Воображение
Воображение—это общий инструмент, который можно использовать для многих вещей. Его можно использовать для исследования разнообразных возможностей, для развития творческих способностей, для того чтобы сделать желательные результаты более реальными, и так далее.
Мы исходим из того, что в воображении возможно все. Можно изменять вещи как угодно, можно создавать какие угодно происшествия, неважно, "разумно" это или нет. Это не серьезная, а шутливая деятельность.
В то же время работа с воображением эффективнее всего, если личность осознает творческую силу воображения. Это не ПРОСТО воображение. Клиента нужно вывести из убеждений в том, что это ВСЕГО ЛИШЬ какие-то галлюцинации ума, которые не имеют ни к чему отношения. И ему не нужно иметь мощных убеждений в том, что его воображение создает весь мир, лишь бы у него не было слишком ограничивающих убеждений в своей способности создавать.
Полезно просто вообще тренировать воображение в определенной области. Испытание разнообразных сценариев откроет дополнительные возможности. Свобода клиента особенно увеличивается тогда, когда он пробует делать то, что считается невозможным во внешнем мире. Полезно делать что-то вопреки законам природы и заниматься всевозможными смешными и забавными вещами.
Вы можете делать это без какого-то плана или метода, просто направляя клиента с помощью вашего собственного воображения и интуиции, однако придерживаясь области, над которой мы работаем. Например, если рассматривается тема работы, вы можете попросить клиента вообразить много того, чего бы он не сделал на работе, особенно то, что нарушает реальность или ограничения. Попросите его отругать начальника, дать ему палочку динамита вместо сигары, и когда начальник взорвется, соскрести остатки с потолка и отправить их в Никарагуа для заделывания дырок в глиняных горшках. Потом снова создайте его, на этот раз с большим красным носом и оленьими рогами. Пошлите его на перекресток управлять движением машин, увеличьте зарплату каждого сотрудника в 100 раз и назначьте им личных рабов. Чем смешнее и забавнее, тем лучше.
Сосредоточивайтесь на любой неспособности, на всем, что человеку трудно вообразить. Если ему трудно говорить что-то другим, очень тщательно тренируйте эту способность в воображении, постепенно увеличивая испытания. Пусть он сначала говорит что-то очень маленькому человеку, который смотрит в другую сторону и привязан к стулу. Потом поощряйте его говорить что-то всё большему количеству людей, во всё более сложных условиях. Попросите его говорить что-то с помощью громкоговорителя целому стадиону злых людей с автоматами. Всегда сосредоточивайтесь на его способности делать это. Если клиент колеблется, особенно внимательно проработайте эту область. Сделайте так, чтобы это было весело и шутливо, а не тяжело и пугающе.
Чем больше клиент может вообразить точных деталей, тем лучше. Просите его уточнять общие слова. Если воображается "машина", выясните, какая это марка, какого цвета, какое в ней оборудование, в каком она состоянии, кто внутри, что в бардачке и так далее. Именно подробности делают реальности реальными. Физический мир кажется реальнее воображаемого только из-за количества конкретных воспринимаемых подробностей. Если вы сможете сделать с помощью воображения что-то настолько же подробное, оно станет реальностью.
Используйте все системы восприятия. В дополнение к картинкам создавайте звуки, ощущения, запахи. Создавать полную реальность, с множеством подробностей.
При тренировке способности воображать часто изменяйте что-то. Взрывайте вещи, выкидывайте их и делайте новые. Не привязывайтесь ни к чему, просто распыляйте это и делайте что-то более подробное и интересное.
Вы можете добавлять воображение в любой модуль. Вы можете использовать его, когда в какой-то области очевидны ограничения, или вы можете просто вообще проработать область.
Еще воображение отлично подходит для установления положительного направления. Его очень полезно проводить в конце сеанса. Пусть клиент вообразит, чего бы он хотел. Для установления направления желательно, чтобы воображаемое было как можно более реальным, убедительным и устойчивым. И опять-таки как можно с большим количеством восприятий и подробностей. Но осознавайте, что если это будущее направление, оно должно быть привлекательным. Обычно полезно оставить в нем чуть-чуть тайны. Если бы про будущее всё было известно, было бы незачем идти и достигать его. Так что оно должно быть очень реальным и привлекательным, но в то же время должно быть ясно, что у клиента его ПОКА ЧТО нет.