонетике. Панини дает тщательное и детальное описание звуков с т.з. их артикуляции. При этом учитывается 2 характеристики
1 место артикуляции (по артикулирующему органу)
2степень открытости-от полной открытости до полной смычки. Всего 14 групп звуков.
В аспекте морфологии выделяется 4 части речи: имя, глагол, предлог и частицы. Глагол- слово,обозн действие, имя-слово, обозн субстанцию. Имя имеет 7 падежей,к-ые обозн порядковыми номерами. Номера соответствуют: имен,вин.,орудийный, дательный,отложительный, родительный,местный.
Основной единицей языка считается предложение.
Грамматика Панини в течение 2 тысячел. Была для индусов единственным и непререкаемым авторитетом. Последователи Панини- Вараручи Катяяна( III в до н э) и Патанджали( II в до н э)- в основном комментили его труд.
В более позднее время крупным лингвистом был Хемачандра (XII), исследовавший среднеиндийские языки. В XIII в Вопадева составил новую санскристскую грамматику.
Китайская традиция возникла на базе корневого языка с иероглифической письменностью. «Иероглиф» - священные письмена. Китайская письменность записывает не только звуки, но и морфемы, которые можно рассмотреть как простые слова. Т.о. каждый иероглиф соотносится со значением, и через значение со звучанием. В плане звучания каждый иероглиф представляет отдельный слог. Недостаток – огромное количество знаков. Древнейшие китайские надписи относятся к 15-16 векам до н.э.. Главным объектом изучения был иероглиф. Сложный характер китайской письменности обусловил необходимость толкования иероглифов, как в плане выражения, так и в плане содержания. Для этого требовалось каким-либо образом систематизировать эти иероглифы. Наибольших успехов лингвисты достигли в области китайской лексикографии. 4 словаря.
1. Эръя. Был создан в 3-2 вв до н.э., означает приближение к правильному. Был составлен по тематическому принципу, состоял из 5 разделов, которые в свою очередь делились на группы (всего 19): объяснение речи, отношения между людьми, космос и ландшафт, растительное и животное царство и животные, служащие человеку. Эти группы отражают взгляды на мир Древнего Китая – эмбриологическая картина происхождения и дифференциации Вселенной от абстрактного слова к человеку. Этот словарь имел огромное значение, его лично отредактировал Конфуций и включил его в 12 канонов Конфуцианства. Словарь был создан, чтобы толковать содержание канонических сочетаний. Словарем пользуются и в настоящее время, в основном для чтения и толкования классических экономических текстов. Философский смысл – слово всегда правильно.
2. Фанъянь – местные речения, появился в начале нашей эры, автор – Ян Сюн. Структура этого словаря повторяет структуру первого. Отличие – материалом послужили не экономические тексты, а тексты, написанные на местных диалектах и просторечном языке. И для каждого слова было указание, из какого диалекта оно пришло. В этом труде видят начало диалектологии, но также здесь есть и философский смысл – слово – это продукт местного обычая, это результат творчества людей, это случайность, поэтому вопрос о правильности не ставится.
Шовень Цзецзы. Описание простых и объяснение сложных знаков. Автор – Сю Шень, закончен в 100 г. Н.э. Уникальность – это 1ый китайский словарь, охвативший все иероглифы, 1ый словарь, построенный по формальному принципу. Автор выделил 540 частей путем различных комбинаций. Иероглифы, которые имеют общий элемент, объединяются в отдельные группы и составляют отделы словаря, которые распределяются по степени возрастания сложности знаков. Автор развил теорию иероглифов и предложил их классификацию, которая используется и в наше время. 6 категорий: изобразительная, указательная, идеографическая, фонетическая, видоизмененная, заимствованная. Эти 6 категорий легли в основу систематизации уже существующих и производства новых знаков китайской письменности. Стали основой иероглифической грамматики.
Шимин (Объяснение имен), автор Лю Си 2 в н.э. Этимология каждого имени. Автору словаря 刘熙 Лю Си принадлежат достаточно интересные наблюдения, связанные с анализом звучания и смысла иероглифа (принцип 声训 разбор звучания). Например, значение иероглифа 苦 горький согласно словарю, происходит от иероглифа 吐. выплёвывать, поскольку «горькое выплёвывают».
Эрья – одна из книг кинайского канона, текст отредактирован Конфуцием и вошел в основу конфуцианства, словарь иероглифики. Совокупность орфографической, энциклопедической и идеологической инфы, впервые систематизация иероглифов – деление на 19 тематических глав (толкований категорий мира) – истолкования, родство, рыбы, оружие и тд. В главе о словах – слова в синонимических рядах. Не только иероглифы но и принципы смысловой системы.
Ян Сюн создал Фаньянь – местные речения, неканоническая речь, синонимы – разные слова из диалектов и просторечий. Дает указание на место происхождения слова.
Словарь Сю Шэнч Шовень Цзеззы – (Описание простых и объяснение сложных знаков) – построен по форме знаков (типа алфавита). Отделы словаря – иероглифы с общим элементом. Бу- общие для ряда иероглифов элементы. Теория категорий иероглифов – изобразительная (рисуют предмет), указательная (числительные, символы предметов), идеографическая (сложный знак из простых, каждый сохраняет значение) , фонографическая (сложн знак, семантика в одной части, другая часть – чтение), видоизмененная (брался иер и изменялся) и заимствованные(фонетич запись омонимичн слов) иерогл. Эта система построена на дистрибутивном обосновании (символическая/нисимволч).
Современное языкознание опирается, прежде всего, на греко-римские традиции. Изучение языка в Др. Греции во многом связано с грамматическим строем. Это язык флективный, греки создали алфавитное письмо. Древнегреческий язык представлял собой смесь близких диалектов, в качестве наддиалектной формы выступал народный язык койне. Языкознание, как и другие науки античности, не отделялись от философии. Кроме того, интерес к языку был обусловлен зародившейся в 5 в. До н.э. риторикой. Анаксинон – в свои книги «Риторика» заложил основы стилистики. Родик занимался вопросами синонимии. Протагор первый в истории языкознания выделили категорию рода, также стал замечать 4 вида высказывания: вопрос, ответ, поручение, просьба; впервые ставит проблему нормы. Платон создает акустическую классификацию звуков: гласные, безгласные, беззвучные. Его подход был смысловым, разграничивал имена и глаголы, имена – это слова, которые в предложении являются подлежащими, т.е. тем, о чем говорят, а глагол указывает, что говорится в предложении. Термин падеж он употреблял для названия любой нефлективной словоформы. Говорил о 4 типах изменений или трансформаций слова: вставка, опущение, замещение и перестановка. Аристотель заложил основы грамматического искусства в греко-латинском мире. Выделили основные единицы: слог, союз, имя, глагол, член, падеж и предложение. Делит звуки по акустическим признакам и присоединяет артикуляционные. По сути заговорил о том, что слово и есть знак, а истинность и ложность – характеристики предложения. Выделили 2 основные части речи: имя и глагол – субъект и предикат суждения. Также выделил вспомогательные, т.е. служебные слова, которые называл союзами, а также артикли и местоимения. Выделил категорию времени у глагола. Имя – это существительное только в и.п., остальное – это отклонения. Различает число и род, части речи – значащие и незначащие. Самое важное достижение – наблюдение за языковой многозначностью (книга брата, чашка чая).
Большой вклад в развитие грамматического искусства внесли стойки. Зенон, Хрисипп, Кратес Малосский. С их точки зрения высказывание имеет 2 предмета: предмет реальной действительности или тело (денотат) и мыслительная сущность – лектон (сигнификат). Высказывание – это слияние понятий, чувств и представление эмоций. Стойки считали, что слова изначально истинны, соответствуют сущности вещей. Языковед должен найти истинную сущность слова, ввели термин «этимология», «синтаксис». выделили 5 групп: имя собственное, нарицательное, глагол, связка, член и чуть позже добавили наречие. Если у Аристотеля падеж применятся к любым формам имени и глагола, то у стоиков только в отношении изменяемых частей речи. Слова значащие (с грамматическим значением) и незначащие (без гр.значения, которые не могут выступать в высказывании в виде субъекта или предиката). Времена глаголов – определенные, неопределенные, предложения – полные, неполные. Различали предложения с точки зрения цели – повествовательное, побудит., вопросит. И просто предложения – выражение желание, содержащее клятву, обращение. Впервые выделили сложные предложения.
Созданная Аристотелем логика в течение веков оставалась в своих основных чертах и требованиях незыблемой, практически неизменной. Это - ясное свидетельство ее объективной верности и эвристичности, а также того, что описанные Аристотелем формы и законы присущи мышлению с необходимостью и не меняются в пределах письменной цивилизации.
Категории – это фундаментальные понятия философии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность, или субстанция, а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние и отношение. Итак, категории - наиболее общие роды высказываний, точнее говоря, имен. Любое слово, взятое обособленно, вне связи с другими словами - "человек", "бежит" (но не "человек бежит"), означает "или сущность", или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Столь полный перечень категорий встречается в "Топике". В других сочинениях, связываемых с именем Аристотеля, категорий меньше. Во "Второй аналитике" их только восемь (нет "положения" и "претерпевания"). В "Метафизике" шесть категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие и страдание. Так или иначе, все категории, кроме первой, высказываются о первичной сущности, в силу чего подпадают под ту или другую из девяти категорий, находятся в подлежащем, каковым является первичная сущность, которая, строго говоря, и не должна быть категорией, ибо категории - предикаты, а первая сущность - всегда субъект.
Аристотель вывел из грамматических различий:
сущность - существительное (например, человек),
количество - числительное (один, несколько),
качество - прилагательное (старый, малый),
отношение - степени сравнения (раньше всех, выше других),
место - наречие места (на улице, под горой),
время - наречие времени (сегодня, позавчера),
положение - непереходный глагол (стоит, лежит),
обладание - греческий перфект страдательного залога (разут),
страдание - глагол страдательного залога (гонят, избивают).
В категориях разделено то, что соединено грамматикой, и наоборот, качества и количества выражаются не только прилагательными и числительными, но и существительными, которые в этой категориально-грамматической таблице должны выражать только категорию сущности, точнее говоря то, что может быть подведено под категорию сущности.
Таким образом, учение о категориях осознавалось философами, внесшими в него наибольший вклад. Это вполне справедливо. Мышление имеет не только чисто формальную, но и категориальную структуру. Оно категориально, категории образуют его необходимые объективные формы. Поэтому учение о категориях, как учение о формах мышления, должно рассматриваться как своеобразная логика, можно сказать, философская логика, так как категории составляют заметную часть философского языка. Осознанная рефлексия проблемы категорий начинается с работы Аристотеля «Категории». В четвертой главе этого сочинения формулируется принципиальная идея, положившая начало многовековым философским исканиям в этой области. Вот она: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то», или «где», или «когда», или «находится в каком-то положении», или «обладать», или «действовать», или «претерпевать». Аристотель примерами поясняет каждое «сказанное без какой-либо связи»: «сущность - это, например, человек, лошадь; сколько - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; какое - например, белое, умеющее читать; по отношению к чему-то - например, двойное, половинное, большее; где - например, в Лицее, на площади»; когда - например, вчера, в прошлом году; находиться в каком-то положении - например, лежит, сидит; обладать - например, обут, вооружен; действовать - например, режет, жжет; претерпевать - например, его режут, жгут». Понимание категорий Аристотелем определялось той познавательной задачей, которую он решал: отыскать возможные типы описания действительности.
Можно сказать также, что Аристотель усмотрел десять родов существующего, один из которых (а именно «сущность») - субстанция, а остальные девять - акциденции: качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание. Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родов высшие, «всякая вещь непременно должна найти место в одном из этих родов». Обыденные аристотелевские “какой”, “сколько”, “где”, “когда” в последствии заменили философскими терминами «качество», «количество», «пространство», «время».
В Александрии грамматика выделяется в отдельную область науки. Оформление греческой традиции было осуществлено в Александрии, которая становится центром культуры античного мира. Библиотека – около 800 000 рукописей. В связи с особенностями строй греч. Языка, александрийские ученые стараются создать теорию ее описания, адекватно отражающую разнообразие входящих в него диалектов. 2 подхода: 1)описать формы, которые отражают обычаи их употребления (аномалисты) 2) описать формы, которые отражают закономерности построения правильной речи (аналогисты). Грамматика – это порождение аналогии выражения. 8 частей речи: имя, глагол, причастие, местоимение, наречие, союз, предлог, артикль.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Приблизительно 3-16 вв. 410-1492 годы – изменение лингвистической карты мира и Европы, с падением Римской Империи и открытием Америки. Средневековые мыслители гораздо сложнее выражали свои мысли. Основные религии начинают раскрываться в огромном масштабе. Появляются самостоятельные области знаний: естественные и гуманитарные. 2 ареала языков.
1. Правильные, канонические, классические – языки древних цивилизаций, на которых написаны известные тексты, прежде всего религиозные.
2. Неправильные, варварские, вульгарные, новописьменные, бесписьменные.
Неправильные вовлекаются в сферу правильных, для них создается письменность, на них переводятся тексты (готский, котский, армянский, немецкий, древнеанглийский, старославянский). Библия, Коран, даосские сочинения, индийские тексты активно толкуются, комментируются, ставятся во главу угла, становятся предметом обучения, составляют фундамент общества. В школах – подчинение всех наук теологии, преподавание основано на авторитетах прошлого, а не на новых знаниях. Знание о текстах – основное содержание знаний о языке. Мысли: у каждого народа свой язык, но сущность его всеобща, т.е. все языки – это варианты единого языка человеческого. Язык – отличительный признак человека, речь – важнейший вид деятельности. Имена: Боэций – система образования, 7 свободных искусств на 2 группы, грамматика – искусство правильно говорить и писать на латыни; Донат – его грамматика использовалась в школьном образовании. Т.о. раннее средневековье унаследовало от античности грамматику без существенных изменений.
9-10 вв. – разделение церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появляется церковно-славянский язык, который на востоке имеет такую же значимость как и латынь. Появилась своя письменность. Начинают создаваться университеты.
Проблема универсалий или общих понятий. 2 подхода: 1) реализм – универсалии представляют собой дух сущности, имеющее реальное бытие. 2) номинализм – универсалии имеют общие имена, порождения ума и языка, реально существуют только предметы.
Спекулятивная грамматика (греч. Зеркало). В языке, как в зеркале, отражается окружающий мир, задача грамматистов в поисках универсальной грамматики, пригодной для всех языков. Эти мысли начинают появляться в 13 веке и связаны с именами Роджера Бэкона и Раймона Луллия. Бэкон считал, что грамматика едина для всех языков своей субстанции и может варьироваться только в акциденциях.
11 в.- расхождение между теоретическим и практическим подходами к грамматике.
Модисты, Петр Испанский, логика – искусство искусств, наука наук. Модус – способ. Модус существования – вещи и предметы места, рассматриваемые сами по себе. Модус обозначения – свойства вещей, рассматриваемые в их отношении к языку. Модус познания – вещи, рассматриваемые в их отношении к познанию. Модисты первые создали узкую синтаксическую теорию.
14 век – начало эпохи Возрождения, возврат интереса к античности. 1440 г. – изобретение книгопечатания. Осуществляется перевод Библии на языки разных языков, возрос интерес к семитским языкам (семитология), отказ от латыни и обращение к родному языку. Данте Алигьери выступает в защиту народных языков, считает, что они благороднее латыни. Свою «Божественную комедию» написал на родном итальянском языке. 15-16 вв. – появляются грамматики народных языков.
1519-1522 – первое кругосветное путешествие Магеллана, расширяется круг изучаемых языков.
Создание академий наук, важнейшие языки – французский, итальянский и русский.
Латынь продолжала существовать до 18 века, продолжала преподаваться в школах и университетах. Происходит важнейший переход от предписания к описанию.