Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское
Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии предшествовал период аниматизма, который ещё не есть религия, а есть всеобщее оживотворение мира, когда всё воспринимается с сугубо человеческой точки зрения; нет деления на живых и мертвых (все изменяется, всё живо), есть и сверхъестественное.
В мифологии отражаются не только знания людей, сколько их представления, порожденные воображением, а не знанием. Центральная проблема М. – проблема человека его природы и предназначения. Учитывается также отношение человека к миру, к др. людям, к самому себе. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо, эмоциональное.
Особенности мифологии: 1) олицетворение (или антропоморфизация); 2) синкретизм – это уже системность, но еще не достаточная дифференцированность. Здесь все слитно: религиозное, эстетическое, поведенческое и т.д.; 3) особая роль игры воображения в формировании мифологического М. Отсюда исключительное разнообразие мифологии, что не исключает некоторых общих моментов (во всей мифологии боги создают людей по своему образу и подобию); 4) определенная алогичность и несправедливость картины происходящего; 5) объяснение. Людям надо было понять и объяснить то или иное событие и явление, пусть даже нелогично.
Религиозный исторический тип М. Характерно раздвоение мира на естественный и сверхъестественный, и подчинение естественного мира сверхъестественному. Критерий религиозного явления: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, необходимо поклонение. Религию нередко сводят только к форме общественного сознания, но это не точно. Надо различать: 1) религиозные представления, мифологию, идеологию; 2) религиозные чувства, переживания, настроения; 3) култь, поклонение сверхъестественному т.е.
внешние проявления; 4) наличие церковной органзации; 5) около церковная организация – это система религии, образования, религиозные СМИ; 6) определенная сфера общественных отношений, в рамках которых люди удовлетворяют свои религиозные потребности.
Причины возникновения и существования религии: 1) социальные; 2) гносеологические (позновательные); 3) исторические (силы традиций); 4) психологические (чувства и переживания, которые создают благоприятную почву).
Функции религии: 1) мировоззренческая, т.е. религия как тип мировоззрения предлагается людям; 2) компенсаторная ф-я, т.е. компенсация человеку его бессилия перед силами природы, общества: упование на помощь свыше; 3) коммуникативная ф-я, т.е. общение, где люди получают удовлетворение; 4) регулятивная ф-я, т.е. нормы общественного поведения; 5) культурно-транслир. ф-я т.е. передача от поколения к поколению культуры; 6) интегрирующая-дезинтегрирующая ф-я, т.е. объединение людей одной веры и разъединение людей разной веры; 7) каждая религия базируется на определенном символе веры, это ее исходный и конечный пункты. Один из иерархов православной церкви говорил: «Если содержание догматов становится слишком понятным, то есть основание полагать, что он берется не во всей его божественной глубине».
Особым историческим типом М. явл. философия – теоретически сформулированный тип мировоззрения с позиций разума. Также это наука о наиболее общих законах бытия и методология познания материи и человека.
Мировоззрение – сложное духовное явление – его формирование тоже сложный процесс, который м.б. связан с эмоциональным и духовным уровнем человека, с его возрастом, здоровьем и т.д. Мировоззрение формируется не только из знаний, но и из психологической ориентации человека. У любого человека проходит этап формирования мировоззрения.