Основные нравственные требования к внеслужебной деятельности прокурорского работника
Во внеслужебной деятельности прокурорский работник:
4.1. Соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым.
4.2. В случае явного нарушения закона, очевидцем которого он являлся, принимает все предусмотренные законом меры для пресечения противоправных действий и привлечения виновных лиц к ответственности.
4.3. Не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован.
4.4. Пользуется свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях и объединениях, за исключением случаев, установленных законодательством.
4.5. Участвует в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету прокуратуры Российской Федерации и не препятствует осуществлению прокурорским работником своих профессиональных обязанностей.
Этика Гегеля У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство. Он признаёт объективную закономерность развития нравственности в области духа, показываете связь с политикой и экономикой, социальными и религиоз-ными отношениями. Однако Гегель провозглашает нравственность движущей пружиной всего общественного развития, поставив тем самым «на голову» все социальные отношения.Все поступки людей имеют своими намерении-ями удовлетворение потребностей, склонностей, страстей. Удовлетворенные намерения он именует благом. Без реализации блага субъект не может исполнить свой моральный долг, который, по Гегелю, состоит в том, чтоб «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности» Добро представляет собой гармоничное, неразрывное единство личной, индив-идуальной морали человека и общественного блага. Самое важное для человека - сохранение собственной жизни. Добро и зло диалектически взаимосвязаны. Диалектичес-ким взаимодействием пронизаны и другие « категории» его этики - умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, счастье и долг. Истинная, а не формальная совесть, по Гегелю, является нравственным самоконтро-лем человека, направленным на реализацию добра и долга.
Этикет - форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Сущность этикета:
Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
Юридическая этика — научная дисциплина, предмет которой составляет проявление морали в правосудии и правоохранительной деятельности.
Судебная этика — совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина,, изучающая специфику проявления требований морали в этой области.
Судебный этикет — это совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий поведения в государственном учреждении. Судебный этикет способствует созданию атмосферы необходимой торжественности при отправлении правосудия, воспитанию уважения к судебной власти, к закону, который она представляет. Немаловажно и то, что соблюдение требований судебного этикета создает определенные предпосылки для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, спокойной, корректной и деловой обстановки разбирательства дела судом с участием сторон.
Основы судебного этикета заложены и в уголовно-процессуальном законодательстве.
Совет судей Российской Федерации 21 октября 1993 года принял документ, который называется Кодекс чести судьи Российской Федерации. Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Кодекс акцентирует внимание именно на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии. Кодекс чести судьи опирается на идею единства нравственных норм, действующих в обществе, отсутствия особой нравственности для тех или иных профессий.
Судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения.
Кодекс характеризует социальное значение соблюдения нравственных норм судьями.