Бертран Рассел
А. Английский неореализм. Уже во второй половине XIX столетия в Англии появилось, хотя и слабое, реалистское течение. Оно еще не привело к созданию школы и не смогло пробиться перед лицом господствовавшего тогда идеализма Брэдли и Бозанкета. Тем не менее оно насчитывает в своих рядах некоторых значительных представителей. Таковы Роберт Адамсон (1852-1902), который, будучи кантианцем, к концу своей жизни перешел на позиции критического реализма; Джордж Дауэс Хикс (1862-1941), приближающийся со своей теорией интенцио-нальности к Мейнонгу и Гуссерлю и занимающий среднее положение между идеализмом и неореализмом; критический реалист Томас Кейз (1844-1925), который считал возможным умозаключать от представлений к вещам, и другие.
Начало неореалистскому движению положил Джордж Эдвард Мур (1873-1958), опубликовавший в 1903 г. свою знаменитую статью «Опровержение идеализма». Влияние Мура на современную английскую философию столь значительно, что его можно сравнить разве что с влиянием Бергсона или Джемса.
Оно явно прослеживается в первом поколении у Конви Ллойда Моргана (1852-1936), Альфреда Норта Уайтхеда (1861-1947), сэра Т.Перси Нанна (1870-1944), лорда Бертрана Рассела (1872-1970), Сэмюэля Александера (1859-1938), Чарли Дэнбара Броуда (род. в 1887), Джона Лэр-да (1887 1945), а во втором поколении - главным образом у Сирила Э.М.Джоуда (1891-1953), Г.Г.Прайса (1899-1985), Э.К.Юинга (род. в 1899 г.). В то же время у Моргана, Александера, Уайтхеда и Лэрда имеется метафизика, так что их надо рассматривать в другой связи. Среди же остальных названных философов самый значительный по продуктивности и влиятельности - Рассел. В дальнейшем, после краткого обзора общих черт неореализма, мы отдельно рассмотрим учение Рассела.
Б. Общие основные черты неореализма. Как можно уже понять из самого названия, английские неореалисты выступают в противоположность к идеалистам и объявляют себя сторонниками реализма, притом, как правило, непосредственного реализма. Они утверждают, что можно непосредственно схватить не только психические представления, а и транссубъективную реальность. Есть у них еще и другие общие черты. Прежде всего все они убежденные эмпирики. У них нет никаких сомнений в том, что все наше познание происходит из опыта, а для большинства из них опыт носит исключительно чувственный характер. Эта основная позиция явно идет от английской традиции, от Локка, Беркли, Юма и, может быть, больше всего от Рида. Неореалисты всячески апеллируют к естественным наукам, причем почти все они считают естественнонаучный метод подлинно философским методом. Главным образом их интересует физика и математика. Вообще у них доминирует теоретический интерес. Правда, Мур опубликовал значительную работу о морали, а Уайтхед, как иногда и Рассел, занимался этическими и религиозными проблемами, но в основном их занимают чисто теоретические вопросы - вопросы логики, теории познания, физики или биологии.
В то же время самое характерное для неореалистов это то, что они сосредоточиваются на исследовании отдельных проблем. Они изначально настроены антисистемно и остро, часто несправедливо, критикуют все прежние философские установки. Если некоторые из них в более поздние годы возвысились до систем этической спекуляции, то по большей части они остались приверженцами «микроскопического» метода -склонности анализировать, разлагать на части любые проблемы. Особенно типичен в этом отношении Броуд, но и другие действуют подобным же образом, причем нередко с поразительным упорством. Неореалистическая школа - это типично аналитическая школа.
В. Бертран Рассел. Личность и развитие. Бертран А.У.Рассел, родившийся в 1872 г. в английской аристократической семье, несомненно, одеш из наиболее читаемых и обсуждаемых философов периода между двумя мировыми войнами. Он развернул исключительно плодотворную писательскую деятельность. После своей первой публикации 1896 года он вплоть до 1946 г. выпускал почти каждый год по книге, а то и по две, не считая многочисленных статей в самых различных журналах. Этой массе публикаций соответствует многообразие расселовских интересов. Не было такой области философии, которой он бы не затронул. И часто он занимался и другими вопросами, например, пацифизмом, защита которого стоила ему тюремного заключения во время первой мировой войны. Его произведения получили широчайшее распространение. Вот лишь одно сравнение: в то время как до второй мировой воины не имелось ни одного немецкого перевода Уайтхеда, Александера и Броуда, у Рассела оказались переведенными на немецкий уже 17 томов до 1935 года. Очень ясный, очень «научный», Рассел был и остается сегодня философом широких кругов публики, задержавшихся на позитивистских идеалах XIX века. Со своим политическим и антирелигиозным радикализмом, излагаемым очень ясным языком, Рассел выступает как некий современный Вольтер, правда, гораздо меньшего масштаба.
При этом от других популярных писателей того же направления, таких, как Геккель или сам Вольтер, Рассел отличается тем, что он повлиял не только на широкую массу, но и благодаря собственно философским разработкам, предшествовавшим популяризации, оказал решающее влияние на европейскую философию.
Учение Рассела разделяется на две совершенно различные части: одну образуют его логика и философия математики, другую - его остальные теории. Со специально научной точки зрения первая часть гораздо важнее. В ней, кстати, Рассел сохранил довольно последовательно позицию, занятую еще в 1903 году. Будучи ограниченными определенными рамками, мы можем изложить здесь лишь общефилософские взгляды Рассела, а некоторые из его логических и математических идей будут представлены в приложении.
В творческом развитии Рассела также выделяются две фазы. Сначала Рассел целиком находился под обаянием математики, казавшейся ему идеалом философии. Он говорит о ней с воодушевлением платоника. Но он и был тогда убежденным платоником. Он был уверен в том, что помимо эмпирической действительности имеются универсалии, которые мы воспринимаем непосредственно и которые обладают существованием, независимым от вещей и от духа. Философию он тогда считал дедуктивной наукой, частично независимой от чувственного опыта. К этому времени относится его труд «Principia mathematica» - один из важнейших в европейской мысли XX столетия.
Позднее, однако, эта позиция Рассела стала постепенно меняться. В то время, как его соавтор по «Principia mathematica» Уайтхед все больше погружается в метафизику, Рассел превращается в позитивиста. Вопрос об универсалиях представляется ему непостижимым, всякая метафизика - бессмысленной, а философия - уже не дедуктивной, а эмпирически обусловленной, в духе английской традиции. Даже в математике он больше не усматривает платоновской красоты, считая ее теперь простым практическим инструментом науки. К этому времени Рассел становится прямо-таки классическим сциентистом: он заявляет, что знание дает лишь естественнонаучный метод, он верит в совершенствование человека через технику и с воодушевлением говорит о прогрессе. Его реализм очень близко подходит к учению Юма. Над всеми его рассуждениями довлеет почти безграничный скептицизм.
Надо еще отметить, что при всех его многочисленных публикациях по самым разным вопросам и несмотря на его большой ум Рассел так и не смог построить философскую систему и даже не смог избежать противоречий. Его духовная установка остается изменчивой и постоянно развивающейся. В последних же книгах он снова сближается со своей ранней философией.
Г. Понятие философии. Представление о философии, которое в настоящее время отстаивает Рассел, характерно для всей неореалистской школы. Впрочем, сам Рассел в этом отношении идет от Мура. С его точки зрения, философия должна быть в основном научной, заимствуя свои постановки вопросов из естественных наук, а не из религии или морали. Ее идеалом должен быть научный идеал; по сути, ее область охватывает лишь те вопросы, которые пока еще не могут решаться наукой, так что она готовит почву для науки. Всякий «романтизм», всякий «мистицизм», безусловно, должны из нее исключаться. Нечего также искать в философии каких-либо «героических спасательных средств против духовных мук», но следует бесстрастно, терпеливо углубляться в конкретные исследования.
Рассел с самого начала не верил, что философия может дать много надежных ответов. Поскольку по самому своему определению философия относится к донаучной сфере, она должна скорее ставить проблемы, чем решать. Ее главная задача - критическая. Философ должен прояснять естественнонаучные понятия, установки и доказательства, для чего он подвергает их тщательному логическому анализу. Такой подход, считает Рассел, будет к тому же действовать стимулирующе и окажется более ценным, чем вечно сомнительные ответы. Позднее Рассел становится откровенным агностиком, убежденным в том, что только наука способна разбираться в действительности, хотя со своей стороны она может доходить лишь до вероятностных выводов. В этом отношении Рассел всего лишь продолжает эмпиристскую и позитивистскую традицию, прежде всего Юма и Милля.
Д. Плюрализм и реализм. Один из важнейших моментов философии Рассела, как впрочем и Мура и большинства английских неореалистов, это критика учения Брэдли о внутренних отношениях. По Расселу, нет никаких внутренних отношений, а все существующие отношения - внешние, присоединяющиеся к сущности уже существующих вещей, и, следовательно, сущность этих вещей никоим образом от них не зависит. Тем самым, Рассел отбрасывает самую основу учения Брэдли. В то же время он отбрасывает и два его основных следствия, выступая за плюрализм и различение субъекта и объекта. Плюрализм, согласно которому мир состоит из многих, возможно, бесконечно многих, независимых и связанных внешними отношениями атомов, характеризует в первую очередь все это философское направление. Позднее Рассел довел плюрализм до «логического атомизма» - учения о том, что мир состоит из чувственных данных (sense-data), связанных между собой чисто логически. При этом решительно отбрасывается и гегелевский идеализм, заменяемый непосредственным реализмом. К этому плюрализму Рассел пришел от своих занятий Лейбницем и от своих собственных математических изысканий.
Применение плюрализма к теории познания привело к значительным философским результатам. Отвергнув объективный идеализм с помощью своей теории внешних отношений, Мур и Рассел энергично атаковали субъективный идеализм Беркли и его последователей. Согласно этому идеализму, мы можем знать лишь то, что содержится в сознании, то есть идеи, а транссубъективный мир нашему познанию недоступен. Эту теорию неореалисты отвергают как грубый паралогизм: Беркли явно спутал два значения слова «идея», под которым может подразумеваться как психический познавательный акт, так и то, что познано. Познанное вовсе не должно быть всегда в сознании, оно существует и вне сознания, как отличное от субъекта. Тем самым обосновывается непосредственный реализм.
Однако, по Расселу, материя, хотя и действительна, но недоступна прямо познанию; мы познаем - как считает и Мур - лишь чувственные данные. Так например, цвет стола, его твердость, звук, возникающий когда по столу ударяют кулаком, - это, конечно, реальности, но вовсе не свойства стола. Это доказывается также тем фактом, что разные люди получают разные чувственные данные. Пространство, в котором находятся эти чувственные данные, различно в зависимости от того, каким органом чувств они воспринимаются, и тем более в зависимости от воспринимающего человека. Допущение того, что в основе чувственных данных находится вещь - чисто индуктивно; прямого доказательства этого нет. Вначале Рассел еще соглашался с тем, что существование этой вещи должно быть признано как простейшее объяснение чувственных данных, но позже он изменил свое мнение и перешел к «атомной» теории, согласно котороймир состоит из логически связанных между со б ой чувственных данных. Здесь надо подчеркнуть, что эта теория не совпадает с классическим феноменализмом, так как чувственные данные рассматриваются как реальности непсихические и независимые от любого (даже трансцендентального или абсолютного) субъекта. По Расселу, они являются компонентами реального мира, хотя и не субстанциями. Это соответствует учению Юма.
В первый период Рассел еще признавал, что рядом с чувственным восприятием чувственных данных имеется еще и непосредственное познание универсалий. Например, мы знаем не только Лондон и Эдинбург, но также и (внешнее!) отношение между этими городами. А это отношение ни субъективно психическое (так как оно существует независимо от познания), ни физический факт (так как физическая реальность состоит исключительно из чувственных данных), скорее это нечто вроде платоновской идеи, существующей «сама по себе».
Рассел развил дальше эту теорию, защищая классическую платоновскую точку зрения. Но позднее он заявил, что вся эта проблема слишком сложна, чтобы ее можно было прояснить окончательно, и перешел к позитивизму. В последних же работах Рассел опять отказался от своей позиции. Он утверждает теперь, что чистый эмпиризм неприемлем, и выступает за признание универсалий.
Е. Психология. Рассел с самого начала сомневался в наличии непосредственного познания собственного Я, склоняясь к мнению, близкому юмовскому, для которого человеческая душа лишь совокупность идей. В книге «Анализ сознания» Рассел прямо примыкает к этой точке зрения, развивая ее оригинальным образом. Она остается «нейтральной» по отношению к материализму и идеализму и приводит к учению о том, что нет ни материи, ни бога, а есть лишь чувственные данные, которые по-разному связаны и подчиняются разным законам. Чувственные данные от различных объектов (например, звезд), рассматриваемые с единой точки зрения, образуют дух; а чувственные данные разных наблюдателей (например, различные аспекты одной звезды) образуют так называемую материю. При этом законы психического и физического различны. Психическое обусловлено «мнемоническим детерминизмом», который, по-видимому, исходит от детерминизма нервных сетей. Кроме того, для психического характерен субъективизм, который, однако, объясняется материально как концентрация чувственных данных в одном месте (в мозгу). Физические же явления как таковые, по Расселу, не могут определяться ни тем, что они осознаны (ибо это необязательно), ни через понятия привычка, память или мысль, так как все это следствия мнемонического детерминизма.
Рассел признает свою сильную склонность к материализму, но при нынешнем состоянии науки и на основе собственного учения он не считает возможным полностью к нему присоединиться. Во всяком случае он убежден, что психические явления теснейшим образом зависят от физиологических, и разумеется, он отрицает и субстанциальную душу. Однако психическое, с его точки зрения, действительнее, чем материя, которая, не будучи никогда данной непосредственно, образуется путем дедукции и конструкции одновременно.
Ж. Мораль и религия. Человек - лишь незначительная часть природы, его мысли обусловлены процессами в мозгу, то есть природными законами. Естествознание, являющееся единственным источником наших знаний, не дает никакой опоры для веры в Бога или в бессмертие. К тому же учение о бессмертии совершенно бессмысленно, так как если бы душа была бессмертна, она должна была бы заполнить все пространство. Религия коренится в страхе и поэтому она зло. Она также «враг доброты и порядочности в современном мире» и присуща людям, еще не ставшим взрослыми.
Если в порядке бытия человек - лишь незначительная часть природы, то совсем иное его положение в порядке ценностей, далеко выходящем за пределы существующей природы. Мы можем свободно создавать для себя жизненный идеал. Таким жизненным идеалом для Рассела является идеал «хорошей жизни», идеал жизни, которой руководит чувственная любовь и которой помогают знания. Этот принцип достаточен, а всякая теоретическая мораль излишня. Чтобы в этом убедиться, надо лишь встать на место матери, у которой болен ребенок: ей нужен не моралист, а хороший врач. Конечно, практические этические правила нужны для жизни, но, к сожалению, сегодня эти правила во многом покоятся на предрассудках, о чем, в частности, свидетельствует вся сексуальная мораль, включая моногамию, а также обращение с преступниками. Ложен также идеал индивидуального спасения, противостоящий как аристократический идеал соответствующему демократии идеалу спасения общества. Целью является стремление к счастью, которое достигается благодаря подавлению страха и укреплению мужества путем воспитания и через всеобщее совершенствование людей. Возможен огромный прогресс при условии, что люди не будут суеверно преклоняться перед природой, ибо всякая природа, включая и природу человека, должна стать предметом научного рассмотрения, с тем, чтобы было все больше счастья.