СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ №12
Термин – античная наука – охватывает возникновение и развитие научного знания в Древней Греции и Древнем Риме на протяжении примерно 1700 – 1500 лет.
История Древней Греции начинается примерно за 1300 лет до н.э. Иногда этот период называются Гомеровский период. Примерно в Х – Х1 веках активно формируются полисы – города-государства. - Спарта, Коринф, Афины. Они пришли на смену Микенской и Минойской цивилизаций. С 4 века н. э. Греция становится частью Восточной Римской империи – Византии и просуществовала еще около 1000 лет.
История Древнего Рима начинается с основания Рима Ромулом и Рэмом около 754 году до н.э. Завершается история Античного мира в лице Рима в 476 году н.э., когда вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.
Для ранней греческой науки и философии характерны были занятия универсальными построениями об устройстве мира. Об этом можно рассказать на примере представителей милетской и элейской школ. (Поиск первоосновы мира – архэ).
Наряду с универсальными построениями, то есть наряду с наукой «о природе», начиная с 6 – 5 веков до н.э., возникали и некоторые ЧАСТНЫЕ научные дисциплины. К ним относятся, в частности:
1. Историко-географические описания, создаваемые на основе мифов, собственных наблюдений, рассказов и записей путешественников (например, Кадма, Гекатея - милетцы; Геланика с острова Лесбос). Высшей точкой развития жанра историко-географической литературы считаются знаменитые ДЕВЯТЬ книг отца истории - Геродота из Галикарнаса (48- 425 до н.э.).
2. Медицина. В рассматриваемый период она выступала не столько в качестве науки, сколько в виде ремесла. Однако следует сказать, что медицинские знания, основанные на опыте и наблюдениях, оказали существенное влияние на развитие научных методов исследования. Наиболее ранние сведения из области греческой медицины (ВОЕННОЙ) можно найти в поэмах Гомера. Наибольшую славу приобрела медицинская школа, связанная с именем Гиппократа (вторая половина 5 века до н.э.). Ему приписывалось более 70 медицинских книг.
3. Математика. Фалес, Пифагор, пифагорейцы, Демокрит. Важным с позиций дальнейшего развития науки явилось создание дедуктивного математического метода
4. Астрономия.Научные занятия астрономией в период ранней Греции в значительной степени имели практическую направленность - Энопид, Метон, Евктемон. Астрономические знания этого периода закладывали фундамент, на котором позже возникнет ЗДАНИЕ античной теоретической астрономии – Гиппарх, Птолемей.
Особое место в развитии античной науки занимает эпоха Эллинизма.
Термин «Эллинизм» ввел в научный оборот немецкий историк Иоганн Густав ДРОЙЗЕН (1808 – 1884) – автор книги «История ЭЛЛИНИЗМА».
Почему столь точны даты этого периода? В середине 4 века до н.э. на севере Греции набирает силу Македония. В 338 году ее царь ФИЛИПП П одержал победу при Херонее над коалицией греческих городов и подчинил Грецию. Эту дату – 338 год – год военной победы Македонии над Грецией, принято считать началом периода Эллинизма. Концом эллинизма считают 30 год до н.э., когда римские войска оккупировали последнее эллинистическое государство – Египет.
ЭЛЛИНИЗМ – это трехсотлетний период в истории территорий, захваченных Александром Македонским. ОНИ находились под ВОЕННОЙ ВЛАСТЬЮ Македонии и ДУХОВНЫМ ВЛИЯНИЕМ греческой культуры.
К основным представителям научной мысли эпохи Эллинизма относятся:
1) Евклид – конец 1У века до н.э. Его главный труд «Начала» включает в себя 15 книг, в которых изложена вся известная к тому времени математика - геометрия на плоскости, геометрическая алгебра, арифметика, стереометрия (теоремы о прямых и плоскостях в пространстве) и т.д. Этот труд остается основой большей части современной геометрии. Одна из известных аксиом Евклидовой геометрии гласит: если дана линия и точка вне ее, то через эту точку можно провести только одну линию, параллельную первой. Эту аксиому нельзя доказать. Попытки заменить ее на другую, по которой через точку вне прямой нельзя провести ни одной линии, параллельной данной, или можно провести множество таких линий, привели к созданию в Х1Х веке так называемых неевклидовых геометрий (например, Лобачевского, Римана), которые очень важны для многих аспектов современной физики.
2) Архимед – 3 век до н.э. Греческий ученый, математик и изобретатель. Родился в Сиракузах. В своих письмах-трактатах непосредственно подходит к методам высшей математики. Наиболее известен своим законом: любое тело частично или полностью погруженное в жидкость или газ, выталкивается вверх с силой равной весу вытесненной им жидкости. Так, лодка плывет, а шар, наполненный горячим воздухом или гелием, взмывает вверх, потому, что их вес меньше веса вытесненной ими воды или воздуха. По преданию Архимед бежал нагим по улицам Сиракуз, крича «Эврика!» (Я нашел), когда, принимая ванну, обнаружил, что объем тела, может быть измерен объемом вытесненной воды. Архимед изучал различные механизмы, в том числе и рычаг. Ему приписывают изречение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!», то есть, если дан достаточно длинный рычаг и существует точка опоры вблизи объекта, который надо сдвинуть, это может сделать один человек независимо от тяжести объекта. Архимедов винт до сих пор используют в Египте, чтобы поднимать воду для орошения полей.
3) Гиппарх из Никеи (Малая Азия); жил в середине П века до н.э.- считается, что его заслуги в астрономии ОГРОМНЫ, и, прежде всего, а) в отношении усовершенствования геоцентрической картины мира, б) в области наблюдательной астрономии.
4) Птолемей Клавдий величайший греческий астроном и математик – жил во П веке нашей эры. Собрал все астрономические знания того времени в труде «Альмагест», Гед изложил свою систему строения вселенной – система Птолемея. Согласно этой системе Солнце и другие планеты движутся по орбитам вокруг Земли. Это мнение доминировало в астрономии до 1500 годов, до того времени, когда ее сменила гелиоцентрическая система Н. Коперника.
В эпоху Эллинизма бурно развиваются такие науки как механика (Архимед), оптика, науки о живой природе, медицинаи другие
Основной ПРОБЛЕМОЙ ранней греческой науки, которую можно назвать «наука о природе» или натурфилософией была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое. Различные варианты решения этой проблемы можно найти в работах представителей «досократиков», которые делятся на ДВЕ ветви:
1. Ионическая (милетская школа, Гераклит).
2. Италийская (Южная Италия и Сицилия) – Пифагор и его последователи, Элейская школа – Парменид, Зенон, Мелисс.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Первые древнегреческие философы: ФАЛЕС (624-546), АНАКСИМАНДР (610-546), АНАКСИМЕН (585-525).
Для представителей этой школы характерно стремление найди в многообразии мира единое материальное начало, единую первооснову, из которой возникли все вещи. Такую первооснову греки называли архе.
В отличие от МИФОЛОГИИ, которая при ответе на вопрос о первооснове ссылалась на богов, философия стремилась найти общекосмическое начало в самой природе (а не вне нее).
ФАЛЕС из Милета (ок.685-547 до н.э.) - основоположник греческой философии. Сочинения его не сохранилось. Ему приписывается множество ИЗРЕЧЕНИЙ (гном) в т.ч. известное «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» Информация о его взглядах дошла до нас из пересказов некоторых греческих философов: например, Аристотель, Симплиций, т.е. это косвенные источники .Существует мнение, что Фалес - ученый, соединивший интерес к вопросам практической жизни с глубоким интересом к проблемам о строении мира. Считается, что он объяснил природу с солнечного затмения. Опираясь на знания, почерпнутые им в Египте или Финикии, он предсказал солнечное затмение в Греции в 585 году до н.э.
ФАЛЕС был гидроинженером, разносторонним ученым, изобретателем астрономических приборов, ему принадлежит ряд открытий в области математики – хотя степень достоверности этих сведений неясна. Вероятно, что за его обширные знания по многим вопросам, а также оправдавшееся предсказание затмения СОЛНЦА так поразило современников, что его причислили к СЕМИ величайшим мудрецам.
Основные научные и философские идеи Фалеса.
1. ФАЛЕС, как сообщает Аристотель, основой, первоначалом всего сущего (архэ) считал ВОДУ, т.е. влажное первовещество. Все постоянно рождается из этого единого источника. Почему первоосновой является ВОДА?
Вода - необходимое условие существования всего земного:
- растения без воды высыхают, животные и человек гибнут. Вода поддерживает жизнь.
- Все начинается с воды и в нее возвращается.
По мнению СИМПЛИЦИЯ: ФАЛЕС считал, что вода (материя) бесконечна.
2. Вселенная в целом и каждый ее предмет имеет ДУШУ. Примеры и доказательство всеобщей одушевленности ФАЛЕС видел в свойствах МАГНИТА и ЯНТАРЯ: так как они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют ДУШУ. Эта его идея в дальнейшем работах различных философов получила свое развитие. Для ее обозначения в философии применяются термины:
ПАНПСИХИЗМ (от греч. душа) - представление о всеобщей ОДУШЕВЛЕННОСТИ природы (все имеет душу). Синоним – гилозоизм.
Основные положения КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ концепции Фалеса можно свести к ДВУМ положениям:
1) Все произошло (возникло) из воды.
2) Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
АНАКСИМАНДР (610-546 до н.э.) - ученик Фалеса.
1. Первоосновой мира с его точки зрения является АПЕЙРОН - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении ЕДИНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО. Оно есть - ИСТОЧНИК всех конкретных вещей и явлений. Вода – одно из состояний апейрона.
АПЕЙРОН - это некое вещество, но оно не имеет определенных качеств, это - вещество с нейтральными качествами.
Вещи возникают из-за постоянного движения АПЕЙРОНА, поскольку при движении из апейрона него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное.
Благодаря вечному ДВИЖЕНИЮ апейрона и образованию противоположностей во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров и вещей.
2. Космологическая теория Анаксимандра сводится к следующим положениям:
- источником всего существующего является апейрон;
- в центре Вселенной находится Земля, имеющая форму ЦИЛИНДРА (по форме она подобна срезу колонны),
- вокруг Земли вращаются три кольца: солнечное, лунное и звездное,
- существующий мир не является вечным, он разрушается, возврашаясь в состояние АПЕЙРОНА, из которого возникает (выделяется) новый мир.
- животное и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу.
ЗАСЛУГА Анаксимандра в истории НАУКИ заключается, прежде всего, в отказе от мифологической и антропологической картины мироздания.
АНАКСИМЕН - ученик Анаксимандра (середина 6 века до н.э. (585-525)
1. ПЕРВООСНОВОЙ мира считал беспредельный «ВОЗДУХ». Все происходит из ВОЗДУХА и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен. По своей природе «ВОЗДУХ» – род пара или темного облака.
СГУЩАЯСЬ, ВОЗДУХ образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, РАЗРЕЖАЯСЬ, превращается в огонь. Т.О., ВЕЩИ образуются путем сгущения и разрежения воздуха.
2. Анаксимен считал, что звезды - это огонь, но мы не ощущаем их тепла, т.к. они очень далеки, но ближе планет.
В начале 5-го века до н.э. Милет захватывают персы и город, лишается своей политической самостоятельности. Развитие философии здесь замирает. Однако философские идеи милетцев продолжали оказывать влияние в других городах Греции.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Элейская школа представлена тремя философами – Парменидом, Зеноном – они жили в городе ЭЛЕЯ, и мелиссом из Самосы. Поскольку основные идеи этой школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города ЭЛЕИ, постольку школа в целом получила название элейской.
ПАРМЕНИД (540 – 480 до н.э.). Взгляды Парменида изложены в единственном сочинении, написанном в стихотворной форме.
Его учение было направлено, прежде всего, против двух философов того времени:
- против ПИФАГОРА, который утверждал, что в мире существует ПУСТОТА. Если есть пустота, то естественно, что в мире существуют ОБОСОБЛЕННЫЕ (единичные), отдельные вещи, которые и отделяет друг от друга пустота;
- против ГЕРАКЛИТА, который утверждал, что мир находится в ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ и ИЗМЕНЕНИИ.
Основные научные и философские идеи ПАРМЕНИДА.
1. Мир – это сплошная масса вещества, это огромное шаровидное тело, которое неподвижно покоится. Иначе говоря: существует только БЫТИЕ как сплошь заполненное веществом пространство, и это бытие имеет форму шара.
При такой посылке напрашивается вопрос: «Что находится за пределами этого ШАРА?». В текстах Парменида ответа на этот вопрос НЕТ.
2. Пустоты в мире нет – она отсутствует. Это означает, что в мире нигде нет не заполненного пространства, или: нет пространства, отделенного от вещества.
Выводы, которые можно сделать из этих посылок.
ВЫВОД ПЕРВЫЙ направлен против Пифагора: МИР ЕДИН; не может быть никакого МНОЖЕСТВА отдельных вещей.
Почему? В мире нет пустоты, следовательно, нет никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей, отделяющих вещи одну от другой. Значит, нет никаких отдельных вещей. Мир – это сплошное, единое вещество.
ВЫВОД ВТОРОЙ направлен против Гераклита: Движение в мире отсутствует. Мир неподвижен и неизменен, ведь двигаться можно только есть пустота.
ИТАК: множества вещей в мире нет, движение в мире отсутствует.
Однако, на практике, то есть в реальной жизни, люди с помощью органов чувств воспринимают и МНОЖЕСТВО предметов и ДВИЖЕНИЕ (движется река, стареет человек, движется ветер, качаются деревья).
ВЫВОД: органы чувств обманывают человека.
Пушкин: Движенья нет, сказал мудрец брадатый
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить,
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце всходит
А все же прав упрямый Галилей.
Если органы чувств обманывают человека, то картина мира, которую человек получает при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и вкусовых ощущений не является истинной, правильной она ИЛЛЮЗОРНА.
На самом деле мир ЕДИН, ВЕЧЕН, НЕИЗМЕНЕН, НЕПОДВИЖЕН.
КАКИМ же образом можно доказать такие странные, на первый взгляд, идеи?
Задачу защиты воззрений Парменида взял на себя его ученик ЗЕНОН (480 – 430 до н.э.)
МЕТОД, который Зенон применил для защиты аргументов учения Парменида, впоследствии Аристотель назвал «ДИАЛЕКТИКОЙ».
Диалектика – это искусство выяснения ИСТИНЫ путем обнаружения ВНУТЕЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, заключающихся в мыслях оппонента, и УСТРАНЕНИЕ этих противоречий. Для доказательства правоты учения Парменида Зенон предложил ряд парадоксальных положений, которые получили название «АПОРИИ». АПОРИЯ в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение».
Метод Зенона сходен с тем, что в математике называют «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО»: Зенон условно принимает тезисы противников Парменида. НАПРИМЕР:
- Движение возможно (мыслимо)
- Может существовать множество вещей,
- Может существовать пространство как пустота.
Приняв эти положения условно, Зенон доказывает, что их признание приведет к ПРОТИВОРЕЧИЯМ. А если это так, то эти предположения ЛОЖНЫ, и ИСТИННЫМИ являются утверждения Парменида.
Рассмотрим схему рассуждений Зенона, в том случае, когда он доказывает, что ДВИЖЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО мыслить.
Допустим вместе с противниками Парменида, утверждает Зенон, что ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИМО (возможно). Тогда о теле или телах (предметах) придется высказывать два противоречащих друг другу утверждения:
1. Движение возможно.
2. Движение невозможно.
При помощи своих АПОРИЙ Зенон доказывает, что ДВИЖЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО.
ПЕРВАЯ АПОРИЯ – «Дихотомия» (с греческого – «деление пополам).
Представим, что НУЖНО пройти ДИСТАНЦИЮ от точки А до точки В. Для того, чтобы ЭТО сделать, тело ДОЛЖНО предварительно пройти ПОЛОВИНУ этого расстояния. Чтобы пройти ПОЛОВИНУ, нужно предварительно пройти половину ЭТОЙ ПОЛОВИНЫ и так далее ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ - (любой отрезок пути можно делить до бесконечности).
Если признать сказанное, то получается, что ДВИЖЕНИЕ тела не может не только завершиться, но и не может начаться, ибо «ПРОЙТИ» бесконечное множество точек, которые находятся на прямой НИ В КАКОЙ КОНЕЧНЫЙ отрезок времени НЕВОЗМОЖНО.
ИТАК, признав ПРАВИЛЬНЫМ суждение противников Парменида (движение возможно), мы в процессе рассуждений ПРИШЛИ к ПРОТИВОРЕЧИЮ. Следовательно, ЭТО суждение является НЕВЕРНЫМ, НЕИСТИННЫМ. А правильным будет утверждение Парменида – движение невозможно.
ВТОРАЯ АПОРИЯ – «Летящая стрела».
Предположим, (противники Парменида), сто СТРЕЛА летит, то есть движется в пространстве.
Но если ЭТО так, то ОДНОВРЕМЕННО необходимо утверждать, что стрела в каждое мгновение полета ЗАНИМАЕТ НЕКОЕ пространство, равное собственной ДЛИНЕ. Таким образом, ОНА НЕПОДВИЖНА. Тогда получается, что стрела одновременно движется и не движется. Однако, это невозможно (как примерно «быть и не быть в одно и тоже время»). В суждении ПРОТИВНИКОВ Парменида обнаружилось противоречие, следовательно, ОНО (движение возможно) НЕПРАВИЛЬНОЕ. А истинным будет мнение Парменида – движение невозможно.
ТРЕТЬЯ АПОРИЯ – «Ахилл и черепаха».
Предположим Ахилл (богиня Фетида) бежит (движется) быстрее черепахи. Чтобы ее догнать, Ахиллу необходимо затратить НЕКОЕ время. Черепаха за это время проползет какое-то расстояние и так до бесконечности. Расстояние, которое успеет проползти черепаха за любое сколь угодно незначительное время, никогда не превратится в НУЛЬ. Поэтому Ахилл никогда не догонит черепаху.
Следовательно, движение и ДВУХ тел относительно друг друга также невозможно.
ИТАК: во всех рассуждениях Зенон вовсе не утверждает, что люди с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ не воспринимают движение.
То, что движение воспринимается ЧУВСТВАМИ, Ни Парменид, ни Зенон не сомневались. ВОПРОС состоит в другом: ВОЗМОЖНО ЛИ МЫСЛИТЬ ДВИЖЕНИЕ, не впадая в противоречия? Ответ – нет. Следовательно: движение – это кажимость.
АПОРИИ Зенона придали мощный импульс развитию античной математики, логики и диалектики. Парменид и особенно Зенон сформулировали и предложили собственное решение принципиально новых вопросов для того времени:
- соотношение единого и многого, движения и покоя, непрерывного и прерывного, бесконечности и конечности.
АПОРИИ Зенона побуждали многих ученых, математиков, философов искать способы разрешения замеченных им трудностей и противоречий.
Доказательство Зеноном невозможности СУЩЕСТВОВАНИЯ пространства как ПУСТОТЫ. Если признать существование пустого пространства, отдельного от вещества, то вступает в силу следующее рассуждение:
Все существующее находится где-нибудь в пространстве. Но чтобы существовать, пространство тоже должно находиться «где-нибудь», то есть существовать во втором пространстве. Это второе пространство, в свою очередь, должно существовать в третьем пространстве, и так до бесконечности. Но это абсурдно. Следовательно: пространство как пустота, как отдельное от вещества немыслимо.
ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРА.
ПИФАГОР Самосский (6 в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.
Пифагор (ок. 570-500 г. до н. э.) известен школьникам главным образом по геометрической теореме о связи между сторонами прямоугольного треугольника. Для современников этот греческий мудрец казался полубогом. Пифагор много путешествовал. Он посетил Милет, Финикию, Египет. Изучал астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозные обычаи и нравы. На юге современной Италии в г. Кротоне организовал пифагорейский союз - одновременно философскую, политическую партию и религиозное братство. Главная задача союза – значительное совершенствование человека с целью подготовки его души к последующему существованию. Отсюда большое количество строгих правил поведения. Некоторые можно объяснить. Например, поскольку душа в будущем может переместиться в животное, то нельзя есть мясо, носить шерстяную одежду. Некоторые правила объяснить трудно, например, «не прикасайся к белому петуху» или «не смотрись в зеркало около огня». Лучшим средством освобождения и очищения души считались ЗАНЯТИЯ МАТЕМАТИКОЙ И МУЗЫКОЙ.
Философские идеи:
Традиционно центральная идея – найти первооснову мира. Пифагор утверждал, что это число. Почему такое странное предположение? При ответе следует учесть следующее - серьезные занятия математикой привели:
- к постановке вопросов: 1. Что такое число? 2. Каким образом связаны числа и вещный мир?
- к выводу о второстепенности, неполноте чувственного опты для получения истины: объяснять мир надо не на основе данных чувств, а на основе размышления и, прежде всего, на математических выводах. Здесь налицо абсолютизация количественных методов математики. О числе рассуждали так:
1. Числа присущи всем вещам: все может быть измерено, т.е. выражено числом.
2. Числа постоянны, неизменны и вечны в том смысле, что неизменным является числовое выражение каждой меняющейся вещи.
3. Число – есть предел, граница каждой вещи, это то, что дает вещи ее фигуру, форму. Таким образом, число определяет вещь.
ВЫВОД: поскольку числу присущи всеобщность, вечность, постоянство, а также число – это предел, благодаря которому и существует вещь, то ЧИСЛО И ЕСТЬ ПЕРВООСНОВА И ПЕРВОПРИЧИНА БЫТИЯ вещей. ЧИСЛО И ЕСТЬ НАЧАЛО ВСЕГО – архе. Принципы математики – есть принципы мира; числовые отношения и пропорции – есть отражение связей и гармонии самого мира.
Математики пифагорейцы были уверены в наличии в мире порядка и гармонии. Они впервые стали называть мир КОСМОСОМ.
Пифагорейцы установили, что при одинаковом натяжении струн высота тона обратно пропорциональна длине звучащей струны, то есть определили, что музыка обусловлена числовыми отношениями. На этой основе была выдвинута гипотеза о музыкальной гармони и движущихся небесных сфер. Люди не воспринимают этого, поскольку эти гармоничные звуки музыки воздействуют на них непрерывно. Интересно, что эту достаточно фантастичную идею поддерживал в ХУП веке Кеплер.
Процесс познания пифагорейцы сводили к процессу числового выражения познаваемого объекта. Отсюда: нумерология, магия чисел, признание возможности математического выражения к-л закономерности как высшего доказательства истинности процесса, или даже статуса научности к-л дисциплины.
Религиозно-философское учение Пифагора и основанный им союз оказали большое влияние на жизнь Греции и позднее на развитие философии в эпоху средневековья и даже в Новое время.
В математике с его именем связаны и другие открытия.
ТЕОРЕМА ПИФАГОРА: утверждение, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Однако египетские строители применяли на практике это утверждение задолго до доказательства его Пифагором. На этом основании, в том числе, некоторые исследователи, например, Асмус И.Ф. считают, что доказательство указанной теоремы приписано Пифагору в последующие века. С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии – элементарные свойства плоских фигур.
АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА
Точные даты рождения и смерти ДЕМОКРИТА неизвестны. Приблизительные годы жизни: около 460 – 371 до н.э. Родился и жил в городе АБДЕРЫ, во Фракии, это на севере Греции.
Много путешествовал, совершил несколько поездок по странам Востока.
Сохранилось несколько полулегендарных преданий о жизни Демокрита.
Одно из них: Демокрит был обладателем большого состояния, которое ему досталось по наследству. Он его истратил на путешествия. За это Демокрит был привлечен к судебной ответственности, так в те времена считалось преступным непроизводительно растрачивать доставшее от отца богатство.
По преданию Демокрит заменил оправдательную речь перед судьями и избежал наказания, прочитав им свое сочинение, написанное на основе знаний, добытых им во время научных путешествий.
В одном из текстов Демокрит говорит о себе следующее:
«Из всех моих современников я обошел наибольшую часть Земли; я сделал исследования более глубокие, чем кто-либо другой; я видел много разнообразных климатов и стран и слышал весьма многих ученых людей, и никто еще меня не превзошел в сложении линий, сопровождаемом логическим доказательством».
Большинство сочинений Демокрита (их было около 70) утеряны в первые века нашей эры. До нас дошли лишь короткие цитаты (около 300), в основном из его этических трактатов.
Основные научные и философские положения Демокрита.
1. Демокрит является одним из философов, который предложил свой ВАРИАНТ ответа на НАУЧНЫЙ вопрос, сформулированный Парменидом: как найти единое, неизменное и неуничтожимое в многообразии изменчивого и возникающего мира.
Демокрит (наряду с Левкиппом – У век до н. э.) предложил атомистическое объяснение мира. Он считал, что объективно (реально) существуют АТОМЫ и ПУСТОТА.
Бесконечное количество атомов наполняет бесконечное пространство – пустоту.
Атомы непроницаемы, неизменны, вечны. Они двигаются в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число предметов и миров.
Атомы отличаются друг от друга по ФОРМЕ. ВЕЛИЧИНЕ и ПОЛОЖЕНИЮ. Они бывают шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т.д.
ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство атомов.
Атомы невидимы и неосязаемы. Поэтому доказать их существование можно только ЛОГИЧЕСКИМ путем.
Следует обратить внимание на то, что у Демокрита как ученого АТОМИЗМ не остался лишь физическим воззрением. Он стремился атомистическую идею провести и в других областях науки. Одной из таких областей была математика. Атомистическая концепция математики заключалась в том, что Демокрит признал математические тела (шар, конус, пирамиду), состоящими из плоскостей, налагающихся друг на друга, но отделенных друг от друга, как и физические АТОМЫ, пустым пространством. Так, например, конус, согласно таким воззрениям, состоит из большого числа кружков, расположенных параллельно основанию конуса в порядке убыванию их радиусов по направлению к вершине. В свою очередь плоскости, из которых состоят тела, составляются из линий, а линии – из неделимых точек.
2. КОСМОЛОГИЯ Демокрита.
Его представления в этой области в целом соответствовали уровню развитию античной науки того времени.
Новыми идеями Демокрита являлись его представления: 1) о бесконечности вселенной, 2) о бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве. Интересной в связи с этим является догадка Демокрита о том, что различные миры, одновременно существующие во вселенной, находятся на различных стадиях своей «жизни»: одни еще растут, другие уже находятся в расцвете, третьи разрушаются.
ЗНАЧЕНИЕ космологических взглядов Демокрита.
а) Можно считать гениальной для того времени догадку о бесконечности миров, не только сменяющих друг друга, но и существующих одновременно.
б) Однако, в своем представлении о порядке расположения светил в пространстве по отношению к Земле Демокрит вернулся к устаревшим и уже отвергнутым греческой наукой взглядам. Он помещает все светила между Луной и Солнцем, в котором видят крайнее светило нашего мира.
3. УЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ.
Из утверждения вечности времени и материальных начал (атомов) Демокрит выводят идею о НЕОБХОДИМОСТИ всех процессов и явлений природы.
По Демокриту развитие мира происходит ЗАКОНОМЕРНО, ПРИЧИННО ОБУСЛОВЛЕНО. То есть все имеет свою причину, беспричинных явлений НЕТ.
Отсюда вытекает ОТРИЦАНИЕ Демокритом СЛУЧАЙНОСТИ: случайно то, причину чего мы не знаем. Другими словами: случайность – это наше НЕЗНАНИЕ причины. «Люди измыслили идол случая, - пишет Демокрит, - чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».
Пример: лысый старик шел по пустыне. Вдруг ему на голову падает черепаха и разбивает ему череп. Происшествие рассматривается как доказательство существования СЛУЧАЙНОСТИ. Но, по Демокриту, это не так. Случай этот неожидан только для человека, которого постигло бедствие, однако оно закономерно, причинно обусловлено. Черепаха упала не беспричинно, а потому, что ее нес в когтях орел. У орлов есть такая повадка: они поднимают черепаху в воздух и бросают на камень, чтобы панцирь черепахи раскололся, и они могли достать ее мясо. Увидев голый череп лысого человека внизу под собой, орел принял его за камень и бросил черепаху на него.
ИТАК: Демокрит был убежден, что объективно существует только НЕОБХОДИМОСТЬ. СЛУЧАЙНЫМ же нам представляет то явление, причины которого нам неведомы. Таким образом, отождествляется объективность существования необходимости и причинности, а случайность такой характеристикой не обладает. Из этого впоследствии (в ХУШ веке) родился Лапласовский детерминизм.