Общая характеристика философии Возрождения, ее основные представители

Эпоха В. - XV-XVIIIв.в. -период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения бурж. Возр-ние - стремление деятелей того времени возродить ценности и идеалы античности..В. на деле - поиск нового.В истории невозможно повернуть назад.Отлич. чертой мировоззренческой эпохи В. - ориентация на человека..На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни. Ф. мышление этого периода харак-ся как антропоцентрическое. Центральная фигура - не Бог, а человек -центр всего мира.Общество - не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей.Человек не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все.Мировоззрение людей эпохи В. - носит гуманистический характер. Человек - свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители этоой эпохи не отрицали Бога. Бог отворил мир и человека, дал человеку свободу и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В. Ф. В. ослабевают мотивы греховной сущности человека. Основная ставка делается не на Божью благодать, а на собственные силы человека. Важным является также элемент культа творческой деятельности.. В ходе ее человек не только удовлетворяет свои земные нужды, но создаетновый мир, красоту. Творит самое высокое - самого себя.Появляется идея в ф. - идея прометеизма-человек как сотворец мира, сотрудник Бога. Человек - это телесное существо. И тело - это не "оковы души" .Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан распространенный в эпоху В. культ Красоты.Живопись изображает человеческое лицо и тело. Ф. здесь вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменной печи, интерес к астрономии,физиологии, анатомии., открытие Копер- ника. Итак, ф. В. - воспринималась прежде всего, как натурфилософия, философия природы.. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма( в центре -вопрос взаимоотношений Бога и мира). Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм - "Бог во всем". ХристианскийБогкак бы сливается с природой. Яркий представитель ф. эпохи В. - Николай Кузанский (1401-1464).Ориентировался на традицию неоплатоников. Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничтоне противоположно - Единое есть все.Центр. пункт ф. Н.Кузанского- учение о совпадении противоположностей - абсолютного максимума и абс. минимума. Абс. макс. - единственен, потому, что он есть все, в нем есть все есть - он высший предел и он есть Бог. Бесконечный мир - это ограниченный максимум. Огр. Макс. произошел от абсолютного не следствием сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все находит свое место где-то между абс.макс. и абс.мин..Кузанский прибегает к понятию свертывания и развертывания мира.Божественное существо как-бы свертывает в себе все вещи и представляет природе результат развертывания ее из божественных глубин. Душа мира должна рассматриваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности. Кузанский разрушает ту картину Космоса, кот. сущ. в античности. Античность признавала центр мира и тем самым его конечность. Согласно Н.К. центр т окружность Космоса - БОГ, потому мир не бесконечен, однако его и помыслить нельзя конечным, поскольку он как бы замкнут.Идеи Н.К. и Коперника продолжил Д.Бруно (1548-1600)- по его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Наша Сол.система- одна из множества подобных систем

Один из выдающихся мыслителей этого времени - Николо Макиавелли. с него начинается новая эпоха политического мышления. Наиболее важные аспекты учения мыслителя могут быть сконцентрированы вокруг следующих положений:

- политический реализм;

- признание эгоистической природы человека;

- новое понимание «добродетели» политика, успешно управляющего государством и противостоящего «судьбе»;

- «возвращение к началам», как условие восстановления и обновления всей политической жизни.

Наши рекомендации