Драматургия д. и. фонвизина

Ранний этап творчества. Стихотворное переложение сентиментальной драмы Л. Грессе «Сидней» в комедии «Корион» (1794) как приноровление к русским нравам. «Бригадир» (1769). Самобытная национальная комедия нравов. Художественное новаторство. Реализация принципов «верности натуре» и социальной сатиры. Функция ремарок, декораций. Речевые портреты персонажей. Просветительские идеи автора. «Недоросль» (1781) – «истинно общественная комедия» (Н.В. Гоголь). Структура сюжета пьесы. Основа драматической коллизии и мотивы «слезной» мещанской драмы. Комедийно-сатирический план структуры «Недоросля». Мир отношений, воплощенный в положительных персонажах. Авторские представления об идеальном человеке, дворянине, об истинном монархе. Контрастное освещение узловых проблем пьесы. Интермедии, фарсовые сцены и их роль в комедии. Речевые характеристики. Проблема художественного метода комедии.

Тексты:

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (по любому изданию).

Научная литература:

1. Бухаркин, П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И. Фонвизина / П.Е. Бухаркин // Вестник ЛГУ. – 1986. – Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. – Вып. 3. – С. 32-38.

2. Макогоненко, Г.П. Денис Фонвизин / Г.П. Макогоненко. – М. – Л., 1961. – С. 266-287; или Макогоненко, Г.П. От Фонвизина до Пушкина (Из истории русского реализма) / Г.П. Макогоненко. – М., 1969.

3. Стенник, Ю.В. Русская сатира XVIII в. / Ю.В. Стенник. – Л., 1985. – С. 313-337.

Дополнительная научная литература:

1. Зотов, А.М. «Несть греха в курении табака»? Об одной детали в создании художественного образа / А.М. Зотов // Лингвистика. Литература. Межкультурная коммуникация: Тезисы докладов региональной конференции молодых ученых. – Иркутск, 2001. – С. 26-28.

2. Исаакович, И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина / И.В. Исаакович. – Л., 1979. – С. 71-105.

3. Лебедева, О.Б. Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»/ О.Б. Лебедева. – Томск, 1996.

4. Рассадин, С.Б. Сатиры смелый властелин. Книга о Д.И. Фонвизине / С.Б. Рассадин. – М., 1985. Или: Рассадин, С.Б. Фонвизин / С.Б. Рассадин. – М., 1980.

5. Степанов, В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания «Недоросля» / В.П. Степанов // XVIII век. – Л., 1986. – Сб. 15. – С. 204-229.

6. Стричек, А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения / А. Стричек / Пер. с фр. Е. Демьяновой, А. Каменского. – М., 1994.

7. Эйдельман, Н.Я. Где секретная конституция Фонвизина – Панина? / Н.Я. Эйдельман // Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII – XIX веков. – М., 1993. – С. 214-227.

Проза Н. М. Карамзина

«Письма русского путешественника». Жанровое своеобразие. Стиль. Образ путешественника. Повесть в прозаическом наследии Карамзина (сентиментальная – «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», философско-психологическая – «Чувствительный и холодный», историческая – «Марфа-Посадница», предромантическая – «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», повесть с элементами романа – «Рыцарь нашего времени»). «Новый слог», новая эстетика Карамзина.

Тексты:

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Чувствительный и холодный», «Марфа-Посадница», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Рыцарь нашего времени».

Научная литература:

1. Кочеткова, Н.Д. Литература русского сентиментализма: (Эстетические и художественные искания) / Н.Д. Кочеткова. – СПб., 1994.

2. Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. – М, 1987.

3. Макогоненко, Г.П. Николай Карамзин – писатель, критик, историк / Макогоненко Г.П. // Макогоненко Г.П. Избранные работы. – Л., 1987. – С. 74-149.

4. Сурков, Е.А. Русская повесть первой трети XIX в. Генезис и поэтика жанра / Е.А. Сурков. – Кемерово, 1991. – С. 17-52.

5. Сурков, Е.А. Русская повесть в историко-литературном контексте XVII – первой трети XIX века / Е.А. Сурков. – Кемерово, 2007.

6. Топоров, В.«Бедная Лиза» Карамзина / В. Топоров. – М., 2006. – С. 108-213.

Дополнительная научная литература:

1. Кочеткова, Н.Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма / Н.Д. Кочеткова // XVIII век. Сб. 16. Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. – Л., 1989. – С. 32-44.

2. Кочеткова, Н.Д. Русский сентиментализм (Н.М. Карамзин и его окружение) / Н.Д. Кочеткова // Русский романтизм. – Л., 1978.

3. Орлов, П.А. Русская сентиментальная повесть / П.А. Орлов // Русская сентиментальная повесть. – М., 1979.

4. Орлов, П.А. Русский сентиментализм /П.А. Орлов. – М., 1977.

5. Павлович, С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века / С.Э. Павлович. – Саратов, 1974.

Русская литература ХIХ века

Русская литература первой трети ХIХ века

Русская литература первой трети Х1Х века характеризуется развитием двух ведущих литературных направлений – романтизма и раннего реализма. Они сформировались как новые художественно-эстетические системы в сложном процессе сосуществования, борьбы последних явлений классицизма, просветительского реализма, сентиментализма. Наиболее острой для русской литературы этой эпохи стала проблема литературного языка. Ее решением были обусловлены новые связи с европейской традицией, стремление создать русскую литературу, не уступающую по своим художественным достоинствам европейским литературам. Наряду с этим, проблема языка обусловила обращение к национальным истокам, стремление сохранить своеобразие национальной духовной культуры и литературы. Грандиозные исторические события – Отечественная война 1812 – 1815 гг., которая необычайно подняла статус России среди европейских держав, движение декабристов, заявивших о необходимости изменения государственного строя России, обусловили подъем национального самосознания, смену идеологических приоритетов, проведение некоторых реформ в области просвещения. Национально-историческое прошлое, патриотизм, народность, личностная свобода и самопознание становятся ведущими понятиями для образованной части общества. Просветительские концепции отношений человека и государства, человека и природы существенно дополняются романтическим утверждением неповторимой индивидуальности внутреннего мира человека, формируется новое осмысление связей человека и социума, самоценность духовного опыта отдельной личности в ее связях с общей национальной жизнью.

Бурное литературное движение в первые десятилетия ХIХ века привело к появлению нового типа писателя, новых отношений литературы и общественной жизни, появление литературно-критических и художественных журналов, альманахов, повышение статуса литературы и театра в жизни эпохи. Оба литературных направления – романтизм и реализм – по-разному решали эти проблемы и в области эстетической рефлексии и в области художественных исканий.

Русский романтизм представлен двумя течениями, психологическим и гражданским, которые развивались с 1820-х до 1840-х гг., и формирование русского реализма также приходится на 1820-е годы.

Романтизм имеет в своей основе философско-эстетический персонализм, в связи с этим его художественные устремления связаны с вниманием к внутреннему миру личности, исключительной, неповторимой, как правило, одинокой, находящейся в дисгармонии, конфликте с миром. Творчество выступает результатом самовыражения поэта. Приоритет личностного начала обусловил подчеркнутый лиризм, использование символики, мифопоэтики, философичность романтических произведений. Внимание к национальному своеобразию, обращенность к прошлому нации сформировали развитие исторических тем, развитие романтического историзма с его интересом к местному и историческому колориту, героике прошлого, противостоящего современности с ее обыденностью, ординарностью. Приоритетным для романтиков становится фольклорно-этнографический материал. Народоведческие искания эпохи не только идейно близки романтикам, но и широко используются для формирования сюжетов, вставных эпизодов, тем, мотивов. В жанровой системе романтизма долгое время ведущими являются лирические формы (несколько разновидностей элегии, посланий, песни, романсы, «отрывки», фрагменты, «сны», «фантазии», сонеты), малые эпиграмматические формы (антологии, эпиграммы, экспромты, надписи и др.), очень популярны лироэпические жанры (баллада, дума, поэма). Прозаические жанры в русском романтизме появляются к середине 1820-х годов – это исторические, фантастические, утопические, философские повести, новеллы, «сказки». Романтизм конца 1820 – 1830 гг. тяготеет к созданию крупных форм (циклов, авторских сборников, книг, романов). Русская романтическая драматургия представлена историческими замыслами и созданиями декабристов, мистериальными формами, романтическими драмами с ярким мелодраматическим элементом.

Реализм отмечен тяготением к объективации художественного образа. В литературном произведении это обусловило полифонизм, диалогичность отношений автора и героев, многообразие хронотопов. Типологию героев стали составлять современные «герои нашего времени», исторические личности, героини, персонажи с отчетливо выраженной национальной духовностью, русским характером, социально определенные персонажи – «маленький человек», «значительное лицо», «лишний человек», «простой человек», «провинциальный герой» и др. Жанры реалистического течения русской литературы формируются в контексте поступательного развития русского романа и повести.

Учебная и справочная литература:

1. История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 6. – М., 1989. – Разд.2.

2. История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – М. – Л., 1982.

3. История русской драматургии ХVII – пер. пол.ХIХ века. – М., 1982

4. История русской литературы ХIХ века. Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. – М. – Л., 1962.

5. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. – 2-е изд. – М., 1996.

6. Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. Т. 1 – 4. – М., 1989 – 1999.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблематика. Комедия в русской критике. Конфликт. Герои. Проблема жанра. Сценическая история.

Тексты:

Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума».

Научная литература:

1. Борисов, А.С. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»/ А.С. Борисов. – Саратов, 1997.

2. Грибоедов А.С. Творчество. Традиции. Биография. – Л., 1977.

3. Лебедева, О.Б. Русская комедия ХVIII века / О.Б. Лебедева. – Томск, 1996.

4. Развитие реализма в русской литературе: в 3 т. – Т. 1. – М, 1973.

Дополнительная научная литература:

1. Фомичев, С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий / С.А. Фомичев. – Л., 1983.

Лирика А.С. Пушкина

Основные периоды (лицейский, петербургский, южный, михайловский). Лирика последнего десятилетия: кавказский цикл, две болдинских осени, «Песни западных славян», последние стихотворения. Жанрово-стилевые формы воплощения гражданской проблематики, тем дружбы, любви. Философская лирика. Народно-поэтические традиции. Эволюция образа поэта и темы творчества. Метро-ритмика Пушкина.

Тексты:

Пушкин А.С. «Воспоминания в Царском Селе», «К студентам», «Лицинию», «Вольность», «Деревня», « К Чаадаеву», «Погасло дневное светило…», «Кинжал», «Муза», «Редеет облаков летучая гряда…», «Песнь о Вещем Олеге», «К морю», «19 октября», «Андрей Шенье» «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», К* («Я помню чудное мгновенье…»), «Сожженное письмо», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд…», «Я вас любил…», «Кавказ», «Анчар», «Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Мадона», «Чем чаще празднует Лицей…», «Вновь я посетил…», «Воспоминанье», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Научная литература:

1. Грехнев, В.А. Мир пушкинской лирики / В.А. Грехнев. – Нижний Новгород, 1994.

2. Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина / С.А. Кибальник. – СПб., 1998.

3. Непомнящий, В.С. Пушкин: русская картина мира / В.С. Непомнящий. –М., 1999. (гл. IV).

4. Пушкин в русской философской критике / Под ред. Р. Гальцевой. – М., 1990.

5. Сурат, И. Биография и лирика / И. Сурат. – М., 1999.

6. Томашевский, В.Б. Пушкин. Кн.1 – 2 / В.Б. Томашевский. – М., 1955, 1990. – 2-е изд.

7. Фомичев, С.А. Поэзия А.С. Пушкина: Творческая эволюция / С.А. Фомичев. Л., 1986.

Дополнительная научная литература:

1. А.С. Пушкин: школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. – М., 1999.

2. Баевский, В.С. История русской поэзии. 1730 – 1980. Компедиум / В.С. Баевский. –М., 1996.

3. Лирика А.С. Пушкина. Комментарий к одному стихотворению / Ред. Н.И. Михайлова. – М., 2006.

4. Пушкин в школе. Учебное пособие / Сост. В.Я. Коровина. – М., 1998.

5. Русское стихосложение XIX века. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. – М., 1979. – С. 145-257.

6. Стихотворения А.С. Пушкина 1820 – 1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Сборник статей. – Л., 1974.

Поэмы А.С. Пушкина

«Руслан и Людмила» и формирование пушкинского лироэпоса. Типология и поэтика романтических «южных поэм». Сказки. Жанровая поэтика «повестей в стихах» «Граф Нулин», «Домик в Коломне». Историческая поэма «Полтава». «Цыганы». Философская поэма «Медный всадник».

Тексты:

Пушкин А.С. «Руслан и Людмила», «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Полтава», «Цыганы», «Медный Всадник».

Научная литература:

1. Архангельский, А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник» / А.Н. Архангельский. – М., 1999.

2. Жирмунский, В.М. Пушкин и Байрон / В.М. Жирмунский. – Л., 1978.

3. Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833 – 1836) / Г.П. Макогоненко. – Л., 1982. – С. 160-183.

4. Федотов, Г.В. Певец империи и свободы / Г.В. Федотов // Пушкин в русской философской критике. – М, 1990. – С. 356-375.

Дополнительная научная литература:

1. А.С. Пушкин: энциклопедия для школьников. – М., 1999.

2. Измайлов, Н.В. «Медный всадник» А.С. Пушкина. История замысла, создания, публикации и изучения / Н.В. Измайлов // Пушкин А.С. Медный всадник. – М., 1978. – Серия «Литературные памятники».

3. Манн, Ю.В. Русская литература Х1Х века. Эпоха романтизма / Ю.В. Манн. – М., 2007. – С. 48-50, 92-118.

4. Худошина, Э.И. Жанр стихотворной повести в творчестве А.С. Пушкина / Э.И. Худошина. – Новосибирск, 1987.

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин». Автор и герой. «Стих» и «проза» повествования. Онегинская строфа. Поэтика сюжета. Жанр. «Евгений Онегин» в русской критике.

Научная литература:

1. Бочаров, С.Г. Поэтика А.С. Пушкина. Очерки / С.Г. Бочаров. – М., 1974. – С. 26-104.

2. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля / Г.А. Гуковский. – М., 1957.

3. Кошелев, В.А. «Онегина» воздушная громада / В.А. Кошелев. – М., 1999.

4. Тамарченко, Н.Д. Русский классический роман Х1Х века. Проблемы поэтики и типологии жанра / Н.Д. Тамарченко. – М., 1997; Тамарченко, Н.Д. Типология реалистического романа. На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX века / Н.Д. Тамарченко. – Красноярск, 1988.

5. Турбин, В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / В.Н. Турбин. – М., 1996.

6. Чумаков, Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и русский стихотворный роман / Ю.Н. Чумаков. – Новосибирск, 1983, 2003.

Дополнительная научная литература:

1. А.С. Пушкин: школьный энциклопедический словарь. – М., 1999.

2. Архангельский, А.Н. Герои Пушкина. Опыт литературной характерологии / А.Н. Архангельский. – М., 1999.

3. Бонди, С.М. Роман в стихах / С.М. Бонди // Вершины. Сборник статей / Отв. ред. У.Р. Фохт. – М., 1978. – С. 211-245.

4. Лотман, Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий / Ю.М. Лотман. – Л., 1983.

5. Набоков, В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М, 1998.

6. Онегинская энциклопедия / Под ред. Н.И. Михайловой. – М., 1999.

7. Пушкин в русской критике. – М., 1999.

Проза А. С. Пушкина

Эволюция и типология прозы. «Повести Белкина»: проблематика, герои, поэтика. «Станционный смотритель». Фантастическая повесть «Пиковая дама». Проблематика. Герои. Поэтика. Исторический роман «Капитанская дочка». Творческая история. Художественный историзм и проблема повествования. Гринев и Пугачев. Поэтика сюжета (историческая и вымышленная линии).

Научная литература:

1. Берковский, Н.Я. Статьи о литературе / Н.Я. Берковский. – М. – Л., 1962. – С. 242-356.

2. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки / С.Г. Бочаров. – М., 1974.

3. Вацуро, В.Э. Повести Белкина / В.Э. Вацуров // Пушкин А.С. Повести Белкина. 1830 – 1831. – М., 1981. – С. 5-34.

4. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина / В.В. Виноградов. – М., 1941, 1999.

5. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. – Петрозаводск, 1995. – С.45-61.

6. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Гоголь. Лермонтов / Ю.М. Лотман. – М., 1988. – С. 107-124.

7. Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833 – 1836) / Г.П. Макогоненко. – Л., 1982.

8. Петрунина, Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции / Н.Н. Петрунина. – М., 1987.

9. Сурков, Е.А. Русская повесть в историко-литературном контексте ХVIII – первой трети Х1Х века / Е.А. Сурков. – Кемерово. 2007. – С. 154-235.

10. Сурков, Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. Генезис и поэтика жанра / Е.А. Сурков. – Кемерово, 1991. – С. 81-122.

11. Хализев, В.Е. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина» / В.Е. Хализев, С.В. Шешунова. – М., 1989.

Дополнительная научная литература:

1. Пушкин, А.С. Капитанская дочка / Изд. подг. Ю.Г. Оксман, Г.П. Макагоненко. Л., 1985. – Серия «Литературные памятники».

2. А.С. Пушкин: школьный энциклопедический словарь. – М., 1999.

3. Гиллельсон М.И. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий / М.И. Гиллельсон, И.М. Мушина. – Л., 1977.

4. Энциклопедия литературных героев. Русская литература ХVIII –первой половины ХIХ века. – М., 1997.

Повести Н. В. Гоголя

Эволюция проблематики и поэтики. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтический цикл. Природа художественного единства. Карнавализованный мир народной жизни и его разрушение. Романтическая фантастика и традиции фольклора. Сборник «Миргород». Герои и развитие сквозных мотивов. Повествовательные формы. Эпические традиции и романтический историзм повести «Тарас Бульба». Поэтика фантастической повести «Вий». Сборник «Арабески» в становлении художественного мира писателя. Проблематика и поэтика «петербургских повестей» Гоголя. Повесть «Шинель». Автор и герой. Поэтика сюжета. Житийные традиции. Литературно-критические и эстетические интерпретации повести.

Тексты:

Гоголь, Н.В. «Вечера на хуторе близ Дик5аньки», «Миргород», «Шинель» / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. – Т. 1. – М., 1994.

Научная литература:

1. Белый, А. Мастерство Гоголя / А. Белый. – М., 1996.

2. Белинский В.Г. О русской повести повестях Гоголя (по любому изданию).

3. Гоголь. Материалы и исследования. – М., 1995.

4. Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей. – М., 2003.

5. Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. – М., 1959.

6. Дилакторская, О.Г. Фантастическое в петербургские повестях Гоголя / О.Г. Дилакторская. – Владивосток, 1986. Ее же: Художественный мир петербургских повестей Н.В. Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. – СПб., 1995. – Серия «Литературные памятники».

7. Кривонос, В.Ш. Повести Гоголя: пространство смысла / В.Ш. Кривонос. – Самара, 2006.

8. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. – М., 1978, 2-изд. 1988.

9. Маркович, В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя / В.М. Маркович. – Л, 1989.

10. Сурков, Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. Генезис и поэтика жанра / Е.А. Сурков. – Кемерово, 1991. – С. 122-135.

11. Эйхенбаум, Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя / Б.М. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б.М. О прозе. – Л., 1969. – С. 306-326.

Дополнительная научная литература:

1. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. Комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова / Н.В. Гоголь. – Т. 1. – М., 1994.

2. Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. / Н.В. гоголь Комментарии И.Ю. Виницкого, Е.Е. Дмитриевой, Ю.В. Манна, К.Ю. Рогова. – Т. 1. – М., 2001.

3. Гончаров, С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте / С.А. Гончаров. – СПб., 1997.

4. Макогоненко, Г.П. Гоголь и Пушкин / Г.П. Макогоненко. – Л., 1985. – С. 304-338.

Драматургия Н. В. Гоголя

Комедия «Ревизор». Проблематика. Комедия в русской критике. Конфликт, Система персонажей и образ «сборного города». «Миражная интрига». Хлестаков. Жанр. Поэтика «немой сцены». Сценическая история.

Тексты:

Гоголь, Н.В. «Ревизор» / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. – Т. 3. – М., 1994.

Научная литература:

1. Виролайнен, М. Исторические метаморфозы русской словесности / М. Виролайнен. – СПб, 2007. – С. 354-366.

2. Вишневская, И. Гоголь и его комедии / И. Вишневская. – М., 1972.

3. Золотусский, И. Еще о «Ревизоре» / И. Золотусский // Литература в школе, – 1996. – № 2. – С. 13-19.

4. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. – М., 1988.

5. Маркович, В.М. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» / В.М. Маркович // Анализ драматического произведения. – М., 1988.

Дополнительная литература:

1. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. / Комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова / Н.В. Гоголь. – Т. 3. – М., 1994.

2. История русской драматургии ХVIII – первая половина Х1Х века. – Л., 1982.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Место произведения в эволюции творчества писателя. Творческая история произведения. Автор и герои, особенности повествования. Поэтика сюжета. Проблема жанра. Судьба второго тома «Мертвых душ». «Мертвые души» в истории русской критики.

Тексты:

Гоголь, Н.В. «Мертвые души» / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. – М., 1997.

Научная литература:

1. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души» (по любому изданию).

2. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или «Мертвые души». Объяснение по поводу (по любому изданию).

3. Белый, А. Мастерство Гоголя/ А. Белый. – 2-е изд. – М., 1996.

4. Вайскопф, М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст / М. вайскопф. – М., 1993.

5. Виролайнен, М. Исторические метаморфозы русской словесности / М. Виролайнен. – СПб, 2007. – С. 366-374.

6. Воропаев, Н.А. Гоголь: жизнь и творчество / Н.А. Воропаев. – М., 1998.

7. Гончаров, С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте / С.А. Гончаров. – СПб., 1997.

8. Гольденберг, А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя / А.Х. Гольденберг. – Волгоград, 2007.

9. Кривонос, В.Ш. Биография Чичикова в составе «Мертвых душ» / В.Ш. Кривонос // Типологические категории в составе литературного произведения как целого. – Кемерово, 1983. – С. 98-105.

10. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. – М., 1978. – С. 267-230.

11. Манн, Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель – критика – роман / Ю.В. Манн. – М., 1984.

12. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя: вариации к теме / Ю.В. Манн. – М., 1996.

13. Мочульский, К. Духовный путь Гоголя / К. Мочульский. – М.. 1994.

14. Смирнова, Е.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» / Е.А. Смирнова. – Л, 1987.

15. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы (по любому изданию).

Дополнительная научная литература:

1. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. / Комментарий Н.А. Воропаева, И.А. Виноградова / Н.В. Гоголь. – Т. 4. – М., 1997.

2. Смирнова-Чикина, Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий / Е.С. Смирнова-Чикина. – М., 1974.

Поэзия М. Ю. Лермонтова

Лирика. Периодизация. Лирический герой ранней лирики. Сборник стихотворений 1840 года. Сквозные мотивы. Жанровые формы элегии, баллады. Образ поэта и тема поэзии. Философская лирика 1841 г. Метроритмика Лермонтова. Лироэпос. Типология. Романтическая поэма «Мцыри». Герой. Исповедальная форма. Поэтика сюжета. «Песня про купца Калашникова». Проблематика. Историзм. Герои поэмы. Поэтика сюжета. Фольклорные традиции в повествовании. Повесть в стихах «Тамбовская казначейша». Автор и герой. Жанровая поэтика.

Научная литература:

1. Белинский В.Г. Стихотворения Лермонтова (по любому изданию).

2. Бицилли, П.М. Избранные труды по филологии / П.М. Бицилли. – М., 1996.

3. Ломинадзе, С. Поэтический мир Лермонтова / С. Ломинадзе. – М., 1985.

4. Максимов, Д.Е. Поэзия Лермонтова / Д.Е. Максимов. – Л., 1961.

5. Мережковский Д.С. Лермонтов, поэт сверхчеловечества (по любому изданию).

6. Соловьев В.С. Лермонтов (по любому изданию).

7. Ходанен, Л.А.Миф в творчестве русских романтиков / Л.А. Ходанен. – Томск, 2000.

8. Ходанен, Л.А. Поэмы Лермонтова. Фольклорно-мифологические традиции / Л.А. Ходанен. – Кемерово, 1990.

9. Ходанен, Л.А. Фольклорные и мифологические образы в поэзии Лермонтова / Л.А. Ходанен. – Кемерово, 1993.

10. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М. Эйхенбаум. – М. – Л., 1961 или его кн. О литературе. – Л., 1987.

Дополнительная научная литература:

1. Лермонтов: pro et contra. – М., 2004.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1992.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Социальная и философская проблематика. Автор и герои. Композиция. Поэтика сюжета. Особенности жанровой формы. Роман в русской критике.

Научная литература:

1. Белинский В.Г. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» (по любому изданию)

2. Виноградов, В.В. Стиль Лермонтова / В.В. Виноградов // Литературное наследство. – Т. 43 – 44. – М., 1941.

3. Виноградов, И. Избранные работы / И. Виноградов. – М., 1991.

4. Герштейн, Э. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Э. Гернштейн. – М., 1978.

5. Журавлева, А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики / А.И. Журавлева. – М., 2002.

6. Коровин, В.И. Творческий путь Лермонтова / В.И. Коровин. – М., 1976.

Дополнительная научная литература:

1. Афанасьева, Э.М. Феномен книги в художественном мире М.Ю. Лермонтова Учебное пособие / Э.М. Афанасьева. – Кемерово, 2007.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1982, 1992.

3. Лермонтов: pro et contra. – М, 2004.

4. Мануйлов, В.А., Миллер О.В. Комментарий к роману «Герой нашего времени» / В.А. Мануйлов. – Л., 1991.

5. Удодов, Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б.Т. Удодов. – М., 1989.

Русская литература второй трети ХIХ века

Развитие реализма в русской литературе второй трети Х1Х века (1840 – 1860) было обусловлено усилением многообразных связей литературы и других форм общественной деятельности, благодаря которым литература становится все более ощутимым фактором духовного развития русского общества, демократизации общественного сознания. Центральный идеологический спор эпохи между славянофилами и западниками о путях развития России, появление идей утопического социализма меняли отношение к литературе, к писателю, его роли в обществе. В плоскости художественных исканий русская литература и сопровождавшая ее литературно-журнальная критика выступает наиболее емким выражением идеологических, философских, антропологических, историософских идей эпохи.

Литературный процесс становится все более многообразным по своим формам благодаря появлению таких явлений, как «толстый» журнал, беллетристика, массовый демократический читатель. Развивающаяся журнальная критика существенно влияет на развитие литературы, сознательно формируя направленность, «пафос» художественного творчества. Особая роль в дальнейшем становлении русского реализма, его социальной направленности принадлежит «натуральной школе», ее создателю и теоретику В.Г. Белинскому. Историзм в трактовке героев времени, «отражение истории в человеке» в послепушкинское время развивает А.И. Герцен в «Былом и думах».

Как особое «социологическое течение» сближено творчество таких писателей, как Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, писатели-демократы Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников. В единстве с усилением социальной проблематики в творчестве И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Ф. Писемского, А.Н. Островского развивается психологический реализм, углубляющий художественные открытия Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В центре внимания писателей эпохи – личность, ищущая свое общественное призвание, захваченная «общими вопросами», живущая для воплощения идей, наряду с этим в литературу приходят герои-дельцы, герои из демократической среды, герои из народной жизни. Особое место в типологии героев этой литературной эпохи принадлежит русской женщине, декларирующей свое право на духовную свободу, стремящейся к активной общественной жизни.

Формирование национальной картины мира, отказ от традиционализма и предсказуемых риторических форм в литературе приводят к развитию романа как ведущего жанра с социально-психологической доминантой, испытывающего заметное влияние «натуральной школы» (усадебный роман, роман карьеры, роман воспитания и др.), рядом с которым развивается повесть, физиологический очерк, рассказ, часто объединяющиеся в циклы, сборники. Новый этап в развитии русской драматургии и национального театра представил А.Н. Островский, обратившись в своих пьесах к корневым началам русского уклада жизни, и строя конфликты на узнаваемых протосюжетах из народной жизни.

Лирика второй трети ХIХ века характеризуется многообразием художественно-эстетических систем. Живая связь с декабристской традицией гражданской поэзии, с Лермонтовым (Н.П. Огарев) соседствовала с народно-песенной, фольклорной стихией, к которой часто обращались А.А. Григорьев, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, Л.А. Мей. Выделяются два ведущих направления – поэзия «чистого искусства» и демократическая поэзия. К первому принадлежат Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, при всей разности основных тем, мотивов, художественных форм эти поэты были продолжателями классической традиции. Главой второго направления был Н.А. Некрасов, ему близки поэты некрасовской школы А.Н. Плещеев, В.С. Курочкин, И.С. Никитин и др.

Учебная и справочная литература:

1. История русской литературы XIX в.: 1840 – 1860-е гг. / Под ред. В. Аношкиной, Л. Громовой. – М., 1998.

2. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Под ред. С.М. Петрова. – М., 1978.

3. История русской литературы: в 4 т. – Л., 1981 – 1982. – Т. 2, 3.

4. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962 – 1978.

5. Кулешов, В.И. История русской литературы XIX века / В.И. Кулешов. – М., 1997.

6. Поспелов, Г.Н. История русской литературы XIX века: 1840 – 1860 гг. / Г.Н. Поспелов. – М., 1981.

7. Русские писатели: в 2 т. / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1990.

Натуральная школа

Ее роль в развитии русского критического реализма. Истоки термина «натуральная школа». «Физиология Петербурга» – программный сборник «натуральной школы». В.Г. Белинский – теоретик «натуральной школы». Ее состав. Поэтика «натуральной школы»: основные художественные принципы изображения человека и действительности, типы конфликтов, сюжетология. Беллетристические жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман. Их основные жанровые особенности.

Проблема изучения «натуральной школы» в современном литературоведении.

Тексты:

Физиология Петербурга. – М, 1984.

Петербург в русском очерке XIX века. – М., 1984.

Научная литература:

1. Кулешов, В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века / ВИ. Кулешов. – М., 1982.

2. Манн, Ю.В. Утверждение критического реализма: натуральная школа / Ю.В. Манн // Развитие реализма в русской литературе. – М., 1972. – Т. 2.

3. Манн, Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы / Ю.В. Манн // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Манн, Ю.В. Человек и среда (заметки о натуральной школе) / Ю.В. Манн // Вопросы литературы. – 1996. – № 9.

5. Цейтлин, А.Г. Становление реализма в русской литературе: русский физиологический очерк / А.Г. Цейтлин. – М., 1965.

Проза И. С. Тургенева

Повесть И.С. Тургенева как тип художественной целостности: сюжетная организация, структура повествования, пространственно-временная организация, система персонажей, авторская точка зрения («Ася», «Первая любовь», «Дневник лишнего человека»). Основная проблематика.

Особая межродовая природа тургеневских романов. Связь романов Тургенева с традициями русского классического романа и с традициями «натуральной школы», их переосмысление. Центрообразующая роль главного героя тургеневских романов. Историческое и национальное в структуре романов И.С. Тургенева. Проблема внеличной вины.

Символическое начало в сюжетах романов Тургенева. Роль эпилога, авторская позиция. Соединение реалистического и романтического методов в романном творчестве Тургенева.

«Отцы и дети» И.С. Тургенева как русский реалистический роман. Тип героя, его мировоззрение и позиция. Смысл нигилизма Базарова. Сюжет романа. Базаров и другие. Авторская оценка героя. Тип повествования как «разнообразие способов совмещения авторского аспекта с аспектом восприятий и мнений героев».

Типология тургеневских романов и образ Базарова в современном литературоведении.

Тексты:

И. С. Тургенев «Записки охотника», «Месяц в деревне», «Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», «Призраки», «Стук-стук-стук!..».

Научная литература:

1. Батюто, А.И. И.С. Тургенев-романист / А.И. Батюто. – Л., 1977.

2. Бялый, Г.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» / Г.А. Бялый. – М. – Л., 1963.

3. Бялый, Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову / Г.А. Бялый. – Л., 1990.

4. Курляндская, Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов / Г.Б. Курляндская. – Тула, 1977.

5. Лебедев, Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева / Ю.В. Лебедев. – М., 1977.

6. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю.М. Лотман. – М. 1988. – С. 186-200.

7. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю.М. Манн. – М., 1987.

8. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30 – 50-е годы) / В.М. Маркович. – Л., 1982.

9. Маркович, В.М. Человек в романах И.С. Тургенева / В.М. Маркович. – Л., 1975.

10. Муратов, А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева: 1867 – 1871 гг. / А.Б. Муратов. – Л., 1980.

11. Муратов, А.Б. Тургенев-новеллист: 1870 – 1880 -е гг. / А.Б. Муратов. – Л., 1985.

12. Тамарченко, Н.Д. Типология реалистического романа / Н.Д. Тамарченко. – Красноярск, 1988.

13. Шаталов, С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева / С.Е. Шаталов. – М., 1979.

Дополнительная научная литература:

1. Буданова, Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х гг. – Л., 1983.

2. Головко, В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека) / В.М. Головко. – Свердловск, 1989.

3. Гражис, К. Тургенев и романтизм. О сочетании реалистического и романтического образного отражения / К. Гражис. – Казань, 1966.

4. Ковалев, В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Вопросы генезиса / В.А. Ковалев. – Л.,1980.

5. Курляндская, Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева / Г.Б. Курляндская. – Орел, 1994.

6. Пустовойт, П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий / П.Г. Пустовойт. – М.,1983.

7. Цейтлин, А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин» / А.Г. Цейтлин. – М., 1968.

Романы И. А. Гончарова

Роман «Обыкновенная история» и традиции натуральной школы. «Обломов». Роман как художественное выражение споров славянофилов и западников о судьбе России. Обломов и Штольц. Любовная коллизия и трагедия Обломова. Хронотоп романа. Автор и особенности повествования. Спор о «лишнем человеке» и типе национального характера» в связи с оценками «Обломова» в русской критике и в современном литературоведении. Роман «Обрыв». История создания, сюжет, конфликт, система персонажей.

Научная литература:

1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (по любому изданию).

2. Краснощекова, Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова / Е.А. Краснощекова. – М., 1970.

3. Котельников, В.А. Иван Александрович Гончаров / В.А. Котельников. – Л., 1993.

4. Лихачев, Д.С. Нравоописательное время у Гончарова / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1979. – С. 299-305.

5. Молнар, А. Поэтика романов И.А. Гончарова / А. Молнар. – М, 2004.

6. Недзвецкий, В.А. Романы И.А. Гончарова / В.А. Недзвецкий. – М., 1996.

7. Отрадин, М.В. Проза Гончарова в литературном контексте / М.В. Отрадин. – СПб., 1994.

Дополнительная научная литература:

1. Кантор, В. Долгий навык ко сну: размышления о романе Гончарова «Обломов» / В. Кантор // Вопросы литературы. – 1989. – № 1. – С. 149-185.

2. Лощиц, Ю.М. Гончаров / Ю. Лощиц. – М., 1986. – Серия ЖЗЛ.

3. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л., 1991.

Наши рекомендации