Структура научного познания

На эмперическом уровне преобладает живое содержание, чувственное познание,поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Оно использует приемы: описания,сравнения,измерения,наблюдения, эксперемент,анализ и индукция.

Важнейшим элементом является ФАКТ. Понятие ФАКТ используется в следующих значениях:

1) некоторые объекты действительности(объективность, события, результаты,относящиеся либо к объективной реальности, т.е.факту действительности,либо к сфере знания и познания, т.е факты сознания.

2) знания о каком-либо событии (явлении), достоверность которого доказана.

3) предложение фиксирующее эмперическое знание,полученное в ходе наблюдения и эксперемента

Факт становится научным фактом, когда он включается в структуру конкретной системы научного знания.

2 крайние позиции:

- фактуализм - подчеркивает независимостьи автономность фактов по отношению к теории;

- теоретизм - факты полностью зависят от теории и при смене теории происходит изменение всего фактического основания науки.

В научном познании факты играют следующую роль:

1) совокупность фактов образует эмперическую основу для выдвижения гипотез и перестроения теорий;

2) факты имеют решающее значение,подтверждения илиопровержения теорий.

Т.о. эмперический опыт планируется теорией и поэтому исходный пункт научного исследования - это определенная теоретическая схема.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента. Оно отражает явления и процессы со стороны внутренних связей и закономнрностей, которые постягаются с помощью рациональной обработки данных эмперического знания. Главная задача - достижение объективной истины.

На теоретическом уровне используются следующие способы:

- абстрагирование;

- идеализация;

- синтез;

- дедукция;

- восхождение от абстрактного к конкретному.

Характерной чертой является его направленность на себя: исследование сомого процесса,познание его формы, методов понитийного аппарата. В структуре теоретического познания выделяют: проблему, гипотезу и теорию.

Проблема формы точки зрения, содержаем которого является то что неопознанно человеком. При постановке решения научных проблем необходимо следующее:

1. определенная система понятий.

2. система методов.

3. опора на научные традиции.

С точки зрения К. Поппера проблемы возникают:

1) как следствие противоречий в отдельные теории;

2) при столкновении 2х различных теорий;

3) в результате стокновения теории с наблюдениями.

Определющее влияние на способ постановки и решения проблем имеет:

1) характер мышления той эпохи, в которой формируется проблема;

2) уровень знания о тех объетах , которых касается возникающая проблема.

Гипотеза - форма точки зрения,содержащая предположения, сформированная на основе рядов фактров, истинное значение которого неоперделено и нуждается в доказательстве.

В ходе докаызвания гипотеза становится теорией и либо уточняется, либо отбрасывается.

По отношению гипотезы к опыту можно выделить:

1) гипотезы,возникающие непосредственно дляобъяснения опыта.

2) гипотезы, в формировании которых, опыт играет определенную,но не исключительную роль

3) гипотезы,которые возникают на онове теоретических построений.

Значения гипотезы:

- форма точки зрения

- метод развития научного знания

Как форма точки зрения гипотеза должна отвечать следующим условиям:

1) должна соответствовать установленным в науке законам;

2) согласовываться с фактическим материалом, на основании которых она выдвинута;

3) она не должна содержать в себе противоречий,которые запрещаются законами формальной логики;

4) она не должна содержать произвольных субъективистских допущений;

5) она должнабыть приложима к более широкому классу исследуемых родственных объектов,а не толькок тем,для объявления которых она была выдвинута.

6) должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения, как прямого, так и косвенного.

При всех различиях эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними подвижна. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит новые более сложные задачи. С дугой стороны теоретическое познание открывает более широкие горизонты для эмпирического познания. В процессе научного познания недопустимо разрушение единства теории и практики.
25 Проблема и гипотеза как формы научного познания

К числу основных структурных компонентов теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании. Это противоречие между старым и новым знанием: между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями.

Очень важно в процессе исследования точно сформулировать проблему. Эффективность этой процедуры, помимо личного опыта, зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы.

Постановка проблемы: 1. Попытка устранения возникших аномалий с помощью модификации существующих теорий – уточняются начальные и граничные условия, добавляются новые допущения с цель. объяснить возникшие аномалии уже существующим знанием. 2. После этого осуществляется проверка на правильность самой формулировки проблемы: она не должна быть противоречивой, тавтологичной. 3 Затем из проблемы выводятся логические следствия, допускающие эмпирическую интерпретацию. 4. На четкость постановки проблемы влияет такое субъективное состояние как интерес к решаемой проблеме со стороны субъекта познания.

Стадия решения проблемы начинается с понимания проблемы: отделения известного и неизвестного в проблеме, выделения таких элементов проблемы, которые являются непосредственным носителем аномалий, противоречий. Затем ставится задача ликвидации неизвестного в проблеме, с этой целью выдвигается гипотеза.

Гипотеза – это предполагаемый ответ на поставленный вопрос, это вероятностное предположение о свойствах объективной реальности. Поэтому надо отличать гипотезу от догадки, допущения, домысла. В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материа- лом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые — более лучшие и достоверные факты.

3. Гипотеза не должка содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективньа противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.

4. Гипотеза должны быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

5. Гипотеза должна быть приложймой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должка допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки. Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность. Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.

К формулировке гипотезы также предъявляются определенные требования: гипотезы должны иметь минимум исходных посылок (при этом они должны быть глубокими и содержательными), максимум дедуктивных следствий.

Сразу же после выдвижения гипотезы предпринимаются попытки ее доказательства или опровержения. Если гипотеза не опровергается данными наблюдений и экспериментов, то она нуждается в дальнейшей разработке и проверке.

Гипотезы подразделяются: на эмпирические, получаемые с помощью обобщения фактов; аксиоматические (постулаты); эволюционные (не вносящих кардинальных положений в науку; революционные (устанавливают новые фундаментальные положения).

Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований: она должна соответствовать фундаментальным исходным законам и принципам, которые уже доказаны; гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке. После своего выдвижения гипотеза может быть:

1)подтверждена и превращается в теорию; 2) не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза. 3) ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак.

После того как гипотезы выдвинуты, необходимо решить, какими методами осуществлять дальнейшее познание.

Наши рекомендации