Основная проблематика философии Канта.
Кант объявил себя реформатором в философии. Докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Он критиковал догматизм предшествующей метафизики. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант считал, что хотя всякое наше познание начинается с опыта, вовсе не значит, что оно целиком происходит из опыта. Наше познание складывается из двух компонентов:
Из того, что мы воспринимаем.
Из того, что наша собственная познавательная способность дает от себя самой.
В 1781 написал «Критику чистого разума», в 1788 – «Критика практического разума», в 1790 – «Критика способности суждения».
Одна из основных проблем "Критики чистого разума": как возможно достоверное научное знание. Это проблема конкретизируется у Канта в три частных проблемы:
1. Как возможна математика?
2. Как возможна физика (естествознание)?
3. И как возможна метафизика (философия)?
Кант формирует новую задачу новой ф-и. трансцендентальная задача ф-и
Что я должен знать? («теоретический разум»)
Что я должен делать? (мораль, «практический разум»)
На что я должен надеяться? (способность суждения)
На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.
Мир Душа, Бог – нах-ся за границами нашего разума Учения о границах р-ма и озн-т трансцендентальная ф-я. Эти пр-ты выходят за границы всякого возможного опыта.Хотя наше п-и инач с опыта, отсюда не следует, что оно целиком пр-т из опыта.оп-е п-е скл из 2 комп: материя опыта и из того, что наша позн СП-ть дает от себя.
27. Задачи критики чистого разума и три вопроса, на которые отвечает трансцендентальная философия.
В 1781 году Кант написал «Критику чистого разума», где решаются две задачи:
1) учение о началах (что является началом познания);
2) «учение о методе чистого разума».
Кант считал, что наше познание и начинается с опыта, но отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта.
Эмпирическое знание никогда не обладает истинной и строгой всеобщностью. Оно зависит от конкретных условий от конкретных обстоятельств. Истинное знание может быть только априорным. Это знание основывается на априорных понятиях, которые не выводятся из опыта (a posteriori), а уже даны человеческому разуму (a priori).
Разум пытается ответить на три вопроса:
Что я должен знать? («теоретический разум»)
Что я должен делать? (мораль, «практический разум»)
На что я должен надеяться? (способность суждения)
Разум бы учредил суд, который бы подтвердил справедливые требования рассудка, а с другой стороны мог бы устранить все неосновательные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума.
Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.
Кант в учении об антиномиях разума выделил четыре пары антиномий чистого разума:
1. Мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве не имеет начала (бесконечен);
2. Мир состоит из простого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно;
3. В мире существует свобода, и в мире нет свободы, а есть необходимость;
4. В мире есть универсальная причина (Бог), все предопределяющая и в мире нет универсальной причины, все случайно.
Трансцендентализм Канта.
Цель трансцендентальной философии – выяснение условий возможности познания. Проблема познания сводится к проблеме суждения. Раскрытие понятия, понимание его содержания посредством суждения не расширяет наше знание; подобного рода суждения являются аналитическими. Трансцендентальная философия не имеет дело с аналитическими суждениями. Объектом ее рефлексии является синтетическое суждение, выходящее за пределы понятия и связывающее понятие с отличным от него моментом или же сами понятия посредством внепонятийного момента. В синтетическом суждении нам следует прибегать к интуиции и данным опыта: в субъекте суждения не должен заключаться его предикат.
Научное познание является объективным и необходимым. Поэтому лишь объективное и необходимое синтетическое суждение может быть объектом трансцендентальной философии. Никакой опыт не дает нам объективного и необходимого суждения. Поэтому объективное и необходимое суждение не является опытным, оно предшествует опыту, является априорным.
Априорное синтетическое суждение образует основной объект, исследование и анализ которого составляет предмет трансцендентальной философии. Но существует ли такое суждение и если существует, то каковы условия его существования?
Согласно обычному пониманию критической философии, эти два вопроса Кант решает двумя различными способами: метафизической и трансцендентальной дедукциями. Метафизическая дедукция представляет собой доказательство априорности какого-либо понятия. Трансцендентальная дедукция заключается в использовании априорного понятия, открытого посредством метафизической дедукции, для доказательства возможности познания, т.е. представляет собой доказательство утверждения, гласящего: априорное понятие есть условие познания.
Не вдаваясь в специальный анализ, Кант принимает два принципа познания: чувственность и рассудок. Соответственно, вся первая часть "Критики..." содержит метафизические и трансцендентальные дедукции в сфере чувственного и рассудочного.