Обстановка умственной работы
Обучение в академии – это серьезный умственный труд и слушателю необходимо приучаться к этому труду. Трудовая деятельность слушателя есть деятельность сознательная, строящаяся по определенному плану и осуществляющаяся при постоянном контроле со стороны преподавателя.
Для проведения плодотворной умственной работы нужны определенные навыки. Умственная работа, как и всякая другая, требует определенных усилий, напряжения внимания, проявления воли. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Умственный труд – едва ли не самый тяжелый. Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Умственный труд выполняется легче, если выработался определенный ритм работы.
Этому помогает распорядок дня. Его соблюдение повышает производительность труда и сберегает здоровье.
Для плодотворной работы немаловажное значение имеет обстановка, организация рабочего места. Нужно добиться, чтобы место работы по возможности было постоянным. Работа на привычном месте делает ее более плодотворной. Рабочий стол должен стоять ближе к окну так, чтобы свет падал с левой стороны. Правильное освещение позволяет повысить производительность труда на 10-13 %, понижает утомляемость. Не рекомендуется читать, а тем более писать лежа, это вредно отражается на зрении, приводит к головным болям. Ухудшается зрение и в том случае, если Вы пользуетесь красными или зелеными чернилами.
Во время чтения литературы слушателю полезно приучить себя делать записи интересных мыслей. «Незаписанная мысль – потерянный клад» (Д.И.Менделеев).
На рабочем столе не должно быть ничего лишнего. Следует подобрать все необходимое: учебник, справочник, бумагу, ручку – расположить их в определенным порядке. После работы со стола нужно все убрать, при этом каждая вещь должна иметь свое место. Порядок во всем исключает излишние затраты времени на поиски.
Продуктивность работы зависит от правильного чередования труда и отдыха. Поэтому через каждые час-два следует делать перерыв на 10-15 минут. Некоторые думают, что отдыхать следует только тогда, когда почувствуешь усталость. Это неправильно. Чтобы избежать переутомления, необходимо делать перерыв в работе. Следует взять себе за правило ложиться спать не позднее 24 часов. Выходные дни надо посвящать активному отдыху, занятию гимнастикой, прогулке на свежем воздухе и т.д. Даже переключение с одного вида умственной работы на другой может служить активным отдыхом. Так, например, Д.И.Менделеев при работе с рукописью своего труда по химии держал один из романов, чтение которого служило для него «отдушиной» в моменты «притупления» мысли. Надо уметь работать с книгой.