Техника как объект социально-философского исследования. Понятие техники и технологии

Техника (от греч. – «мастерство»)– это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы.

Под техникой необходимо понимать
- совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;
- само производство научно-технических знаний.

Различают пассивную и активную технику.

Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства.

Активная техника – это орудия труда(физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

Во-первых, основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности.

Во-вторых, техника является составной частью производительных сил общества, и в определенном смысле служит показателем уровня его развития.

В-третьих, техника как овеществленное знание всегда включала результаты научного познания. Развитие техники с самого начала предполагало развитие науки.

Существует несколько подходов к периодизации истории развития техники.

По использованию разных природных материалов различают каменный век, бронзовый век, железный и т.д.

По применению различных видов энергии – век пара, век электричества и т.д.

По характеру отношения между человеком и техникой (Ортега-и-Гассет):

А. Техника случая (первобытная);

Б. техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье);

В. техника "человека-техника" (Новое время и современность).

По характеру развития активной техники, а также по роли человека в технологическом процессе выделяют три этапа:

1) орудия и механизмы ручного труда (человек является основой технологического

процесса),

2) машины (основой технологического процесса является машина, а человек лишь

дополняет ее как технологический элемент),

3) автоматы и автоматические линии (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи).

Современный этап развития техники можно обозначить как этап клонирования.

В античности считалось, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Но при этом техника является продуктом человеческого мышления. Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (читаем "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. Вместе с тем, Платон указывает на наличие практического интереса, который стимулирует технику: "...не для того ли вообще и существует искусство, чтобы отыскивать и изобретать, что кому пригодно?", - вопрошает он. Эту же мысль высказывает и Аристотель: "Всякий, кто творит, творит ради чего-то, и творчество, ...это не безотносительная цель, но чья-то цель и относительная".

В средневековье под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя.

В эпоху Возрождения утверждается идея техники как продолжения природы. То, что может быть сконструировано – это границы возможностей самой природы.

В 20-ом веке взгляды на сущность техники обретают нравственную окраску. С одной стороны, здесь утверждается идея, согласно которой техника дает власть над низшим уровнем существования. С другой стороны, осознание глобальных проблем современности, вызванных во многом культом науки и техники, привело к призывам о создании глобальной научной и технической политики. Появляются идеи, согласно которым техника положила конец Ренессансному периоду европейской истории и тем самым вызвала кризис гуманизма. Машина радикально изменила отношение между человеком и природой, ибо она встала между ними и тем самим "разорвала" их связь, разобщила их.

Сущность, содержание и социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы развития современной цивилизации.

Всякий продукт человеческой деятельности нередко грозит обернуться опасностью для самого человека. Он как бы обретает самостоятельную силу и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависимость от него. Этот феномен в социальной философии был обозначен термином «отчуждение». Отчуждение – это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Отчуждение в системе «человек-техника» проявляется двояко:

Во-первых, это отчуждение техники от человека. Любой артефакт, так или иначе, при определенных обстоятельствах превращается в угрозу.

Во-вторых, происходит отчуждение человека от техники. Люди начинают воспринимать технику так же, как дикарь воспринимал молнию. Техника становится для них непонятной, пугающей силой. Человек все очевиднее превращается в весьма ненадежный элемент технических систем, обладающих зачастую громадным энергетическим потенциалом, что делает человеческие ошибки катастрофическими.

Человек, освободившись от жесткой природной зависимости, вступил в жесткую техническую зависимость, проявлением которой можно считать

- непредусмотренные побочные последствия технической среды,

- необходимость приспособления к законам функционирования технических устройств,

- проблема безработицы и организации досуга,

- монополизация компьютерной рациональности за счет понижения глубины интеллекта,

- индивид, не овладевший компьютерной грамотой становится социальным аутсайдером.

- дефицит человечности и т.д.

Наши рекомендации