Цивилизационная концепция общественного развития
Она представлена неск. теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно кот. нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивид., замкнутый хар-р развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из кот.есть. живой и сугубо индивид. обществ. организм, проходящий 1 и тот же, неизменный жиз. цикл, от рож-я до смерти. Все цив-ные концепции - не линейные, а циклические.
30. Техникасопровождает чел. с давних времен, но, чел. цивилизация не сразу стала технической. Интенсивное развитие техники произошло в ХХ веке, поэтому, только начиная с ХХ века, техника стала предметом философии. Впервые рассуждать о проблемах взаимодействия техники и общества начали Эрнст Капп и русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер.Для древних греков «технэ» (античное «технэ» – это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками: военная техника, игрушки, модели, изделия ремесленников и даже произведения художников) располагается ниже мудрости, и ключом для понимания «технэ» является знание общего.В средние века техника сох-ет свое вторичное знач-е и счит-ся результатом божеств.тв-ва. В нов.время желание чел. господствовать над природой реализуется в технике, она представляется как продолжение науки, выступает как сила чел. разума и результат его инженерных способностей. Карл Маркс приходит к выводу, что производ. силы, средства пр-ва явл-ся изначальным базисом об-ва. Средствами пр-ва явл-ся техника. В ХХ веке техника превратилась в силу, господствующую над человеком. Соврем.техника неразрывно связ. с развитием науки. Техника вкл-ся в самост. сферу жизнед-ти, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания».
Информатизация общества — организованный соц– эк. и научно-тех. процесс соз-я оптим. условий для удов-ия инфор. потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов мест. самоупр-я, организаций на основе формирования и исп-я инфор. ресурсов
Информационное общество – об-во, в кот.большинство раб-их занято производством, хранением, переработкой и реализацией info, особенно высшей ее формы – знаний.
Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производ-ти и облегчения условий их труда.
Основ.критериями развитости информационного общества явл-ся следующие:Наличие компьютеров; Уровень развития комп. сетей, Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области инфор. технологий.
31. Техника сопровождает чел. с давних времен, но, чел. цивилизация не сразу стала технической. Интенсивное развитие техники произошло в ХХ веке, поэтому, только начиная с ХХ века, техника стала предметом философии. Впервые рассуждать о проблемах взаимодействия техники и общества начали Эрнст Капп и русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер.Для древних греков «технэ» (античное «технэ» – это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками: военная техника, игрушки, модели, изделия ремесленников и даже произведения художников) располагается ниже мудрости, и ключом для понимания «технэ» является знание общего.В средние века техника сох-ет свое вторичное знач-е и счит-ся результатом божеств.тв-ва. В нов.время желание чел. господствовать над природой реализуется в технике, она представляется как продолжение науки, выступает как сила чел. разума и результат его инженерных способностей. Карл Маркс приходит к выводу, что производ. силы, средства пр-ва явл-ся изначальным базисом об-ва. Средствами пр-ва явл-ся техника. В ХХ веке техника превратилась в силу, господствующую над человеком. Соврем.техника неразрывно связ. с развитием науки. Техника вкл-ся в самост. сферу жизнед-ти, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания».
Информатизация общества — организованный соц– эк. и научно-тех. процесс соз-я оптим. условий для удов-ия инфор. потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов мест. самоупр-я, организаций на основе формирования и исп-я инфор. ресурсов
Информационное общество – об-во, в кот.большинство раб-их занято производством, хранением, переработкой и реализацией info, особенно высшей ее формы – знаний.
Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производ-ти и облегчения условий их труда.
Основ.критериями развитости информационного общества явл-ся следующие:Наличие компьютеров; Уровень развития комп. сетей, Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области инфор. технологий.
32. Сократ смысл жизни видел в счастье; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать доброд. чел. и ответственным гражданином; Эпикур- в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Фейербах- в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей др к др, Маркс - в борьбе за коммунизм, Ницше- в “воле к власти”, англ. фил-фы XIX века - в достижении выгоды, пользы, успеха.В отличии от медицины фил-я рас-ет смерть с т.з. осознания смысла смерти как завер. этапа чел. жизни. Перед лицом смерти чел.способен понять и оценить прожитую жизнь.
Древние египтяне рас-ли земное сущ-е как подготовку к загроб. жизни. Др. японцы счит., что чел. после смерти продолжает жить в своих потомках.
Платон создал учение о чел, состоящем из 2 частей, - бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела. Тело в рез-те смерти превращ-ся в прах. Это учение впоследствии было воспринято христианством.
Иное понимание смерти характерно для философии Эпикура и стоицизма. Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит - нас уже нет.
В христ-ве смерть пред-ся как кара Адаму и Еве за совершенные ими грехи. Поэтому смерть харак-ся как недоступное разуму таинство, противоречащее дух.сущности чел. Именно поэтому глав. мотивом христианства явл-ся вера в спасение и преодоление смерти.
Если религ. и идеалист.учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия чел, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают перед значительными трудностями при решении этого вопроса.
Извест. фран. ф-ф М.Монтень отмечал, что “бессмертие обещают нам т. Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом”.
33. Культура— это нрав, моральные и матер.ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» хар-ся опр. историч.эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. К. хар-ет народы: культура готов, славянская культура и др. К. может относиться к сферам деят-ти чел: массовая К, худож. К.
Цивилизация – опр. ступень развития об-ва, его матер.и дух. культуры.
Термин "цивилизация" исп-ся в различных смыслах. Во-первых, цивилизация предстает как истор. ступень в развитии чел-ва, кот.нач-сь после варварства и хар-ся образованием классов, гос-ва, урбанизацией и возник-ем письменности. Во-вторых, понятие цивилизации исп-ся как хар-ка целостности всех культур, их общечел. единство. В-третьих, этот термин исп-ся как синоним термина Материальная культура", т.е. то, что дает комфорт и удобство, предоставляемое техникой. В-четвертых, цивилизация выступает как хар-ка единства истор. процесса.
Типы цивилизаций:
1. По типу хозяйственной деятельности: Земледельческая и Индустриальная
2. В зависимости от контакта с др. цив-ями: Открытые и Закрытые
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории:Восточная/ Западная/ Промежуточная
4. В зав-ти от способа пр-ва: Первоб/ Рабовл/ Феод/ Буржуаз/ Социалист
Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной цивилизации характерно:
1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил чел. («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);
2. Чел. рас-ся как активное существо, призван преобразовать мир,
3.Направленность деят-ти чел. на преобразование предметов, а не самого себя;
4. выс. ур-нь развития техники и технологий.
Для традиционной:
1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель,
2. Направленность чел. на самосовершенствование;
Цивилизация -- это такой ур-нь и состояние об-ва, кот.присущи выс. взлет культуры.
Современная цивилизация, чаще всего именуемая постиндустриальной, формирует собственную культуру, кот.имеет свои отличительные черты, и прежде всего выс. уровень развития науки, техники и технологий. Однако вышеуказанные особенности совр. цивилизации принесли чел-ву не т. позитив.изменения. Самым глав.негативным ее последствием стало возникновение глобальных проблем совр. цив-ии.
34. Глобальные проблемы== сов-ть проблем чел-ва, от решения кот.зависит соц. прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; загрязнения окр. среды, в т.ч. атмосферы, мир. океана и т.д.; устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение чел-ва необходимыми природными ресурсами; прекращение стремительного роста нас-я и устранение опасности "депопуляции". 21 век, т. начавшись, уже добавил свои проблемы: м/унар. терроризм, наркомания и СПИД.
Глоб. проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего чел-ва, для их разрешения требуются усилия всего чел-ва, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи м/у собой.
Классификация: 1)м/у гос-ами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); 2) экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; 3) м/у общ-ом и чел. (демография, здравоохранение, образование и др.).
ОСОБЕННОСТИ ГЛОБ. ПРОБ.:охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего, требуют объединение всех стран и народов.
Классификация: 1) политич. хар-ра (предотвращ-е яд. войны, сохранение мира), 2) соц. хар-ра (демограф. проб., межнац. отн-я, кризис культуры и нрав-ти), 3) природно-эк. хар-ра (экологическая, энергетич., продовольствен., сырьевая), 4) смешанного хар-ра (терроризм, регион.конфликты, технологич. аварии), 5) научного хар-ра (освоение космоса)
35. Человек = биосоц. сущ-во, обладающее сознанием, речью, умением трудиться и создавать ценности.Личность= это результат соц. становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жиз. опыта.Личность = сов-ть св-в, присущих опр. чел. и составляющих его индивид-сть; отдельное чел-ое "я". Индивид = отдельно взятый чел., представитель чел. рода .Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер. Индивидуа́льность(от лат.— неделимое, особь) = сов-ть характерных особенностей и св-в, отлич-их 1 индивида от др; своеобразие психики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивид-ть проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств.Предпосылкой формирования чел. индивид-ти явл-ся, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивид-ть отстаивают.
Чел. есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. ( Ф.М. Достоевский).Проблема человека в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает чел. в мире, причем не только чем он фактически явл-ся, но и чем может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.
36. Досократовская фф. Ф-фы досократ. ф-ии искали ответ на вопрос о том, что есть первоначало и сущность мира. На этот вопрос ф-фы отвечали как материалисты. Основ. центрами развития досократ. ф-ии были Милет, Эфес и Юж. Италия.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр) - известна как 1ая фил.школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в опр. материальном принципе. Основой всего сущего Фалес считал воду. Фалес утверждал: что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимандр—первоначало «апейрон», нечто неопределенное, или вечное первоначало, присущее всем вещам. По Анаксимену—первоначало воздух.
С именем Гераклитасвязано возникновение еще 1 сильной фил. школы Др. Греции. Основой всего Гераклит считал огонь. Он писал «мир не создан богом, не создан и челом, а сущ-вал и будет сущ-ть вечно. Мир материален—он не сотворим и не уничтожим.
Ксенофан из элейской школы. Фф элеатов это дальнейшее рационализация знаний; освобожд.мышления от метафорических образов. Они постигали мир разумом. Центральное понятие Фф Эл проблема бытия. Наиболее полно—Парменид. Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, явл-ся наука о бытии, сущем. По нему бытие это то, чо есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается. Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон. Зенон известен по своим апроиям(отсутствие выхода, тупик или непреодолимая трудность) он считал, что матер., даваемая чувствами нельзя логически осмыслить. 40 апорий против многообразия, 5 против движения.
36. этика и диалектика Сократа.
Сократ является основоположником классической античной философии. Классическая - значит образцовая, совершенная, завершенная, т.е. такая, которой мы должны следовать, чтобы достигнуть совершенства.
Важнейшой ФФ проблемой по Сократу является человек и его нравственные качества, а познание самого себя – самая главная задача. По Сократу, исслед-ие природы—это бесполезное занятие, т.к. даже если мы познаем законы природы, мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Космологический скептицизм, изучая чела, он получает такие знания, которые ему нужны.
Что есть Добро и зло? Фф Сократа наз. Этическим рационализмом. Смысл в том, что Сократ пытается дать определение нравственным категориям. Вопросно-ответный метод Сократа в его бремя называли ДИАЛЕКТИКОЙ.
Знание полезно для человека, а польза – это то, что необходимо человеку для бытия. Благо – это польза, которая никому и никогда не приносит вреда. Добро – это добровольное принесение кому-либо блага, без преследования корыстных целей. Таким образом, Сократ считает, что истинное знание и есть подлинное благо, в основе которого лежит не столько польза, сколько добро.
Второй задачей философии, по Сократу, является достижение человеком свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и в этих границах, опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно и без заблуждений.
Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога. Диалектика – это искусство вести диалог.