Техника как объект социально-философского исследования. Понятие техники и технологии
Техника (от греч. – «мастерство»)– это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы.
Под техникой необходимо понимать
- совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;
- само производство научно-технических знаний.
Различают пассивную и активную технику.
Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства.
Активная техника – это орудия труда(физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.
Во-первых, основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности.
Во-вторых, техника является составной частью производительных сил общества, и в определенном смысле служит показателем уровня его развития.
В-третьих, техника как овеществленное знание всегда включала результаты научного познания. Развитие техники с самого начала предполагало развитие науки.
Существует несколько подходов к периодизации истории развития техники.
По использованию разных природных материалов различают каменный век, бронзовый век, железный и т.д.
По применению различных видов энергии – век пара, век электричества и т.д.
По характеру отношения между человеком и техникой (Ортега-и-Гассет):
А. Техника случая (первобытная);
Б. техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье);
В. техника "человека-техника" (Новое время и современность).
По характеру развития активной техники, а также по роли человека в технологическом процессе выделяют три этапа:
1) орудия и механизмы ручного труда (человек является основой технологического
процесса),
2) машины (основой технологического процесса является машина, а человек лишь
дополняет ее как технологический элемент),
3) автоматы и автоматические линии (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи).
Современный этап развития техники можно обозначить как этап клонирования.
В античности считалось, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Но при этом техника является продуктом человеческого мышления. Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (читаем "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. Вместе с тем, Платон указывает на наличие практического интереса, который стимулирует технику: "...не для того ли вообще и существует искусство, чтобы отыскивать и изобретать, что кому пригодно?", - вопрошает он. Эту же мысль высказывает и Аристотель: "Всякий, кто творит, творит ради чего-то, и творчество, ...это не безотносительная цель, но чья-то цель и относительная".
В средневековье под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя.
В эпоху Возрождения утверждается идея техники как продолжения природы. То, что может быть сконструировано – это границы возможностей самой природы.
В 20-ом веке взгляды на сущность техники обретают нравственную окраску. С одной стороны, здесь утверждается идея, согласно которой техника дает власть над низшим уровнем существования. С другой стороны, осознание глобальных проблем современности, вызванных во многом культом науки и техники, привело к призывам о создании глобальной научной и технической политики. Появляются идеи, согласно которым техника положила конец Ренессансному периоду европейской истории и тем самым вызвала кризис гуманизма. Машина радикально изменила отношение между человеком и природой, ибо она встала между ними и тем самим "разорвала" их связь, разобщила их.
Сущность, содержание и социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы развития современной цивилизации.
Всякий продукт человеческой деятельности нередко грозит обернуться опасностью для самого человека. Он как бы обретает самостоятельную силу и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависимость от него. Этот феномен в социальной философии был обозначен термином «отчуждение». Отчуждение – это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Отчуждение в системе «человек-техника» проявляется двояко:
Во-первых, это отчуждение техники от человека. Любой артефакт, так или иначе, при определенных обстоятельствах превращается в угрозу.
Во-вторых, происходит отчуждение человека от техники. Люди начинают воспринимать технику так же, как дикарь воспринимал молнию. Техника становится для них непонятной, пугающей силой. Человек все очевиднее превращается в весьма ненадежный элемент технических систем, обладающих зачастую громадным энергетическим потенциалом, что делает человеческие ошибки катастрофическими.
Человек, освободившись от жесткой природной зависимости, вступил в жесткую техническую зависимость, проявлением которой можно считать
- непредусмотренные побочные последствия технической среды,
- необходимость приспособления к законам функционирования технических устройств,
- проблема безработицы и организации досуга,
- монополизация компьютерной рациональности за счет понижения глубины интеллекта,
- индивид, не овладевший компьютерной грамотой становится социальным аутсайдером.
- дефицит человечности и т.д.