Структура научного познания
На эмперическом уровне преобладает живое содержание, чувственное познание,поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Оно использует приемы: описания,сравнения,измерения,наблюдения, эксперемент,анализ и индукция.
Важнейшим элементом является ФАКТ. Понятие ФАКТ используется в следующих значениях:
1) некоторые объекты действительности(объективность, события, результаты,относящиеся либо к объективной реальности, т.е.факту действительности,либо к сфере знания и познания, т.е факты сознания.
2) знания о каком-либо событии (явлении), достоверность которого доказана.
3) предложение фиксирующее эмперическое знание,полученное в ходе наблюдения и эксперемента
Факт становится научным фактом, когда он включается в структуру конкретной системы научного знания.
2 крайние позиции:
- фактуализм - подчеркивает независимостьи автономность фактов по отношению к теории;
- теоретизм - факты полностью зависят от теории и при смене теории происходит изменение всего фактического основания науки.
В научном познании факты играют следующую роль:
1) совокупность фактов образует эмперическую основу для выдвижения гипотез и перестроения теорий;
2) факты имеют решающее значение,подтверждения илиопровержения теорий.
Т.о. эмперический опыт планируется теорией и поэтому исходный пункт научного исследования - это определенная теоретическая схема.
Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента. Оно отражает явления и процессы со стороны внутренних связей и закономнрностей, которые постягаются с помощью рациональной обработки данных эмперического знания. Главная задача - достижение объективной истины.
На теоретическом уровне используются следующие способы:
- абстрагирование;
- идеализация;
- синтез;
- дедукция;
- восхождение от абстрактного к конкретному.
Характерной чертой является его направленность на себя: исследование сомого процесса,познание его формы, методов понитийного аппарата. В структуре теоретического познания выделяют: проблему, гипотезу и теорию.
Проблема формы точки зрения, содержаем которого является то что неопознанно человеком. При постановке решения научных проблем необходимо следующее:
1. определенная система понятий.
2. система методов.
3. опора на научные традиции.
С точки зрения К. Поппера проблемы возникают:
1) как следствие противоречий в отдельные теории;
2) при столкновении 2х различных теорий;
3) в результате стокновения теории с наблюдениями.
Определющее влияние на способ постановки и решения проблем имеет:
1) характер мышления той эпохи, в которой формируется проблема;
2) уровень знания о тех объетах , которых касается возникающая проблема.
Гипотеза - форма точки зрения,содержащая предположения, сформированная на основе рядов фактров, истинное значение которого неоперделено и нуждается в доказательстве.
В ходе докаызвания гипотеза становится теорией и либо уточняется, либо отбрасывается.
По отношению гипотезы к опыту можно выделить:
1) гипотезы,возникающие непосредственно дляобъяснения опыта.
2) гипотезы, в формировании которых, опыт играет определенную,но не исключительную роль
3) гипотезы,которые возникают на онове теоретических построений.
Значения гипотезы:
- форма точки зрения
- метод развития научного знания
Как форма точки зрения гипотеза должна отвечать следующим условиям:
1) должна соответствовать установленным в науке законам;
2) согласовываться с фактическим материалом, на основании которых она выдвинута;
3) она не должна содержать в себе противоречий,которые запрещаются законами формальной логики;
4) она не должна содержать произвольных субъективистских допущений;
5) она должнабыть приложима к более широкому классу исследуемых родственных объектов,а не толькок тем,для объявления которых она была выдвинута.
6) должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения, как прямого, так и косвенного.
При всех различиях эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними подвижна. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит новые более сложные задачи. С дугой стороны теоретическое познание открывает более широкие горизонты для эмпирического познания. В процессе научного познания недопустимо разрушение единства теории и практики.
25 Проблема и гипотеза как формы научного познания
К числу основных структурных компонентов теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.
Проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании. Это противоречие между старым и новым знанием: между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями.
Очень важно в процессе исследования точно сформулировать проблему. Эффективность этой процедуры, помимо личного опыта, зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы.
Постановка проблемы: 1. Попытка устранения возникших аномалий с помощью модификации существующих теорий – уточняются начальные и граничные условия, добавляются новые допущения с цель. объяснить возникшие аномалии уже существующим знанием. 2. После этого осуществляется проверка на правильность самой формулировки проблемы: она не должна быть противоречивой, тавтологичной. 3 Затем из проблемы выводятся логические следствия, допускающие эмпирическую интерпретацию. 4. На четкость постановки проблемы влияет такое субъективное состояние как интерес к решаемой проблеме со стороны субъекта познания.
Стадия решения проблемы начинается с понимания проблемы: отделения известного и неизвестного в проблеме, выделения таких элементов проблемы, которые являются непосредственным носителем аномалий, противоречий. Затем ставится задача ликвидации неизвестного в проблеме, с этой целью выдвигается гипотеза.
Гипотеза – это предполагаемый ответ на поставленный вопрос, это вероятностное предположение о свойствах объективной реальности. Поэтому надо отличать гипотезу от догадки, допущения, домысла. В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:
1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материа- лом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые — более лучшие и достоверные факты.
3. Гипотеза не должка содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективньа противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.
4. Гипотеза должны быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.
5. Гипотеза должна быть приложймой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.
6. Гипотеза должка допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки. Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность. Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.
К формулировке гипотезы также предъявляются определенные требования: гипотезы должны иметь минимум исходных посылок (при этом они должны быть глубокими и содержательными), максимум дедуктивных следствий.
Сразу же после выдвижения гипотезы предпринимаются попытки ее доказательства или опровержения. Если гипотеза не опровергается данными наблюдений и экспериментов, то она нуждается в дальнейшей разработке и проверке.
Гипотезы подразделяются: на эмпирические, получаемые с помощью обобщения фактов; аксиоматические (постулаты); эволюционные (не вносящих кардинальных положений в науку; революционные (устанавливают новые фундаментальные положения).
Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований: она должна соответствовать фундаментальным исходным законам и принципам, которые уже доказаны; гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке. После своего выдвижения гипотеза может быть:
1)подтверждена и превращается в теорию; 2) не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза. 3) ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак.
После того как гипотезы выдвинуты, необходимо решить, какими методами осуществлять дальнейшее познание.