Тема 3.1. Человек как главная философская проблема. Проблема сознания
Программа
Философия о происхождении и сущности человека. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, неизменимость, неопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть. Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Тема 3.2. Учение о познании. Проблемы истины
Программа
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.
Методические рекомендации
Философия человека или философская антропология XX века продолжает поиск подлинности человека. В результате споров представителей различных философских школ современности сегодня человек рассматривается как венец природы, которому нет равных. Он уникален и универсален. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее.
На уровне здравого смысла мы понимаем материальный мир как то, что можно увидеть, ощутить, потрогать, если не руками, то с помощью приборов, как то, что существует объективно, то есть независимо от нас. Если сознание - это не материя, можно ли сказать, что сознание нереально и субъективно, что оно существует вне пространства и времени?
Основные философские направления пытаются понять сознание. Первым путем пошел материализм, точнее, материалистический детерминизм и редукционизм. Под материализмом, как уже говорилось, понимается философская позиция, согласно которой материя первична, а сознание вторично: оно есть порождение высокоорганизованной материальной системы — человеческого мозга. Развитые формы материализма, например, марксизм, добавляют к этому еще одну важную линию причинной зависимости и объяснения сознания — наличие общественной жизни и трудовой деятельности с помощью орудий труда. Но очень часто люди, которые подходят к проблеме сознания с позиций физиологии высшей нервной деятельности или компьютерного моделирования, ограничиваются лабораторной моделью работы мозга или компьютера.
Еще одно направление, которое ориентируется на точность и объективность и не хочет иметь дело с неопределенностью и субъективностью психического мира отдельного человека, это бихевиоризм. Название происходит от английского слова «behavior» - поведение. Воздействуя на человека, мы наблюдаем его ответные реакции: и то, и другое можно исследовать научно, объективно по схеме «стимул-реакция», все остальное не является предметом научного исследования. Что на самом деле переживает человек – неведомо, потому что чужая субъективность нам недоступна. Даже сам хозяин часто плохо ориентируется в собственном внутреннем мире, что уж говорить о посторонних! Бихевиоризм выражает научную ориентацию в психологии и привлекает строгостью и точностью описания человеческого поведения, но, увы, у него тоже есть свои уязвимые места и щели, через которые убегает сознание.
Другой радикальный подход к проблеме сознания был воплощен в идеалистическойфилософии. В ней сознание – это первичная реальность, которая порождает так называемый «объективный мир», природу, материю.
В нашем сознании множество таких вещей, о которых мы вообще ничего не знаем, не хотим знать, не можем знать, даже если хотим. Это точка зрения Зигмунда Фрейда. Его учение о бессознательном, о соотношении Сверх-Я, Я и Оно в структуре личности в свое время шокировало философскую и научную общественность, а сейчас стало общим местом.
Содержание бессознательного уровня сознания зависело от личной истории человека, от детских психических травм, от нереализованных запретных желаний, считал Фрейд. Его соратник и оппонент Юнг переосмыслил позицию учителя и постарался показать, что индивидуальное бессознательное — это не последний уровень психической жизни: еще глубже лежит коллективное бессознательное — совокупность передаваемого по наследству психического опыта предшествующих поколений. Этот опыт существовал, согласно Юнгу, в мифологических образах и символах, в неосознанных инстинктах и импульсах, в так называемых архетипах... Добавляем еще один, нижний слой к нашему «слоеному пирогу» сознания.
Подведем некоторые итоги, которые, однако, никак не могут быть окончательными.
Сознание — сложный и многоликий феномен. Приведенные здесь определения ни в коей мере не могут исчерпать всего его содержания. И все же они определяют, огораживают некую область, где живет сознание, где есть шанс его найти. С одной стороны, для наличия сознания необходимо наличие мозга и других морфологических характеристик нашего биологического вида. С другой стороны, необходима коллективная, общественная жизнь и разнообразие благоприобретенного опыта. С третьей — наличие членораздельной речи, языка, с помощью которого происходит обмен этим опытом. С четвертой — необходимо богатство предметной сферы, то есть искусственно созданных вещей и орудий труда, которые «опредмечивают», воплощают в предметах добытые знания и умения.
Где-то внутри этой ограды существуют субъективность, самосознание, память, рациональное мышление, аффекты, бессознательное, свобода воли, моральная ответственность, творчество новых вещей, текстов и смыслов. Сознание всегда направлено на что-то, что не есть оно само, это знание о чем-то, осознание каких-то свойств и отношений. Список можно продолжать. Правы авторы оксфордского словаря: сознание успешно сопротивляется попыткам его определить!
Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозировать ход эволюции человечества на большие промежутки времени. Более того, важнейшую роль в деятельности человека играет процесс познания окружающего мира.
«Философская теория познания» в переводе на греческий называется эпистемологией или гносеологией. Как человек познаёт мир и насколько его представления о мире истинны - вот основной вопрос гносеологии. Исходный материал для познания обеспечивают чувства. Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Другой стороной познания является разум. Рациональное познание осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение. Главная ценность познания - истина - такая интерпретация, которая поставляет нам знания о мире.
Наука имеет дело с самым достоверным знанием. Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение. Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией и методами. Научная деятельность не выключает исследование из сферы этики.
Вопросы для самоконтроля
1. Внимательно прочитайте представленные ниже определения сознания и подумайте, что в них отражено: самая главная черта сознания или просто одна из многочисленных его характеристик? «Сознание – это осознанное бытие». «Сознание – это субъективный образ объективного мира». «Сознание – это человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении». «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга».
2. Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание, сознательное и бессознательное?
3. В чем заключаются принципиальные различия материализма и идеализма о природе сознания?
4. Какова роль языка в формировании и развитии сознания?
5. Как связаны между собой теория и практика?
6. Что такое научная картина мира? Где и когда появилась первая научная картина мира?
7. Когда появилась эйнштейновская картина мира? Что для нее характерно?
8. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании?