Сикхизм и правовое положение женщин в Индии
Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий.
Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая ни ада ни трёх миров — только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде — как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем.
Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения.
Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё что существует.
Положение женщины в индийском обществе не всегда было одинаковым. Было время, когда, согласно историческим и письменным источникам, она обладала очень высоким статусом. Затем в силу действия определенных влияний она была оттеснена на более низкие социальные позиции. В период возникновения сикхизма положение женщины в индийском обществе было очень низким.
Согласно сикхизму, абсурдно рассматривать женщину как “воплощение соблазна”, “искусительницу” или “нечистое существо”. Гуру не считает женщину препятствием на пути к достижению конечной цели — Вечного Блаженства. Это связано с тем, что Гуру отвергает аскетизм или отречение от мира как единственный и необходимый путь к спасению и утверждает, что образ жизни домохозяина, если он строится согласно религиозным принципам, выше, чем образ жизни аскета. Этот тип отношения к людям проявляется в том, что Гуру настаивает на необходимости предоставления женщине почетного статуса во всех слоях общества. Гуру Нанак доказывал, что женщина вовсе не ниже мужчины: «От женщины — наше рождение, в женской утробе лепится наш облик; к женщине нас влечет, с женщиной мы соединяемся в браке; женщина — наш друг, благодаря ей возникает семья; если одна женщина умирает, мы ищем другую; все в мире связано через женщину; почему называют женщину злом, если она рождает царей? от женщины приходит женщина, без женщины нет ничего; о Нанак, только один Бог не зависит от женщины, (потому что Он не рожден)».
Это высказывание недвусмысленно демонстрирует, как высоко оценивается статус женщины в сикхизме. Женщина, “мать могучих героев”, поднята здесь на высшую ступень жизненной иерархии. Множество установлений в этическом кодексе сикхов связаны с осуждением антиморальной социальной практики: 1) убийства новорожденных младенцев женского пола; 2) жертвенного сожжения вдов вместе с умершим мужем (сати); 3) ношения женщинами покрывала. В старину в Индии существовало представление, освященное духовным авторитетом, о том, что самосожжение на погребальном костре мужа — единственный достойный выход для добродетельной женщины; не только сама эта женщина будет наслаждаться на небесах вечным блаженством вместе со своим мужем, но ее поступок послужит искуплением всех грехов трех поколений семьи ее мужа как с материнской, так и с отцовской стороны 2. Гуру Амар Дас, третий Учитель, повел решительную кампанию против практики сати и способствовал освобождению женщины от социального угнетения и религиозного изуверства. Гуру провозгласил, что «Сати (добродетельные женщины) — это те, кто живет умиротворенно, украсив себя добрыми делами, всегда помня о Господе и взывая к Нему».(Раг Сухи, Слок Мохалла 3, 2-6, с-787).
Эмансипация женщины была одним из самых значительных социальных достижений. Многие женщины обрели спасение, руководствуясь учением Гуру. В сикхизме допускается повторный брак вдов; если вдова того желает, она может снова создать семью.
"Женщины обладают великими талантами, но они не гении, т.к. всегда остаются субъективными", говорил Шопенгауэр в книге "Мир как сила воли и идея".
А знаменитый греческий философ считал: "Женщина является незаконченным мужчиной и остается на нижней ступеньке шкалы развития. Он правит, она подчиняется. Женщина имеет слабую силу воли и потому не способна к независимости характера и положения". Такие утверждения преобладают и сегодня. На этом фоне значительным является то, что сикхизм, одна из самых молодых религий мира, более пятисот лет дает женщинам полное равенство с мужчинами во всех сферах жизни. В 15-веке это было выдающимся достижением, тем более в таком патриархальном мире, как Индия, где общепринятой является покорность женщин и их эксплуатация.
В качестве резкого контраста Гуру Нанак (1469-1539), основоположник религии сикхов, с самого начала подчиняет общество правилам просвещения, простым, практичным и прогрессивным человеческим идеалам. Сикхи избегали мрачности, фанатизма, суеверий, слепой привязанности, которые были неотъемлемой частью Индии 15 века. Новый подход Гуру Нанака охватил и религию и общественную жизнь.
Женщины признавались сикхами духовно равноценными мужчинам. Гуру Нанак понимал и ценил объединяющую роль женщин в обществе и работал над их эмансипацией. Писания Сикхов категорически заявляют, что мужчины и женщины вместе делают общество единым и правильно сбалансированным, дополняют друг друга и не должны рассматриваться как угроза один другому.
Женщины имеют многогранную личность и должны играть значительную роль в обществе.
"Так зачем же называть ее, от которой родились великие люди, демоном?"
Аскетизм и отречение от жизни не пользовались расположением гуру Нанака. Брак рассматривался им как священная организация, духовная связь между равноценными партнерами, а не только физическое слияние двух индивидуалистов.
Гуру Нанак говорил, что "живя семейной жизнью, человек принимает спасение". В сикхизме предписывались строгие моральные правила поведения, где определялись обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Такие идеи были в то время революционными, но высшие духовные и философские свойства женщин были признаны, как и вклад в создание счастливой семьи - основу равноправного сильного общества и государства.
Интеллектуально женщины находятся на одном уровне с мужчинами. Они обладают способностью глубокой проницательности и полного понимания духовных дел.
Биби Нанаки, старшая сестра Гуру Нанака, являлась примером совершенства. Гуру был особенно близок с ней, считал ее своим руководителем и наставником. Нанаки, в свою очередь, имела безоговорочную веру в идеологию своего брата и одобряла его призвание, жизненную миссию. Она была первым человеком, возведенным в сикхизим Гуру Нанаком.
Другой необычной женщиной в ранний период сикхизма была Биби Амро, дочь Гуру Ангал Дева. Она была широко образованной, обладала отличным знанием шабда (гимнов), сочиненных Гуру Нанаком, и сама пела их очень мелодично. Она была замужем за Бхаи Джассо, племянником Амардаса. После замужества она продолжала свою работу по распространению сикхизма - в основном через киртан (пение гимнов). Ее влияние было столь сильным, что Амардас перестал молиться Деви (Мать-богиня индусов) и принял сикхизм, став позже Гуру Амардасом, третьим Гуру сикхов (1469-1574 г.г.). Он был великим проповедником прав женщин и основывал свои представления на полном равенстве полов и специальных норм для улучшения положения женщин в средневековой Индии.
Большая важность в обустройстве жизни сикхов была отведена лангарам (центрам общественного питания). Каждый посетитель приглашался к трапезе, прежде чем встречался с Гуру. Это было не только путем проявления гостеприимства, но и подчеркивало идеалы равноправия. Мужчины и женщины сидели рядом друг с другом, независимо от вероисповедания и социального положения), и ели пищу, которую сами приготовили в общей кухне. Даже император Акбар, посетивший однажды Гуру в Гойндвале, ел в лангаре, как и остальные пилигримы.
Гуру Амардас прекратил обычай, по которому женщины носили парду (вуаль) и не разрешал королеве Харипур сидеть в сангате (собрании), если она настаивала на ее ношении. Он запретил презрительное упоминание женщины, как детородной машины. "Да будет благословлена женщина, которая создает жизнь", писал он.
Он настаивал на том, чтобы женщины вели более целенаправленную жизнь, что давало им возможность активно участвовать в социальных и религиозных делах. Для распространения идеологии веры он создал 22 административные ячейки. Из них четыре возглавляли женщины, чему трудно было поверить в то время. По положению они приравнивались к современным епископам, так как каждая из женщин имела полное экономическое право и могла принимать людое решение в своем округе.
Из 146 человек, подготовленных для миссии проповедника и несения в массы посланий Гуру Нанака, 52 были женщинами. Кроме религиозных инструкций женщины-миссионеры давали образование сельским жителям, в особенности женщинам. Образование включало в себя чтение, письмо и арифметику. Эти инициативы Гуру Амардаса были замечательны и торжествовали над консервативным и архаичным социальным климатом.
С созданием Халсы в сикхизме произошли большие изменения. Женщины тоже были крещены и приняты в общество без всякой дискриминации. Амриту для процедуры первых крещений приготовила Мата Сахиб Каур, женой Гуру Гобинда. Это была высокая и редкая честь, особенно при том, как другие религии смотрели на подобные духовные дела с участием женщин. Во время принятия амриты мужчина добавлял к своему имени фамилию Сингх (лев), а женщина - Каур (принцесса), имевшее связь с словом "Калва" (сын короля). Эта фамилия имела великое значение, так как женщина признавалась как индивид, она не должна была принимать имя мужа после вступления в брак. Она могла использовать слово Каур после своего имени с рождения и до смерти.
Кроме равноправия в социально-экономических делах, женщины участвовали и в политике, а потому жили с чувством уверенности.
Вдова Гуру Гобинда Мата Сундари играла ключевую роль в истории сикхов в течение сорока важных лет. Она выпускала для Халсы указы, давая эти направление в критические моменты, а также руководила судьбой сикхов во время нашествия афганцев, отметая многих "претендентов" на звание Гуру.
Махараджа Ранджит Сингх был во многом обязан своему успеху проницательной и дипломатичной деятельности своей тещи Рани Сада Каур. Ее называли "лестницей, по которой тот поднимался к своему величию". Она сопровождала его во время триумфального захвата Лахора в 1799 году и настаивала на том, чтобы он объявил себя Махараджей Пенджаба.
Дом Патиала в 18 веке также дал несколько необычных женщин. Самой прославленной из них была Рани Сахиб Каур, которая лично повела за собой войска в битву и победила Махараджу Холкара в 1793 году.
20 век продолжал быть свидетелем того, что женщины-сикхи находились впереди в различных сферах, особенно в движении индии за независимость. Одной из таких знаменитых женщин была Раджкумари Амрит Каур, которая под воздействием Махатмы Ганди вступила в националистическую политику и Движение за независимость Индии. Принадлежав к королевской семье Капуртхала, она была одним из блюжайших лейтенантов Ганди и занимала лидирующее место в маршах протеста 1942 года, которые жестоко разгонялись бамбуковыми палками.
Некоторые другие выдающиеся женщины Пенджаба были борцами за свободу Пенджаба - Гулаб Каур, Кишан Каур, Амар Каур, Харнам Каур, Дилип Каур и Кертан Каур. Дилип Каур пикетировала ежедневно во время актов гражданского неподчинения 1930 года. Она была арестована по закону против пикетирования и помещена в тюрьму под строгий надзор.
Современные женщины-сикхи во всем мире занимают выдающиеся места, становясь академиками, администраторами, предпринимателями, политиками, врачами, поэтами и художниками.
Им не приходилось бороться за свое полноправное место в обществе сикхов, они получили все, что им полагается, благодаря просвещенным идеалам череды Гуру.