Мистицизм Бернара Клервоского.умеренный мистицизм Сен-Викторской школы
Бернар Клевоский. «О степенях смирения и гордости», «О почитании Бога», «О благодати и свободе воли». В западной схоластике 2 направления: 1 - согласовать науку и философию (Шартрская школа), 2 - мистика (Бернар). Резко отрицал науку и философию как самоцель, главное внимание познанию человеческого духа и смысла человеческой жизни. Смысл жизни - в постижении Бога. Философское и научное познание Бога приводят лишь к неудачам, но наука полезна лишь поскольку служит для познания Бога. Наиболее полное познание Бога есть состояние экстаза, когда душа уподобляется Богу. Душа созерцает Бога не при помощи своих собственных усилий, а благодаря благодати Бога, даруемой вследствие праведной жизни (в экстазе душа не становится тождественной Богу, а всего лишь приближается к Нему и уподобляется Ему). Человек должен заслужить благодать Бога путем любви к Нему и путем смирения. Человек не может полностью и в один момент исправиться от всех своих грехов => всю жизнь человек должен стремиться к Богу, чтобы заслужить Его благодать. Зло исходит от собственной греховной воли человека. Человек должен отказаться от наибольшего греха, от любви к себе, от любви к материальному миру, от своей свободы, от своих желаний. Человек должен осознать свое ничтожество.
Попытка примирить 2 направления зап. схоластики - умеренный мистицизм, предложен Сен-Викторской школой (монастырь св. Виктора на окраине Парижа, основан Гильомом из Шампо). Гуго Сен-Викторский, младший современник Бернара. «Дидаскалион». «О таинствах христианской веры». Семь свободных искусств (основа преподавания в школах и университетах) служат введением в богословие. Гуго соединял идеи Аристотеля с убежденностью мистического познания Бога. От Аристотеля - классификация наук (науки теоретические и практические, теоретические – теология (на месте философии), физика и математика). Истина может быть познана при помощи различных способностей человека, в т.ч. при помощи чувств (дают несовершенную истину, а гораздо более совершенную дает нам внутренний опыт) => иерархия научного знания: знание дается наукой, выше - мудрость и самое высшее знание - познание Бога (intelligentia). Ступеням знания соответствуют три органа познания. Наука (познание внешнего мира) - при помощи чувств, человек оперирует образами. Мудрость (познание души) достигается духовно-разумной познавательной способности, человек оперирует понятиями. Познание Бога достигается при помощи интуиции (сверхразумная, иррациональная способность познания, и благодаря ей человек может соединиться с Богом, вернее, уподобиться Богу).