Патристика | Основные теоретические вопросы патристики: |
Совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II— VIII в. (так называемых отцов церкви) | ▫ проблема троичности, ▫ проблема инкарнации, ▫ отношение свободы ▫ и благодати, ▫ отношение веры и разум |
Гностицизм | | Манихейство |
Форма мистического познания, характерная для некоторых религиозно-философских течений позднего язычества. Три основных течения: ▫ христианский гностицизм (I-III в.), ▫ языческий гностицизм (I-III в.), ▫ мандеизм (II—III в.) | | Религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI в. от Северной Африки до Китая Манихейство включало: ▫ рационалистический подход, ▫ резкую форму материализма, ▫ радикальный дуализм добра и зла |
Климент из Александрии (конец II - начало III в.) Ориген из Александрии (185-254) | | Манн (216-270) |
| | |
Апологетика | | Догматика |
Отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства | | Догматизм — официально признанные основные положения религиозного вероучения, исповедание которых считается непременным условием постижения Бога |
Юстин-мученик (100-165) Тертуллиан (160-240) | | Августин Аврелий (Святой Августин) (354-430) |
5.2. Патристика (общая характеристика)
ПАТРИСТИКА - термин, обозначающий учения первых христианских теологов. Возникнув во II в. до н.э., патристика формировалась в борьбе против гностицизма и традиционного языческого мировоззрения. Со второй половины V до VIII в. патристика выступает уже как философия раннефеодального общества, переходя в схоластику |
Общая характеристика патристики |
▫ Патристика и схоластика - основные этапы средневековой философии. ▫ Первый этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы церкви») в истории философии определяется со II по V в. Разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени: Василий Великий (ок. 330-379), Григорий-богослов (ок. 329-390), Григорий Нисский (ок. 335-394), Августин (ок. 354-430) и др. ▫ С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики. Представители этого периода: Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), Максим Исповедник (ок. 580-663) и др. ▫ Основные вопросы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности; 2) отношение веры и разума; 3) свобода воли человека и возможность спасения его души; 4) понимание истории как движения к «Граду Божьему»; 5) происхождение добра и зла в мире и т.п. ▫ Во II в. развернулась борьба христианства с возникшим в I в. гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спасать людей, с учениями еврейской религии, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм - не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гно-сис») Бога, или личное общение верующего с Богом. Гностицизм развивался в двух формах: как гностицизм «языческий» и гностицизм христианский. Представители последнего - Климент из Александрии (ок. 150-215 ) и Ориген из Александрии (ок. 185—254). |
5.3. Апологетика
АПОЛОГЕТИКА - отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства. Апологеты в раннем христианстве - наименование богословов II—III вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства. Представители: Юстин-мученик, Тертуллиан, Татиан, Афинагор |
Общая характеристика апологетики |
▫ В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. «Апологеты» («оправдывающие») старались защитить христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти. Это были, собственно, не философы, а публицисты христианства. ▫ Начиная со II в. апологеты, жившие в Греции, стремились доказать, что христианство выдвигает вопросы, которые ставила и «языческая» греческая философия, но дает на них более совершенный ответ. Не создав своих философских систем, апологеты, однако, наметили круг вопросов, которые впоследствии стали главными для христианских философов. Это были вопросы о Боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях. ▫ Юстин (100-165) доказывал, что почти все содержание христианского учения уже имеется в языческой философии и мифологии. И это потому, что у христианства и философии один и тот же источник - божественный логос, разлитый во всем мире. В Христе этот логос только проявился во всей полноте. К христианам Юстин относил всех тех, кто прожил свою жизнь «с логосом». Таковы из греков Гераклит и Сократ. ▫ Тертуллиан (160-240) противополагал нравственность чувственности, божественное откровение - человеческому разуму, религию — философии, христианство — язычеству. В своих этических произведениях Тертуллиан проповедовал аскетизм. |
Наши рекомендации